Культура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:50, реферат

Описание

Культура Древней Руси - культура восточно-славянских княжеств (позже - единого Московского царства) с момента первичного зарождения государственности в IX веке до XVII века включительно.

Содержание

Введение
1. Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры
2. Культура Древней Руси
2.1 Письменность и просвещение
2.2 Книгописание на Руси
2.3 Уровень грамотности населения
2.4 Темы и жанры литературы
2.5 Летописание
2.6 Архитектура и строительство
2.7 Живопись
2.8 Музыка
2.9 Декоративно-прикладное искусство
атериальная культура

Заключение

Работа состоит из  1 файл

экзаменационный реферат по МХК.docx

— 34.39 Кб (Скачать документ)

С XII в. летописи стали более  подробными, в них уже четко  прослеживаются симпатии и позиции  авторов и их заказчиков. В дальнейшем "Повесть" входила непременной  составной частью как в киевское летописание, так и в летописи отдельных русских княжеств, являясь  одной из связующих нитей для  всей культуры Руси.

     2.6 Архитектура и строительство

Многообразная и богатая  русская архитектура надолго  сохранила силу художественного  воздействия. Как и древнерусская  литература, архитектура была связана  с жизнью государства и важнейшие  этапы ее развития в основном совпадают  с периодизацией российской истории.

Дохристианская Русь имела  древнюю традицию деревянного зодчества. В жилищном строительстве сложились  два типа построек. На севере жилища были наземные, с деревянным полом, срубными стенами, двускатной крышей и  большой печью, сложенной из камня. Южный тип жилища условно можно  назвать полуземлянкой. Деревянные стены частично были присыпаны землей, печи были глиняные. Княжеские и  боярские терема представляли собой  несколько срубных помещений, соединенных  крытыми переходами и покрытых высокими кровлями. Парадную роль выполнял большой  и светлый зал - гридница: место  приема гостей и пиршеств князя и  его дружины.

О культовых сооружениях языческой Руси ничего практически не известно. А первый деревянный христианский храм (церковь Ильи Пророка в Киеве) был построен в 1-ой половине Х в.

Интенсивное развитие деревянного  зодчества было вызвано ростом городов  в Киевской Руси. Летописи упоминают  о постройке многочисленных "городов", "городцов", "детинцев", "кремлей". Огромную роль в X-XI вв. играло оборонительное строительство; непременным атрибутом любого поселения являлись надежно укрепленные "остроги" - земляные валы со рвами перед ними и деревянными стенами наверху. К середине XII в. с образованием удельных княжеств строительство городов и укрепление границ достигло небывалых масштабов. Об этом свидетельствуют письменные источники и археологические данные. Если до середины XII в. археологами было обнаружено 37 городищ, то с середины XII - середины XIII в. было зафиксировано уже 425 остатков поселений.

Резкое увеличение числа  городских поселений происходило, прежде всего, за счет так называемых "малых городов", площадь которых, колебалась от 0,2 до 2 гектаров. Рост числа  именно таких, укрепленных рвами  и валами и обнесенных деревянными  стенами, городов объясняется тем, что княжества, достигнув политической независимости, начинали укреплять  свои границы. Так появились Москва, Тверь, Кострома, Нижний Новгород, Коломна, Полтава, первоначально не игравшие заметной экономической или политической роли, но выполнявшие функции порубежных крепостей.

С принятием христианства древнерусские мастера освоили  перенятую у византийских зодчих сложнейшую архитектурную конструкцию  крестово-купольного храма. Одновременно шел процесс адаптации чужой  культуры к местным традициям, начинались поиски собственной системы зодчества.

В XII в. начали складываться  местные архитектурные школы в Чернигове, Овруче, Галиче, Смоленске, Полоцке. Одна из ярких школ древнерусского зодчества - владимиро-суздальская - появилась в середине XII в. Независимая политика владимирских князей (особенно Андрея Боголюбского), стремившихся превратить Владимир в административный и духовный центр Северо-Восточной Руси, стимулировала невиданную вспышку строительной активности. Статичность и суровая скупость декора ранних построек сменились новыми архитектурными формами, в которых органически слиты классическое совершенство конструкций и строительной техники, ясность пропорций, богатство резного белокаменного декора. Искусство белокаменной резьбы достигло своей вершины в изощренном декоре последнего памятника владимиро-суздальской школы - Георгиевского собора в Юрьеве-Польском: сплошь покрывавшие его стены орнаментальные и сюжетные рельефы, многофигурные композиции воссоздавали христианско-славянскую картину мироздания.

Византийские зодчие принесли на Русь технику каменной кладки со скрытым рядом, при которой ряды кирпича на фасаде здания выходили через один, а промежуточный ряд  был отодвинут вглубь и прикрыт  слоем розоватого раствора с примесью толченой керамики (цемянки). При меньших затратах строительных материалов стена храма получалась более прочной и декоративной и практически не нуждалась в дополнительной отделке. Сочетание собственно древнерусских традиций и византийских новшеств создавало своеобразный архитектурный стиль.

     2.7 Живопись

В культуре языческой Руси довольно часто встречались живописные изображения, но только с принятием  христианства древнерусские мастера  овладели секретами абсолютно новой  для них образной системой изобразительного искусства - церковных мозаик, росписей, книжной миниатюры. На Русь пришла станковая  живопись - иконопись. Византия не только познакомила древнерусских мастеров с новой для них техникой живописи, но и открыла им иконографический канон, за абсолютным выполнением которого следила церковь. Икону называли "богословием в красках" и видели в ней средство обращения чувств и мыслей, верующих к божественному миру. Условность письма должна была подчеркнуть в облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность, поэтому фигуры писали плоскими, неподвижными, использовалась особая система изображения пространства - обратная перспектива. Фигуры на иконе не должны были отбрасывать теней, но освещены сиянием, которое достигалось при помощи общего золотого фона иконы. Кроме того, икона должна была быть аскетичной. Изможденные лики святых на иконе призваны были формировать у верующих новую форму жизненных отношений, противопоставляя их мирским чувствам и устремлениям.

Самые ранние из сохранившихся  произведений древнерусского изобразительного искусства были созданы совместно  византийскими и местными мастерами, среди которых выделялся Алимпий - монах Киево-Печерского монастыря (конец XI в). Наиболее развито было искусство мозаики и фрески. В соборе св. Софии в Киеве мозаики покрывали наиболее важные и освещенные части храма - центральный купол (Христос Вседержитель) и алтарь (Богоматерь-Оранта). Остальная часть собора была украшена фресками: сцены из жизни Христа, Богоматери, архангела Михаила. В храме были созданы также фрески на светские темы: два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей, фигуры скоморохов, музыкантов, сцены охоты и придворной жизни.

Особое место в древнерусской  живописи занимала книжная миниатюра. Изображениями евангелистов, например, было украшено "Остромирово евангелие". Портретные изображения великокняжеской  семьи были помещены в Изборнике  Святослава 1073 г.; портреты Ярополка и  его семьи в "Мстиславовом евангелии" написаны в Новгороде мастером Алексой.

С ослаблением политической силы Киева и образованием удельных княжеств достигли наивысшего расцвета художественные региональные школы. Со 2-й половины XII в. во фресках церквей Георгия в Старой Ладоге и особенно Спаса на Нередице начал формироваться собственно новгородский стиль. Наиболее типичными чертами новгородской живописи являлись острота характеристик образов (внушительность, укрупненность, суровость); сочетание контрастных цветов, отсутствие византийской утонченности и использование фольклорных идей.

     2.8 Музыка

Вокальная и инструментальная музыка составляла неотъемлемую часть  различных обрядов. Существовали музыкальные  инструменты различных типов, важное место в семейном и общественном быту занимали народная песня, обрядовый  фольклор.

В древней Руси не было развитых форм профессиональной светской музыки, песня бытовала в народе, являясь  также неизменной принадлежностью  княжеского и дружинного быта. Высокое  положение в обществе занимали в X-XI вв. княжеские "песнетворцы", прославлявшие князей и их дружины.

В былинах запечатлены  имена музыкантов-новгородцев. Это  и волшебный гусляр Садко, заставивший  своей игрой плясать царя морского. Это и богатыри, игравшие на гуслях, - Василий Буслаев, Добрыня Никитич. Выступали и профессиональные безымянные музыканты-скоморохи. Обладая даром  сочинителей, они в то же время  были знатоками и хранителями  устных традиций обрядовой народной музыки. Церковь порицала участие  скоморохов в народных игрищах, ей были чужды обрядовые народные песни  и сопутствующие инструменты - труба, сопель, гусли, бубен.

После принятия христианства начала развиваться церковная музыка. Из Византии вместе со священнослужителями  прибыли на Русь руководители церковных  хоров - регенты. Церковное пение  являлось обязательной учебной дисциплиной  в монастырских школах. С распадом государства на отдельные княжества  основным хранителем древнерусской  народной песенной традиции стал Новгород.

     2.9 Декоративно-прикладное искусство

Древнерусские мастера были искусными кузнецами и оружейниками, кожевенниками и гончарами, ювелирами  и резчиками по дереву, каменщиками, стеклодувами. В декоративно-прикладном искусстве древней Руси особенно оказались живучи образы языческой  мифологии. Резные корабли, деревянная утварь, мебель, расшитые золотом ткани  и ювелирные изделия пронизаны  поэзией мифологических образов. Вещи, найденные в кладах, украшены изображениями  животных, имевших символическое  значение. Образцом русского декоративно-прикладного  искусства с истоками, уходящим в  глубину тысячелетий, является Турий  рог из княжеского кургана Черная Могила в Чернигове. Турий рог  у древних славян использовался  в качестве священного обрядового сосуда.

Одной из вершин декоративно-прикладное искусство Древней Руси достигло в цветных эмалях - перегородчатой и выемчатой. Эмалью украшались женские  головные уборы, цепи, колты, переплеты книг, образки. Древнерусские мастера были искусны в ювелирной технике. Высокохудожественного уровня достигло лицевое (изобразительное) шитье и мелкая пластика. Главными центрами создания этих изделий были монастыри и мастерские при великокняжеском дворе. Лицевое шитье выполнялось чаще всего гладью, разноцветными шелками. Золото и серебро применялось до XVI в. мало и только в качестве цвета, обогащающего ясные и чистые краски. Вышивальщицы создавали произведения, не уступающие живописным, их не привлекали ни приемы, ни цветовая гамма иноземных образцов. Византийские композиции творчески перерабатывались.

 

     2.10 Материальная культура

В материальной культуре древних  славян (орудиях труда, предметах  быта, оружии, украшениях, одежде и т.д.) сохранились следы античной, скифской, сарматской культур. В Приднепровье высокого уровня достигло производство керамики, обработки железа и кости. На Оке развивались кузнечное и ювелирное ремесла. В VIII-IX вв. самостоятельными отраслями производства становятся литейное, гончарное, ювелирное и косторезное ремесла. Появились новые технические приемы и виды производств: чеканка, зернь, а со второй половины X в. - производство шлемов и кольчуг, эмали, стекла, декоративной строительной керамики. В XII в., в период бурного развития городов, ремесленное производство дифференцировалось и по профессиям, и по социальному признаку. Вотчинные ремесленники работали на княжеский двор, ремесленники посадские - на город. На княжеских дружинных пирах роскошные изделия и ювелирные украшения поражали гостей. До нас дошли имена лучших мастеров того времени - Флор Братила и Константин Коста из Новгорода, Лазарь Богша из Полоцка, Максим из Киева. Большой интерес представляет напрестольный крест из Спасского монастыря в Полоцке, созданный Лазарем Богшей в 1161 г.

О повседневной жизни городского населения свидетельствует коллекция  предметов, собранная на раскопках  в Новгороде за 1932-2002 гг. Она насчитывает  в общей сложности более 150 тысяч  изделий из всех известных в Древней  Руси материалов: железа, цветных и  драгоценных металлов, кости, камня, глины, стекла, янтаря, кожи, дерева, бересты. Различные естественнонаучные и технические методы исследования позволили раскрыть технологию производства, уровень технического развития ремесел, приемы и методы ювелиров и кузнецов, резчиков по дереву и др. При изучении технологии ремесленного производства было установлено ее изменение от более сложных приемов и способов в X-XII вв. к более простым в XII-XV вв. Даже предметы утилитарного назначения - детали жилища и саней, ковши и ложки, рукоятки ножей - сделаны с большим художественным вкусом и профессиональным мастерством.

Археологами в Новгороде  собрана также огромная коллекция  мужской, женской и детской обуви. Установлено, что жители Новгорода  до присоединения к Московскому  царству носили только кожаную обувь. Лапти из лыка или бересты ни разу не были обнаружены в слоях X-XV вв., хотя и лыко, и береста хорошо сохраняются  в культурном слое Новгорода.

    II. Заключение

Начиная с древнейших времён славянские народы искали пути к объединению. Несколько раз их культурный уровень поднимался до создания единого государства и каждый раз нашествие кочевых племён отбрасывали их на века в своём развитии. Наконец им удалось объединиться в единое Русское государство. Новый шаг в своём культурном развитии Русь делает в конце X - начале XI вв. Крещение Руси определило ее культурно-историческую судьбу. С принятием христианства постепенно менялось мировоззрение людей, их восприятие жизни, представления о красоте и творчестве. Изменилась роль и функции городов, которые превращались в центры культурной общности.

Таким образом, уже в это  время Русь не отстаёт от других стран. Происходит рассвет культуры и искусства. Заставив считаться  с собой даже могущественную Византию, Киевская Русь становиться одной  из ведущих стран тогдашнего мира.


Информация о работе Культура Древней Руси