Местное управление в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 09:59, контрольная работа

Описание

Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно.

Содержание

Ведение 3
1. История формирования и развития органов местного управления в России до середины XIX века 4
2. Местное управление в России в первой половине 19 века 6
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

Николай I поручил Секретному комитету 1827 г. разглядеть результаты деятельности А.Д. Балашова. Секретный комитет пришел к выводу, что реформы Балашова были очень «поверхностны». После этого во всех пяти губерниях возвратились к прежнему порядку управления. Генерал-губернаторы были сохранены в Петербурге, Москве и на окраинах страны, где требовались более широкие права местной администрации. В середине столетия в России было два наместничества (в Царстве Польском и на Кавказе) и десять генерал-губернаторств.

В местном управлении в основном сохранилась система административных учреждений, созданная реформами Екатерины II в 1775 – 1785 гг. Главой местной администрации являлся губернатор. После сотворения министерств губернаторы были подчинены МВД. Во главе многих губерний при Николае I были поставлены военные губернаторы.

Так, в Ярославской губернии должность военного губернатора была установлена во время посещения Николая I в 1834 г. для К.М. Полторацкого. Если в начале правления Николая I посреди губернаторов военных была лишь треть, то к 1853 г. уже 51,7 % из них были генералами.

Губернаторы осуществляли надзор за местными органами всех ведомств, хотя конкретно губернатор не председательствовал в таковых губернских учреждениях, как казенная палата, палата государственных имуществ, палата уголовных дел и палата гражданских дел.

3 Июня 1837 г. был принят «Общий наказ гражданским губернаторам». Согласно наказу, «гражданские губернаторы, как непосредственные начальники вверенных им Высочайшею волею губерний, суть первые в оных блюстители неприкосновенности верховных прав самодержавия, польз страны и повсеместного чёткого выполнения законов, уставов, Высочайших велений, указов Правительствующего Сената и предписаний начальства».[2] Главной целью губернатора был надзор за административной, полицейской и судебной деятельностью местных учреждений. Губернаторы могли вмешиваться в судебные разбирательства на любой инстанции. В низших инстанциях губернаторы могли остановить рассмотрение дела, а в случае несогласия с палатами уголовного и гражданского суда могли переносить дело в Сенат. Они владели правом утверждать приговоры палат и низших инстанций, но изменить приговоры судов не имели права. Губернатор не мог отступать от законов, учреждать новейших налогов, не имел права наказать кого либо без суда.

Наиближайшими ассистентами губернаторов оставались вице-губернаторы. В 1842 г. Возникло «Общее положение о правах и обязанностях вицегубернатора», развивавшее главные положения, изложенные в «Наказе гражданским губернаторам». До 1845 г. вицегубернаторы делали принципиальные обязанности председателя Казенной палаты. Они вступали в управление губернией на период отсутствия «начальников губерний» в связи со служебными командировками, отпусками либо болезнью.

Главными губернскими учреждениями оставались губернское правление, казенная палата, приказ публичного призрения и управа благочиния. Главным административным учреждением губернии числилось губернское правление. Каждое губернское правление сначала являлось коллегиальным учреждением под председательством губернатора. Компетенция губернских правлений во многом была аналогична губернаторской. Они отвечали за обнародование в губернии законов и осуществляли контроль за их исполнением, контролировали развитие местного сельского хозяйства, индустрии, здравоохранения и т.д. В 1860 г. следственная часть была изъята из ведения губернских правлений и передана в Министерство юстиции. Губернское правление состояло из общего присутствия и канцелярии. Также к нему относились казначей с ассистентом, типография, архив и губернский землемер с чертежной. Штаты губернских правлений в дальнейшем пересматривались в сторону роста численности чиновников и их окладов.

В первой половине столетия самостоятельная роль губернских правлений уменьшалась, они все более преобразовывались во вспомогательное учреждение при губернаторе. В согласовании с «Наказом» 1837 г. губернатор утверждал все постановления губернского правления, то есть был изменен установленный в 1802 г. порядок. Сейчас решения принимались на заседаниях губернского правления не коллегиально, а по усмотрению губернатора как «начальника» губернии, не считая судебной части, где, как и ранее, требовалось большая часть голосов.

В первой половине XIX в. росло значение канцелярии губернатора. Служащие вели переписку по делам о печати, о рекрутских наборах, о выдаче заграничных паспортов и подорожных, об утверждении судебных приговоров и результатов торгов казенным имуществом.

В составе канцелярии губернатора считались правитель, секретарь, ассистент правителя, письмоводители, старший и младший чиновники особых поручений.

При канцелярии могло быть несколько внештатных кандидатов по выбору губернатора.

В первой половине XIX в. Рост бюрократизации проявлялся в увеличении количества государственных учреждений всех уровней – высших, центральных, местных, а также в усложнении их функций. В местных учреждениях верхневолжских губерний, как и по всей России, усилился бюрократический централизм, размер делопроизводственной документации, а также происходила военизация гражданского аппарата. В это время возросла дифференциация и специализация государственных органов.

В жизни русских регионов была велика роль губернаторов, провозглашенных «хозяевами губерний».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Система местного управления есть совокупность организационных форм  осуществления местного управления в рамках муниципалитета. Под системой местного управления понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного управления, территориального общественного самоуправления, других организационно - правовых форм осуществления местного управления, через которые население муниципального образования реализует власть, решает, исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций, вопросы местного значения.

Можно сказать, что процесс становления системы местного управления в России – процесс очень сложный и незавершенный, поскольку с приходом Великой Октябрьской революции система эта была разрушена. В настоящее время с большим трудом она возрождается и преобразовывается. В то время проблемой являлась крайняя бюрократизация аппарата местного управления, проводились различные преобразования для устранения этого недостатка, но, несомненно, местное управление имело много положительных моментов. Во-первых, оно противостояло монархии, сдерживало абсолютизм, централизацию власти. Кроме того, местное управление позволяло учитывать диалектику, особенности губерний, в которых оно действует, извлекать максимальную пользу из ресурсов. Местное управление также обеспечивало социальную защищенность населения, создавая ряд муниципальных учреждений.

              Так или иначе, местное управление сыграло большую роль в судьбе России. Если бы оно продолжило свое существование после революции, оно бы, наверное, преобразовалась до достаточно высокого уровня.  

 

 

Список литературы

 

1.      Градовский А.Д. Переустройство нашего местного управления. Собр. соч. в 9 т. СПб.: 1903, Т. 8

2.      Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические университеты (Первая половина XIX в.). М., 1981.

3.      Морякова О.В. Система местного управления при Николае I. М., 1998.

4.      Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. М.: 1996

5.      http://www.yspu.yar.ru

 

 

 

 

 

 

14

 



[1]  Градовский А.Д. Переустройство нашего местного управления. Собр. соч. в 9 т. СПб.: 1903, Т. 8, С.546.

 

[2] Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические университеты (Первая половина XIX в.). М., 1981.


Информация о работе Местное управление в России