Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:35, шпаргалка
№1. ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г. ПРИЧИНЫ, ОСОБЕННОСТИ, ПОСЛЕДСТВИЯ.
№ 2. РОССИЯ В МАРТЕ-СЕНТЯБРЕ 1917 Г. ПАДЕНИЕ В ПРОПАСТЬ.
№ 3. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ПРИХОД БОЛЬШЕВИКОВ К ВЛАСТИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ. УПРОЧЕНИЕ ВЛАСТИ СОВЕТОВ.
...
№ 26. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ В 90-Е ГОДЫ.
В культуре началась «оттепель»,
произошло частичное
№ 18. РЕФОРМЫ
В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
В системе экономических
преобразований было отведено значительное,
но явно недостаточное место научно-
Своеобразным символом
научно-технического прогресса
Перестройка управления
экономикой. В качестве главного
направления реформ, предпринятых
руководством Хрущева,
к середине 60-х гг. значительно
выросла заработная плата рабочих
и служащих (за 1961-1965 гг. - на 19%), увеличились
доходы колхозников (в 1964 г. им были впервые
введены пенсии), на 40% за годы семилетки
вырос жилой фонд страны, укрепилась
материальная база науки, образования,
здравоохранения, культуры. Указанные
достижения породили у Хрущева и
его окружения эйфорию и
К этому же времени
относится и «кукурузная
Кризисные явления
в развитии сельского
С целью снижения
напряженности правительство
Все это свидетельствовало
о том, что по сравнению с
первыми послевоенными годами
вторая половина 50-х гг. и даже
начало 60-х гг. стали периодом
значительного улучшения
№ 19. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО СОЮЗА. 1956-1962.
14 февраля 1956 г. в Москве
собрался XX съезд КПСС. Он закрепил
предложенный Н.С.Хрущевым
Во-вторых, «мирное сосуществование
по Хрущеву» предусматривало сильный
акцент на продолжении идеологической
борьбы с «империализмом». В целом
«мирное сосуществование» трактовалось
как «специфическая форма классовой
борьбы во всемирном масштабе», которая
сочетает мирное сотрудничество с «империализмом»
в экономике, политический диалог в
вопросах поддержания мира и одновременно
– бескомпромиссную «борьбу идей»,
то есть всемерное отстаивание
В-третьих, «мирное сосуществование»
не отменяло марксистско-ленинской
догмы о «неизбежности гибели
капитализма» и грядущем «торжестве
коммунизма во всемирном масштабе».
Советская платформа разрешала
противоречие между идеей мирного
сотрудничества с «империализмом»
и тезисом о его «исторической
обреченности» на гибель через постулат
о непрерывном «обострении
Задача Советского Союза в этом смысле состояла не в вооруженной борьбе с противостоящим общественно-политическим строем, а в мирном (экономическом) соревновании с ним, демонстрации преимущество советского образа жизни, множественных социальных льгот и преимуществ, которыми на самом деле пользовалось население социалистических стран. «Мирная конкуренция» двух образов жизни, «экономическое соревнование» такой виделась в Москве обобщенная формула взаимодействия с США и другими западными странами. Отсюда возникло словосочетание «конкурентное сосуществование» (competitive coexistence), которое принято в западной литературе для обозначения внешней политики СССР в 50-х годах.
В последующие годы платформа «мирного сосуществования» была развита и дополнена рядом важных положений, которые были обобщены в новой программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС в октябре 1961 г. «Теория» внешней политики СССР была «обогащена» двумя важными положениями. Прежде всего, был сформулирован тезис о том, что содержание современного исторического процесса в 50-60-х годах стало определяться переходом большинства стран и народов мира от капитализма и докапиталистических форм уклада непосредственно к социализму. Этот постулат основывался на факте быстрого увеличения численности новых независимых государств в Азии и Африке. Поскольку многие из этих стран пришли к независимости через национально-освободительные революции и перевороты, они были сочтены в СССР «потенциально социалистическими».
Кроме того, в советских
партийных документах был развит
тезис о «трех революционных
силах» современности. К таковым
были причислены: мировая система
социализма, национально-освободительное
движение народов бывших колониальных
и зависимых стран и рабочее
и коммунистическое движения развитых
капиталистических государств. «Три
революционные силы»
Советская внешнеполитическая концепция, таким образом, в принципе не отказывалась от идеи о непрерывно продолжающемся «мировом революционном процессе». Однако она смещала акцент на развитие этого процесса «в иных формах», то есть в форме относительно мирных, не обязательно революционных.
Подразумевалось, что неустойчивость
международных отношений
Вместе с тем, отношение
к нестабильности даже в ее революционных
проявлениях как к норме
Главными принципами подхода СССР к отношениям с Вашингтоном были:
1). Уход от прямого столкновения, кроме как в случае нападения на территорию СССР или стран Варшавского договора;
2). Отказ от эскалации региональных конфликтов, способных перерасти в общий конфликт с США;
3). Диалог по основным международным проблемам;
4). Укрепление биполярности
как средства закрепить
В середине 50-х годов стало
меняться соотношение военных
Ситуация резко изменилась летом 1957 г. 27 июля поступили сообщения об успешном испытании в СССР многоступенчатой баллистической ракеты. В октябре 1957 г. последовал успешный запуск первого в мире – советского искусственного спутника Земли, способного выполнять полет по околоземной орбите. Это был крупный технологический прорыв. Межконтинентальная баллистическая ракета была способна выносить боезаряд в околоземное пространство и поражать цели в любой точке Земли непосредственно с космической орбиты. Новое оружие окончательно ликвидировало стратегическую неуязвимость США. Одновременно становилось ясно, что по некоторым направлениям развития систем вооружений СССР опережает США. В Москве не скрывали торжества. Запуск советского спутника произвел в мире колоссальное впечатление. Однако на переговорах о ядерных испытаниях это сказалось негативно.
В Вашингтоне опасались, что подписание соглашения замедлит совершенствование ядерного оружия США и будет способствовать закреплению технологического преимущества СССР. Против соглашения выступили европейские союзники Соединенных Штатов, которые, стали требовать от Вашингтона увеличения военно-технологической помощи. Со своей стороны администрация Д.Эйзенхауэра считала целесообразным помочь европейцам в создании «европейского ядерного оружия», с тем чтобы союзники Вашингтона смогли сформировать собственный потенциал ядерного противостояния Советскому Союзу и облегчили бы соответствующее бремя Соединенных Штатов. Ради этого Вашингтон был готов несколько расширить доступ европейских союзников к американским технологиям. Эта политика получила название «ядерного участия» или «ядерного распределения». Особенность этой политики состояла в том, что США, помогая западноевропейским странам в ядерной области, имели в виду создание не ядерного потенциала каждой из союзных стран в отдельности, а общего для Западной Европы потенциала ядерного сдерживания, который стал бы дополнением к ядерному потенциалу США.
Ускорилось переосмысление теоретических постулатов американской внешней и военной политики. Концепция «отбрасывания» и доктрина «массированного возмездия» в изменившихся условиях выглядели авантюристическими. Идея использования всей мощи США в случае ограниченного столкновения с СССР теперь казалась как никогда опасной.
Эти стратегические и концептуальные сдвиги происходили на фоне бурного развития ситуации в Советском Союзе. В мае 1957 г. Н.С.Хрущев смог подавить оппозицию уцелевших соратников И.В.Сталина в политбюро ЦК КПСС («антипартийная группа Молотова – Кагановича»). В октябре того же года был удален с поста министра обороны СССР маршал Г.К.Жуков. В следующем году Н.С.Хрущев сместил с поста председателя Совета министров Н.А.Булганина и занял его место. Совместив в своем лице высшую власть в правящей партии и высшую исполнительную власть, Н.С.Хрущев оказался совершенно неограниченным в своих поступках. Это стало негативно сказываться на советской политике.
В ходе нескольких лет наблюдалось возникновения различных очагов конфликтов на мировой арене. СССР, будучи одним из важных игроков в мировой политике всячески отстаивал в них свои интересы. К ним относятся образование германской проблемы (1958 г.), создание ОАЭ и Ливанский кризис (1958 г.), Тайваньский кризис (1958 г.), сложная обстановка в Юго-Восточной Азии, нарастание противоречий между СССР и КНР (1959 г.), обострение противоречий между Японией и СССР (1960 г.), формирование конфликтного узла на Ближнем Востоке вокруг Ирака, Советско-албанский политический конфликт (1960 г.) и др. В ходе этих преимущественно локальных конфликтов нарастало противоречие между США и СССР, политика которых следовала принципам политического реализма. Пик напряженности пришелся на 1962 г, когда произошел Карибксий кризис, в ходе которого на территорию Кубы были ввезены ядерные ракеты, принадлежащие СССР. Это было сделано после размещения в Турции американских ракет средней дальности.