Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:08, сочинение

Описание

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
4. Источники права древнерусского государства

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка по истории государства и права России.docx

— 207.37 Кб (Скачать документ)

8. Падение феодального  типа государства и права в  России – Февральская буржуазно-демократическая  революция.

 

9. Октябрь 1917 г. – Великая  октябрьская социалистическая революция.  Она породила новый тип государства  и права – социалистический  тип, который в свою очередь  делится на периоды:

 

1) социалистическая революция  и создание советского государства;

 

2) переходный период или  период НЭПа;

 

3) период государственно-партийного  социализма;

 

4) период кризиса социализма.

 

10. Современный период  развития демократического государства  и становления государства и  права Российской Федерации. Его  начало связывается с распадом  СССР и принятием 12 декабря  1993 г. действующей Конституции  РФ.

3. Возникновение государственности  у славян. Образование древнерусского  государства. Теории происхождения  древнерусского государства 

 

В IX в. на территории современной  России располагались первые государства:

 

1) Куявия – на территории  Киева;

 

2) Славия – на территории  Новгорода;

 

3) Арсения – ее место  расположения историкам не известно.

 

Государственность руссов складывалась под влиянием Хазарского каганата. Хазары не были христианами, но они  были веротерпимыми, что способствовало образованию самостоятельного государства. Однако с хазарами постоянно происходили  вооруженные столкновения, так как  в VIII–IX вв. Хазария успешно торговала  на рынке рабов, большей частью которых  были – плененные восточные славяне.

 

Хазария, будучи государством восточного склада, во многом определила культурное развитие Русского государства  не только как многонационального, но прежде всего как совмещающего в себе черты европейской правовой системы и черты восточного влияния.

 

На развитие государственности  племен восточных славян немало повлияли азиатские народы тюрко-татарского племени: печенеги, торки (тюрки), половцы  и уже в XIII в. – татары, поселившиеся в южных местностях.

 

Образ жизни славян – оседлый. Быт – соседская община. Главное  занятие – земледелие.

 

Признаки образования  Киевской Руси как государства:

 

1) переход от родовой  общины к территориальной и  соседской;

 

2) наличие власти одних  лиц над другими, формирование  аппарата власти;

 

3) введение налогов на  поддержание государственного механизма.

 

Основной причиной возникновения  Киевского государства ученые называют сброс ига норманов с новгородских земель в середине IX в. Возникла необходимость  защиты территории вооруженными силами, а значит, появилась потребность  в государственном аппарате. Волнения по поводу постоянных внешних вторжений  продолжались, поэтому группа жителей  направилась к варягам (русичам), из числа которых был избран правитель (князь, воевода) на землях русских. Таким образом, в Новгороде стали княжить Рюрики, впервые официально оформилась государственность на территории современной России.

 

Единственным правителем в Новгороде стал один из трех братьев  Рюриков, который после своей  смерти оставил малолетнего наследника – Игоря. Вместо малолетнего наследника (в те годы не существовало обязательного  перехода власти по кровному наследию) правителем стал Олег по прозвищу Вещий.

 

Вещий Олег в 882 г. отправился в поход и захватил Киев, а также  другие земли на пути «из варяг  в греки» – образовалась единая территория Руси. Олег присоединил  к Руси еще множество территорий посредством захвата либо мирного  присоединения соседских земель. Он же и перенес столицу в Киев, благодаря чему Русь была названа  Киевской, а все князья – «великими  киевскими».

 

Окончательно оформилось Русское государство – Киевская Русь.

 

Норманизм и антинорманизм  – это две теории образования  Киевского государства. Автором  первой версии является Байрон, который  сделал свои выводы на основе прочитанных  рукописей. Автором второй версии является Ломоносов.

 

Обе теории сходятся во мнениях, что Киевская Русь образовалась с  момента правления Рюриков, но их точки зрения расходятся в определении  национальной принадлежности Рюриков:

 

1) норманизм отстаивает  точку зрения, что Рюрик по  происхождению норманн;

 

2) антинорманизм придерживается  мнения, что Рюрики не нормандцы.

4. Источники права древнерусского  государства 

 

Источниками права являются официальный документ или документ иной формы, содержащие нормы права  на том или ином историческом этапе  либо вообще документально не зафиксированные  нормы права.

 

Источники права Древнерусского государства – источники права, существовавшие в период становления  и развития Древнерусского государства.

 

Виды таких источников права.

 

1. Обычай. Он существовал  и использовался до 1917 г. на  территории Российского государства,  но только для крестьянства.

 

2. Письменные памятники  права. Они опирались в своих  положениях на обычное право,  которое лишь через них получило  официальное признание:

 

1) Первая Русская Правда (принадлежит к типу варварских  правд, т. е. таких законов,  которые принимались на начальном  этапе существования народов,  покоривших Римскую империю; такие  сборники норм права были однотипны,  так как все они содержали  обычное право, не были структурированы  и систематизированы; в них  содержались нормы процессуального  (формального) права, формы установления  права и санкции за правонарушения);

 

2) Русская Правда 1016–1019 гг. и Правда Ярославичей (относятся  к сборникам канонического права  и представляют собой уже более  структурированные и систематизированные  источники древнерусского права,  главным образом посвященные  уголовному и уголовно-процессуальному  праву в России того периода);

 

3) Стоглав 1551 г. (характеризуется  уже более полным объемом правовых  норм не только уголовного  и уголовно-процессуального характера,  но и всех иных сфер общественной  жизни: семейных отношений, гражданских  и т. п.);

 

4) Псковская и Новгородская  судные грамоты XIV–XV вв. (приняты  на основе Русской Правды, но  представлены уже значительно  более широким спектром норм, эти нормы отражали переход  к единому Московскому государству).

 

3. Межгосударственные договоры:

 

1) договоры северорусских  племен – характеризуются архаичностью, т. е. их нормы не отнесены  к какой-либо отдельной отрасли  права, однако при этом они  более систематизированы, чем  варварские правды;

 

2) договоры русских с  греками – являются самым древним  источником, они основывались на  византийском праве, которое во  многом имело черты римского, следовательно, структура этих  договоров была схожа с современной:  преамбула, основная часть и  заключение; эти договоры устанавливали  равное право субъектности Руси  и Византии, регулировали порядок  выдачи преступников друг другу,  порядок торговли друг с другом, официально оформляли отношения  между Византией и Русью;

 

3) договоры русских с  немцами XII–XIII вв. (ими устанавливался  торговый союз с немецкими  городами, который предполагал, что  представителем Руси и немцам  судиться каждому по своему  праву);

 

4. Церковные уставы. Церковь  в период древнерусского государства  имела значительное влияние на  всю систему государственного  устройства и права, эти уставы  закрепляли десятину (налог церкви), компетенцию церковных судов,  которые в те годы были единственными  по семейным и наследственным  отношениям.

 

5. Акты юридического быта, т. е. договоры, письма и т.  п., плохо до нас дошли. Междукняжие  ряды (договоры) – о браке, купле-продаже,  дарственные акты.

 

6. Юридические пословицы  и поговорки. Их историческое  значение для исследователей  заключается в том, что они  свидетельствуют о том, как  население воспринимало право  и государственную систему.

5. Государственный строй  древнерусского государства. Территориальное  устройство киевской Руси. Правовое  положение населения Руси 

 

Киевская Русь – это  раннефеодальное государство. В  нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности  и т. д. При этом Киевская Русь имеет  уже первые вышеперечисленные черты  государственности, выделившие ее из ранее  существовавшего племенного союза  славян. Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева  осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

 

Признаки раннефеодальной  монархии:

 

1) переход власти в порядке  наследования, при этом нет законодательного  закрепления механизма этого  перехода власти по старшинству  – от отца к старшему сыну;

 

2) отсутствует юридическая  ответственность правителя;

 

3) не сформированы институты  власти;

 

4) полномочия и статус  совета при князе никак не  установлены;

 

5) вече является чертой  демократического государства, но  оно созывалось в исключительных  случаях и не было постоянным  представительным органом;

 

6) городское собрание как  одна из черт ограничения власти  функционировало достаточно постоянно.

 

Органы власти не имели  постоянных полномочий.

 

Для характеристики формы  государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести  ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева  с удельными княжествами и  князей с боярами оформились в  систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной. Киевская Русь имела сильный центр –  Киев, который с помощью дружины  удерживал вокруг себя несколько  десятков удельных княжеств.

 

Во главе всей Руси стоял  Великий киевский князь, во главе  отдельных княжеств – собственные  князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

 

Со временем власть местных  феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

 

Население в Киевской Руси делилось на:

 

1) дружинников. Они подчинялись  непосредственно киевскому князю  либо удельному князю;

 

2) служилых людей, высшими  среди них являлись удельные  князья и собственно служилые  люди, обеспечивающие работу государственного  аппарата, а также к этому сословию  относили и слуг князей –  это низшая категория;

 

3) крупных феодалов-землевладельцев,  боярвотчинников. Они обладали  значительной властью в пределах  собственной вотчины, эта власть  постоянно возрастала и в дальнейшем  послужила одной из причин  феодальной раздробленности на  Руси;

 

4) крестьян. Их правовое  положение в период раннефеодальной  монархии было почти равным  всем другим сословиям, за исключением  имущественного положения, однако  с течением времени крестьяне  все более попадали в зависимость  от феодалов, что в дальнейшем  породило крепостную зависимость.

 

Особая категория населения  – это церковные служители. Они  в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как  церковь стала одним из самых  крупных феодалов-землевладельцев.

 

Политический режим в  Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

6. Вече и князь в древнерусском  государстве – высшие органы  власти. Система государственных  органов власти 

 

Система государственных  органов власти Киевской Руси:

 

1) Великий киевский князь;

 

2) удельные князья;

 

3) представительный орган  – всенародное вече;

 

4) совещательный орган  при великом князе – совет  старейшин;

 

5) наместники великого  князя в городах, посадники  (в его полномочия входили суд  и расправа в городах);

 

6) волостели – представители  Великого князя в селах (они  осуществляли судебные полномочия  в селах и деревнях).

 

Признаки государственной  власти в Киевской Руси:

 

1) она даровалась народом;

 

2) органы власти не имели  оформленной структуры и закрепленного  объема полномочий;

 

3) органы власти всей  Киевской Руси и отдельных  ее княжеств значительно между  собой отличались, удельные князья  формировали собственные органы  власти, которые осуществляли свою  власть параллельно с органами  киевского князя в соответствующем  княжестве;

 

4) взаимодействие Великого  князя и удельных князей осуществлялось  в порядке подчинения всех  киевскому князю.

 

Власть Великого князя  складывалась из самодержавной власти монарха и поддержки народа. Монархия в Киевской Руси не была абсолютной и полностью наследственной, народ  имел право свергнуть неугодного князя. Основной функцией как Великого киевского князя, так и удельных князей являлось руководство дружиной и защита Русской земли от вторжений.

 

Князь опирался на собственную  дружину. В случае военных действий формировалось народное ополчение.

 

Военные дружины мог иметь  не только князь. Это право принадлежало всем крупным феодалам. Поэтому народное ополчение созывалось великим князем из свободных вооруженных граждан, участвующих на вече, а также из крупных феодалов и их собственных  дружин. Таким образом, вооруженные  силы Киевской Руси складывались из дружины  Великого князя и народного ополчения.

 

Князь осуществлял свою власть по дворцово-вотчинному принципу.

 

Вотчина князя складывалась из:

 

1) земли, населенной людьми  князя;

 

2) земли всего княжества  с пригородами.

 

Дворцово-вотчинная система  власти означала абсолютную власть в  пределах вотчины князя, где проживали  люди князя, и ограниченную – на другой территории. Князь обладал  и судебными полномочиями. Его  суд считался лучшим, непредвзятым.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"