Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:35, шпаргалка

Описание

№1. ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г. ПРИЧИНЫ, ОСОБЕННОСТИ, ПОСЛЕДСТВИЯ.
№ 2. РОССИЯ В МАРТЕ-СЕНТЯБРЕ 1917 Г. ПАДЕНИЕ В ПРОПАСТЬ.
№ 3. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ПРИХОД БОЛЬШЕВИКОВ К ВЛАСТИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ. УПРОЧЕНИЕ ВЛАСТИ СОВЕТОВ.
...
№ 26. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ В 90-Е ГОДЫ.

Работа состоит из  1 файл

modul_3.docx

— 94.19 Кб (Скачать документ)

В культуре началась «оттепель», произошло частичное раскрепощение  личности (проза Д. А. Гранина, В. В. Дудинцева, А. И. Солженицына). Главные достижения науки: в области физики — изобретение лазера, синхрофазотрона, запуск баллистической ракеты и спутника Земли, полет Ю. А. Гагарина в космос (1961).

№ 18.  РЕФОРМЫ  В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 1953-1964.

В системе экономических  преобразований было отведено значительное, но явно недостаточное место научно-техническому прогрессу. В специальном майском  постановлении, а затем в июле 1955 г. на пленуме ЦК КПСС заявляется о необходимости ускорения НТП, внедрения в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники. Тогда же образуется Госкомитет Совета министров СССР по новой технике. К концу 50-х гг. в стране было создано и освоено производство свыше 5 тыс. новых типов машин и оборудования.

 Своеобразным символом  научно-технического прогресса СССР  стал штурм космоса. В октябре  1957 г. был запущен первый искусственный  спутник Земли. А в апреле 1961 г. Советский Союз первым в  мире осуществил запуск человека  в космос.

 Перестройка управления  экономикой. В качестве главного  направления реформ, предпринятых  руководством Хрущева, рассматривалась  перестройка хозяйственного механизма,  системы управления экономикой. в 1954 г. было принято специальное постановление, результатом которого стало сокращение численности различных управленческих структур. Это дало ежегодную экономию свыше 5 млрд. руб.

к середине 60-х гг. значительно  выросла заработная плата рабочих  и служащих (за 1961-1965 гг. - на 19%), увеличились  доходы колхозников (в 1964 г. им были впервые  введены пенсии), на 40% за годы семилетки  вырос жилой фонд страны, укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Указанные  достижения породили у Хрущева и  его окружения эйфорию и уверенность  в скором построения коммунизма. В 1959 г. на XXI съезде КПСС была поставлена задача в кратчайший срок «догнать и перегнать» ведущие капиталистические страны по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения. А в 1961 г. программа КПСС, принятая на XXII съезде, провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» уже к началу 80-х гг.

 К этому же времени  относится и «кукурузная эпопея»  Хрущева. Стремясь увеличить производство  кормовых культур, он настоятельно  рекомендовал решить эту задачу  путем расширения посевов кукурузы. С 1955 по 1962 гг. площади под нее  были увеличены более чем вдвое  (с 18 до 37 млн. га). Результатом  этих мероприятий стало общее  снижение сбора зерновых. Ситуация  усугубилась и кризисом в освоении  це­линных земель в 1962-1963 гг., связанным  как с неблагоприятными погодными  условиями, так и с непродуманной  системой землепользования, приведшей  к эрозии почв.

 Кризисные явления  в развитии сельского хозяйства  привели к первым за долгие  годы массовым закупкам зерна  за границей, ставшим затем традиционными.  В городах не хватало даже  хлеба, за которым с раннего  утра выстраивались огромные  очереди. С 1 июня 1962 г. решением  правительства были «временно»  повышены на 30 % цены на мясо  и на 25 % на масло. Это вызвало  массовое недовольство, а в ряде  случаев, и открытые выступления  в рабочей среде. Наиболее серьезными  стали события 1 — 2 июня 1962 г.  в Новочеркасске, где против  семитысячной демонстрации рабочих  были выдвинуты войска. Волнения  и столкновения с милицией  в эти же дни имели место  в городах Донбасса и Кузбасса.

 С целью снижения  напряженности правительство приняло  ряд социальных мер. В частности,  была повышена зарплата в госсекторе (на 35 %), удвоился размер пенсий  и снижен пенсионный возраст.  Продолжительность рабочей недели  сокращается с 48 до 46 часов. Руководство  отменило введенные еще в 20-е  гг. обязательные государственные  займы. Начал решаться и жилищный  вопрос. Городской жилищный фонд  с 1955 по 1964 гг. увеличился на 80%.

 Все это свидетельствовало  о том, что по сравнению с  первыми послевоенными годами  вторая половина 50-х гг. и даже  начало 60-х гг. стали периодом  значительного улучшения материального  положения населения.

№ 19. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО СОЮЗА. 1956-1962.

14 февраля 1956 г. в Москве  собрался XX съезд КПСС. Он закрепил  предложенный Н.С.Хрущевым курс  на десталинизацию СССР. Во-первых, Новая платформа внешней политики  СССР закрепляла отказ от старого  сталинского тезиса о неизбежности  новой мировой войны и, следовательно,  о необходимости быть к ней  готовым. Акцент внешней политики  смещался на возможность длительного  мирного периода международного  развития, для которого может  быть характерно отсутствие больших  войн как между «социалистическими»  и «капиталистическими» странами, так и между самими странами  «капитализма». Эта трактовка  была удачей теоретиков, поскольку  она «возвращала» народам Советского  Союза ощущение светлой исторической  перспективы, надежды на лучшее, хотя бы частично освобождало  сознание от гнета страхов  в связи с будто бы неминуемым  приближением очередной войны,  как то было характерно для  эпохи сталинизма. Такая интерпретация  вектора международного развития  была сигналом зарубежным партнерам  СССР об отсутствии у Москвы  воинственных намерений в отношении  Запада.

Во-вторых, «мирное сосуществование  по Хрущеву» предусматривало сильный  акцент на продолжении идеологической борьбы с «империализмом». В целом  «мирное сосуществование» трактовалось как «специфическая форма классовой  борьбы во всемирном масштабе», которая  сочетает мирное сотрудничество с «империализмом»  в экономике, политический диалог в  вопросах поддержания мира и одновременно – бескомпромиссную «борьбу идей», то есть всемерное отстаивание преимуществ  «социалистического образа жизни», экономических, социальных и иных преимуществ «мировой системы социализма». Из-за рубежа эта  программа казалась противоречивой: западные политики отказывались понимать, каким образом мирное сотрудничество в экономике и политике может  развиваться параллельно с взаимно  враждебной пропагандой, построенной  на сознательном противопоставлении всего  «социалистического» всему «буржуазному». Концепция «мирного сосуществования» казалась пропагандистским приемом, дипломатической  хитростью, за которыми, как утверждали на Западе, крылись расчеты Москвы обеспечить теоретическое прикрытие  «тайным планам коммунистической экспансии».

В-третьих, «мирное сосуществование» не отменяло марксистско-ленинской  догмы о «неизбежности гибели капитализма» и грядущем «торжестве коммунизма во всемирном масштабе». Советская платформа разрешала  противоречие между идеей мирного  сотрудничества с «империализмом»  и тезисом о его «исторической  обреченности» на гибель через постулат о непрерывном «обострении внутренних противоречий» капиталистических  обществ, их «органических пороках». Капитализм как строй и «мир капитализма» как сектор международных отношений  должны были исчезнуть, причиной чего должны были стать присущие «капиталистической системе» внутренние классовые противоречия между пролетарскими массами  и господствующими элитами.

Задача Советского Союза  в этом смысле состояла не в вооруженной  борьбе с противостоящим общественно-политическим строем, а в мирном (экономическом) соревновании с ним, демонстрации преимущество советского образа жизни, множественных  социальных льгот и преимуществ, которыми на самом деле пользовалось население социалистических стран. «Мирная конкуренция» двух образов  жизни, «экономическое соревнование»  такой виделась в Москве обобщенная формула взаимодействия с США  и другими западными странами. Отсюда возникло словосочетание «конкурентное  сосуществование» (competitive coexistence), которое  принято в западной литературе для  обозначения внешней политики СССР в 50-х годах.

В последующие годы платформа  «мирного сосуществования» была развита  и дополнена рядом важных положений, которые были обобщены в новой  программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС в октябре 1961 г. «Теория» внешней  политики СССР была «обогащена» двумя  важными положениями. Прежде всего, был сформулирован тезис о том, что содержание современного исторического процесса в 50-60-х годах стало определяться переходом большинства стран и народов мира от капитализма и докапиталистических форм уклада непосредственно к социализму. Этот постулат основывался на факте быстрого увеличения численности новых независимых государств в Азии и Африке. Поскольку многие из этих стран пришли к независимости через национально-освободительные революции и перевороты, они были сочтены в СССР «потенциально социалистическими».

Кроме того, в советских  партийных документах был развит тезис о «трех революционных  силах» современности. К таковым  были причислены: мировая система  социализма, национально-освободительное  движение народов бывших колониальных и зависимых стран и рабочее  и коммунистическое движения развитых капиталистических государств. «Три революционные силы» современности  были официально провозглашены союзниками СССР на международной арене.

Советская внешнеполитическая концепция, таким образом, в принципе не отказывалась от идеи о непрерывно продолжающемся «мировом революционном  процессе». Однако она смещала акцент на развитие этого процесса «в иных формах», то есть в форме относительно мирных, не обязательно революционных.

Подразумевалось, что неустойчивость международных отношений отражала неустойчивость «мирового капитализма», проигрывающего соревнование «социалистическому лагерю» и предпринимающего «лихорадочные  попытки повернуть колесо истории  вспять». С этой точки зрения нестабильность воспринималась в Москве как неотъемлемая часть международной политики.

Вместе с тем, отношение  к нестабильности даже в ее революционных  проявлениях как к норме международных  отношений в теории не исключало  стремления СССР поддерживать международную  стабильность на практике, если это  соответствовало советским интересам. Советский Союз ориентировался на взаимопонимание  с Западом.

Главными принципами подхода  СССР к отношениям с Вашингтоном  были:

1). Уход от прямого столкновения, кроме как в случае нападения  на территорию СССР или стран  Варшавского договора;

2). Отказ от эскалации  региональных конфликтов, способных  перерасти в общий конфликт с США;

3). Диалог по основным  международным проблемам; 

4). Укрепление биполярности  как средства закрепить преобладание  СССР и США в региональных  делах и мировой политике в  целом.

В середине 50-х годов стало  меняться соотношение военных возможностей между СССР и США. Советский Союз наверстывал отставание от Соединенных  Штатов. Одной из главных задач  военного строительства считалось  приобретение потенциала, способного нейтрализовать геополитическое преимущество США, которое состояло в географической удаленности главных жизненных  центров Соединенных Штатов от СССР и неспособности советских вооруженных  сил поражать цели на американской территории с территории самого Советского Союза.

Ситуация резко изменилась летом 1957 г. 27 июля поступили сообщения  об успешном испытании в СССР многоступенчатой баллистической ракеты. В октябре 1957 г. последовал успешный запуск первого  в мире – советского искусственного спутника Земли, способного выполнять  полет по околоземной орбите. Это  был крупный технологический  прорыв. Межконтинентальная баллистическая ракета была способна выносить боезаряд в околоземное пространство и  поражать цели в любой точке Земли  непосредственно с космической  орбиты. Новое оружие окончательно ликвидировало стратегическую неуязвимость США. Одновременно становилось ясно, что по некоторым направлениям развития систем вооружений СССР опережает США. В Москве не скрывали торжества. Запуск советского спутника произвел в мире колоссальное впечатление. Однако на переговорах  о ядерных испытаниях это сказалось  негативно.

В Вашингтоне опасались, что  подписание соглашения замедлит совершенствование  ядерного оружия США и будет способствовать закреплению технологического преимущества СССР. Против соглашения выступили  европейские союзники Соединенных  Штатов, которые, стали требовать  от Вашингтона увеличения военно-технологической  помощи. Со своей стороны администрация Д.Эйзенхауэра считала целесообразным помочь европейцам в создании «европейского ядерного оружия», с тем чтобы союзники Вашингтона смогли сформировать собственный потенциал ядерного противостояния Советскому Союзу и облегчили бы соответствующее бремя Соединенных Штатов. Ради этого Вашингтон был готов несколько расширить доступ европейских союзников к американским технологиям. Эта политика получила название «ядерного участия» или «ядерного распределения». Особенность этой политики состояла в том, что США, помогая западноевропейским странам в ядерной области, имели в виду создание не ядерного потенциала каждой из союзных стран в отдельности, а общего для Западной Европы потенциала ядерного сдерживания, который стал бы дополнением к ядерному потенциалу США.

Ускорилось переосмысление теоретических постулатов американской внешней и военной политики. Концепция  «отбрасывания» и доктрина «массированного  возмездия» в изменившихся условиях выглядели авантюристическими. Идея использования всей мощи США в  случае ограниченного столкновения с СССР теперь казалась как никогда  опасной.

Эти стратегические и концептуальные сдвиги происходили на фоне бурного  развития ситуации в Советском Союзе. В мае 1957 г. Н.С.Хрущев смог подавить оппозицию уцелевших соратников И.В.Сталина в политбюро ЦК КПСС («антипартийная группа Молотова –  Кагановича»). В октябре того же года был удален с поста министра обороны  СССР маршал Г.К.Жуков. В следующем  году Н.С.Хрущев сместил с поста  председателя Совета министров Н.А.Булганина  и занял его место. Совместив  в своем лице высшую власть в правящей партии и высшую исполнительную власть, Н.С.Хрущев оказался совершенно неограниченным в своих поступках. Это стало  негативно сказываться на советской  политике.

В ходе нескольких лет наблюдалось  возникновения различных очагов конфликтов на мировой арене. СССР, будучи одним из важных игроков в  мировой политике всячески отстаивал  в них свои интересы. К ним относятся образование германской проблемы (1958 г.), создание ОАЭ и Ливанский кризис (1958 г.), Тайваньский кризис (1958 г.), сложная обстановка в Юго-Восточной Азии, нарастание противоречий между СССР и КНР (1959 г.), обострение противоречий между Японией и СССР (1960 г.), формирование конфликтного узла на Ближнем Востоке вокруг Ирака, Советско-албанский политический конфликт (1960 г.) и др. В ходе этих преимущественно локальных конфликтов нарастало противоречие между США и СССР, политика которых следовала принципам политического реализма. Пик напряженности пришелся на 1962 г, когда произошел Карибксий кризис, в ходе которого на территорию Кубы были ввезены ядерные ракеты, принадлежащие СССР. Это было сделано после размещения в Турции американских ракет средней дальности.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"