Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:35, шпаргалка

Описание

№1. ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г. ПРИЧИНЫ, ОСОБЕННОСТИ, ПОСЛЕДСТВИЯ.
№ 2. РОССИЯ В МАРТЕ-СЕНТЯБРЕ 1917 Г. ПАДЕНИЕ В ПРОПАСТЬ.
№ 3. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ПРИХОД БОЛЬШЕВИКОВ К ВЛАСТИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ. УПРОЧЕНИЕ ВЛАСТИ СОВЕТОВ.
...
№ 26. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ В 90-Е ГОДЫ.

Работа состоит из  1 файл

modul_3.docx

— 94.19 Кб (Скачать документ)

К 2000 г. намечено добиться удвоения национального дохода страны без  увеличения численности работников материального производства и при  снижении его металлоемкости в 2 раза и энергоемкости не менее чем  в 1,4 раза. К середине этого периода  предстоит стабилизировать фондоемкость продукции, а затем и снизить  ее. В условиях интенсификации общественного  производстза и последовательного  осуществления политики ресурсосбережения  ускорение социально-экономического развития предполагает ориентацию на повышение конечных народнохозяйственных результатов, улучшение качества продукции, выпуск принципиально новой, более  производительной техники, быстрый  рост эффективности общественного  труда. Важные показатели ускорения  — сокращение сроков обновления основных производственных фондов, ассортимента выпускаемой продукции, коренное повышение  ее технического уровня и качества.

Для ускорения социально-экономического развития страны приводятся в действие две группы резервов и источников. К первой из них относятся лучшее использование имеющегося производственного  потенциала и наличных трудовых ресурсов, решительная борьба с потерями сырья  и рабочего времени, наведение порядка, укрепление организованности и дисциплины. Мобилизация этих резервов не требует, как правило, значительных затрат и  дает сравнительно быстрые результаты. В долговременной перспективе ускорение  требует использования глубинных  резервов экономического роста, решающая роль среди которых принадлежит  научно-техническому прогрессу.

Предстоит осуществить кардинальное преобразование производительных сил, опирающееся на овладение новейшими  достижениями научно-технической революции. Первостепенное значение при этом имеет  быстрое обновление производственного  аппарата путем широкого внедрения  передовой техники, наиболее прогрессивных  технологических процессов и  гибких производств, позволяющих оперативно перестраиваться на выпуск новой  продукции и дающих наибольший экономический  и социальный эффект.

Ускорение социально-экономического развития страны зависит также от дальнейшего совершенствования  всей системы производственных отношений, перестройки ферм и методов хозяйствования, внедрения эффективных форм материальной заинтересованности и ответственности. Особое внимание уделяется демократизации всей общественной жизни, развитию социальной активности масс, воспитанию хозяйского отношения к труду и его  результатам (см. также Темпы экономического развития, Экономическая политика КПСС).

№ 24. «ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТОВ» И СУДЬБА РЕФОРМ. СЕРЕДИНА 1990-ГО –  СЕРЕДИНА 1991-ГО. ДЕМОНТАЖ СОЮЗНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

Парад суверенитетов в  автономных республиках и областях РСФСР

6 августа 1990 года глава  Верховного Совета РСФСР Борис  Ельцин сделал в Уфе заявление:  «берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить».

С августа по октябрь 1990 года происходит «парад суверенитетов» автономных республик и автономных областей РСФСР. Большинство автономных республик  провозглашают себя советскими социалистическими  республиками в составе РСФСР, СССР. 20 июля Верховный Совет Северо-Осетинской АССР принял Декларацию о государственном  суверенитете Северо-Осетинской АССР[45]. Вслед за этим 9 августа была принята Декларация о государственном суверенитете Карельской АССР[46], 29 августа — Коми ССР[47], 20 сентября — Удмуртской Республики[48], 27 сентября — Якутской-Саха ССР[49], 8 октября — Бурятской ССР[50], 11 октября — Башкирской ССР-Башкортостан[51], 18 октября — Калмыцкой ССР[52], 22 октября — Марийская ССР[53], 24 октября — Чувашской ССР[54], 25 октября — Горно-Алтайской АССР[55].

С началом перестройки  оживились оппозиционные движения в союзных республиках, особенно активные в Прибалтике и на Кавказе. Уже в 1986 г. произошли беспорядки в Алма-Ате из-за смещения местного руководителя Д. А. Кунаева и замены его русским. Оппозиционеры в Литве, Эстонии, Латвии добивались расширения прав своих республик, а на деле стремясь к независимости. Представители русского населения в Верховном Совете СССР создали фракцию «Союз», отстаивая права русского населения в союзных республиках, которое непременно пострадало бы (и пострадало) в случае распада СССР. В 1988 г. разгорелся вооружённый конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. В 1989 г. начались столкновения на национальной почве в Средней Азии, а также имели место жертвы во время антиправительственной демонстрации в Тбилиси. В январе 1991 г. погибло несколько человек в ходе беспорядков в Вильнюсе (Литва) и Риге (Латвия). Шла этническая война в Осетии.

Начавшееся потепление в  отношениях с Западом шло лишь за счет уступок со стороны СССР (в 1989 г. выведены войска из Афганистана, сокращены ракетные вооружения, объявлено  о выводе войск из Восточной Европы, где произошли антикоммунистические перевороты). СССР терял статус великой  державы.

 В 1990 г. Литва объявила  о выходе из СССР. Руководители  РСФСР (а вслед за ними и  власти иных республик) заявили,  что не станут подчиняться  законам СССР, если те противоречат  российским. В 1991 г. лидеры ряда  союзных республик добились от  Горбачёва согласия на новый  союзный договор, расширявший  их власть и делавший Союз  почти фикцией. Переговоры прервал  августовский путч 1991 г., ставивший  одной из своих задач предотвращение  принятия нового союзного договора, подрывавшего основы СССР. Украина  заявила о выходе из СССР. В  декабре 1991 г. руководители РСФСР  (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук)  и Белоруссии (С. Шушкевич), желая  увеличения своей личной власти, заключили Беловежские соглашения, прекратившие существование СССР.

№25. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 1992-1999 Г.

 

№ 26. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  В РОССИИ В 90-Е ГОДЫ.

Фундаментальные политические сдвиги, произошедшие в СССР во второй половине 80-х гг., вызвали к жизни  кардинальный пересмотр большинства  ценностей. Начатые «сверху» реформы  выплеснули наружу политическую активность значительной части населения России, породили множество партий и общественных движений. Их спектр охватил все  привычные для западных демократий краски и оттенки. Центральное место  в новой политической модели постсоветской  России принадлежит партиям и  общественным движениям, формирование которых проходило в несколько  этапов и началось с отмены 6-й  статьи Конституции СССР 1977 г. - о  руководящей и направляющей роли КПСС - в 1990 г.

Исходя из понимания радикализма  как курса на динамические перемены и обновление общества на качественно  новой основе, а консерватизма  как курса на перемены и обновление на основе имеющегося опыта и традиций ради сохранения существующей системы  в целом, все российские партии и  течения можно рассматривать  в двух плоскостях: как сторонников  кардинальных реформ и сторонников  медленного эволюционного преобразования страны. В соответствии с традиционной классификацией политических организаций общества их можно разделить на демократические, социалистические и основанные на национально-патриотической идее.

Основные партии, блоки  и движения на рубеже 80—90-х гг. можно  условно разделить на пять групп. В первую группу входят партии и  движения демократической ориентации. Они не являются однородными по своим  идейно-политическим и социально-экономическим  взглядам. Среди демократических  партий и движений современные политологи выделяют партии радикально-реформаторской ориентации, такие, как «Демократическая Россия», Крестьянская партия России (КПР), Народная партия России, Республиканская  партия Российской Федерации, и центристские—  Народная партия «Свободная Россия», Демократическая партия России (ДПР), блок «Гражданский союз». Движение демократических реформ (ДДР). Водораздел между разными направлениями демократической ориентации лежит в степени понимания радикальности экономических преобразований в стране.

Наибольшее историческое значение среди партий первой группы имеет движение «Демократическая Россия». Движение оформилось 20—21 октября 1990 г. на учредительном съезде в Москве. Основными задачами движения в начале его деятельности были требования отставки правительства М. Горбачева —  Н. Рыжкова, поддержка курса радикальных  экономических реформ, требование избрания Президента России. В состав движения входили Крестьянская партия России (лидер — Ю. Черниченко), Народная партия России (Т. Гдлян), Республиканская  партия Российской Федерации (В. Шостаковский, В. Лысенко, П. Филиппов, И. Яковенко). Социал-демократическая  партия России (лидеры — Б. Орлов, О. Румянцев, А. Голов) и другие партии и движения. В марте 1992 г. группа видных деятелей «Демократической России», Ю. Афанасьев, Л. Баткин, Ю. Буртин, М. Салье  и другие, вышла из состава движения.

Ко второй группе относятся  партии и движения социалистической ориентации. Это Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПБ), Российская партия коммунистов (РПК), Российская коммунистическая рабочая  партия (РКРП). Партии социалистической ориентации являются основной базой  оппозиции правительственному курсу  радикальных реформ. Отличия между  основными тенденциями внутри социалистического  движения связаны с различным  отношением к историческому опыту  КПСС и возможности участия в  парламентской практике после октябрьских  событий 1993 г.

Наиболее значительной по численности, электорату, а также  по роли в политической жизни современной  России является Коммунистическая партия Российской Федерации. Она была образована 20—21 июня 1990г., в 1991 г. ее деятельность была запрещена, но по решению Конституционного суда вновь восстановлена в 1992 г. Ровно год потребовалось коммунистам, чтобы в острой борьбе между представителями  различных течений сформировать парламентскую коммунистическую фракцию  КПРФ. Председателем Центрального исполнительного  комитета КПРФ стал Г. А. Зюганов.

Наиболее ортодоксальных приверженцев марксистско-ленинского учения в его сталинской интерпретации  представляют Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, лидером которой  является Н. Андреева, а также движение «Трудовая Россия» (лидер В. Анпилов). «Трудовая Россия» стала самостоятельно существовать после выхода из Российской коммунистической рабочей партии в  ноябре 1992 г.

Третью группу представляют российские партии и движения социал-демократического направления. Это такие партии, как  Социалистическая партия. Партия труда, Социалистическая партия трудящихся. Социал-демократическое движение в  современной России не является серьезной  оппозиционной политической силой, оно крайне малочисленно и еще  не заявило о себе в полной мере. В основном это бывшие коммунисты, для которых характерны колебания  между парламентским социалистическим течением (Г. А. Зюганов) и собственно социал-демократизмом. Так, Социалистическая партия трудящихся в ноябре 1992 г. открыто  одобрила факт восстановления КПРФ и  заявила о поддержке всех своих  организаций и членов, решившихся присоединиться к КПРФ.

Четвертую группу образуют партии и движения национально-патриотической ориентации. Это Национально-республиканская  партия России (НРПР) с Русским национальным собором (РНС), Всероссийское патриотическое движение «Отчизна», Союз возрождения  России (СВР), Союз офицеров (СО), Международный славянский собор (МСС), Фронт национального спасения (ФНС), Российское народное собрание. Для всех партий и движений этой группы характерна ориентация на русскую национальную идею, которая является ядром их программных документов. Значительную часть электората этой группы представляют офицеры и военные. Главное внимание партии, по словам ее лидера, должно быть уделено экономике: финансовый капитал должен стать государственной собственностью; продажа земли должна быть исключена; Россия должна снова превратиться в мировую державу, следует разрабатывать передовые технологии, новые виды вооружений.

К пятой группе, по мнению политологов, относятся партии и  движения, представляющие довольно широкий  спектр идейных течений. В рамках этой группы можно выделить: а) партии и организации, ориентирующиеся  на православие и державность (союз «Христианское возрождение», постоянно  действующее «Предсоборное совещание  для подготовки Всероссийского земского собора» (ПСС) и «Российское христианско-демократическое  движение»; б) казачьи союзы —  Союз казаков России (СКР) и Союз казачьего войска России (СКВР).

Оформление христианских организаций в основном происходило  в конце 80-х гг. — на базе широкой  сети самиздата, христианских клубов, православных общин, центров милосердия, а также различных общественных, культурных и других объединений. Христианская православная ориентация дополнялась  идеями монархизма. Так, с декабря 1990 г. на постоянной основе действовало  ППС, которое планировало избрать нового для России царя из династии Романовых.

Казачьи организации проявляют  общественную активность и пользуются поддержкой населения в традиционных ареалах проживания казачества, а  также в Москве и Санкт-Петербурге. В казацкой среде обсуждаются  вопросы о восстановлении казачьих отделов при органах власти всех уровней, а также о возвращении  земли казакам и казачьем землепользовании.

Особо следует выделить Либерально-демократическую  партию России (ЛДПР). Партия официально занимает резко критические антиправительственные  позиции, однако в последний момент всегда на практике выступает за курс Президента. Партия имеет довольно значительную поддержку среди населения  вследствие ее крайнего популизма.

Для первого периода развития многопартийности (1989—1993) характерными являются следующие общие положения  в программах партий и движений:

антикоммунизм, который довольно часто заменял отсутствие собственной  позитивной программы;

декларативная забота о защите национальных интересов России. Каждая партия при этом вкладывала в это  положение разный смысл, вплоть до проведения старой имперской политики при сохранении руководящей роли русской нации;

забота о государственном  строительстве и государственных  интересах России, которые понимались в популярном геополитическом контексте.

В целом можно сказать, что на первом этапе развития многопартийности политические партии демонстрировали  не столько различие идеологических, политических, экономических взглядов, сколько их сходство.

№ 27. РОССИЯ В НАЧАЛЕ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. 2000-2012.


Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"