Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 01:15, курсовая работа
Формирование современной системы международных валютных отношений (МВО) обычно относят к концу XIX - началу XX вв. В этот период сформировались объективные предпосылки для непосредственного участия государств в валютных отношениях. Значительные и резкие колебания курсовых соотношений, валютные кризисы стали оказывать весьма ощутимое влияние на национальные и мировую экономики, вызывая серьезные социально-экономические последствия.
Введение стр. 3-4
Глава 1. Общие положения стр. 5
1.1 Нормативное регулирование валютного законодательства стр. 5-7
1.2 Понятие валютного права, объекта, субъект стр. 7-15
Глава 2. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение стр. 16
2.1 Валютное регулирование и валютный контроль
в Российской Федерации стр. 16-18
2.2 Ответственность за несоблюдение действующего валютного законодательства стр. 18-25
Заключение стр. 26-27
Используемые источники информации
Кроме этого, перечень резидентов приведен в соответствие с Гражданским кодексом: из него (перечня) исключены предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами. Вместе с тем, поскольку юридические лица имеют право на основании Гражданского кодекса создавать свои филиалы и представительства, в Законе среди резидентов названы те филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц, которые находятся за пределами России.
По-прежнему в перечне резидентов находятся различные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за ее пределами.
Уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право вести банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Уполномоченными банками являются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств при наличии как у тех, так и у других лицензии Центробанка на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте. Лицензии на проведение банковских операций выдает Центробанк в соответствии с Законом РФ от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности", а порядок применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, установлен Инструкцией Банка России от 14 января 2004 г. N 109-И.
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" так определяет понятие "валютные операции". Это приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Это ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с нее валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг; перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории России, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами России.
Наконец, валютные операции - это перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации[10].
Проводить валютные операции могут только уполномоченные банки, то есть те кредитные организации, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеют право осуществлять на основании лицензий Банка России банковские операции со средствами в иностранной валюте, или действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Банка России филиалы кредитных организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право вести банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Понятие "валютная операция" основное в Законе "О валютном регулировании и валютном контроле"; в подпункте 9 пункта 1 статьи 1 этого Закона дано не определение валютной операции, а перечень операций, отнесенных к числу валютных.
Валютные ценности и валюта Российской Федерации могут быть как
предметом сделки, так и средством расчетов между участниками.
Следует отметить, что перечень валютных операций является закрытым. Не признаются валютными операции, при которых нерезидент переводит иностранную валюту со своего счета из одного уполномоченного банка на свой счет в другой уполномоченный банк, либо резидент использует валюту Российской Федерации как средство расчета с другим резидентом или переводит иностранную валюту со своего транзитного счета на свой специальный счет, либо физическое лицо приобретает товар за наличный расчет за пределами таможенной территории Российской Федерации.
При проведении сделок между резидентами к валютным относятся только операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности (иностранную валюту и внешние ценные бумаги). При осуществлении сделок между резидентами и нерезидентами валютными признаются операции, связанные с переходом права собственности не только на валютные ценности, но и на валюту Российской Федерации, внутренние ценные бумаги, а также использование валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа. При сделках между нерезидентами к валютным операциям отнесены те же операции, что и при осуществлении сделок между резидентом и нерезидентом. Таким образом, участие нерезидента (даже в качестве одной из сторон) в сделке, связанной с переходом права собственности либо с использованием в качестве средства платежа валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, автоматически относит такую операцию к валютной, в то время как такая же операция между резидентами валютной не является.
Кроме того, конкретизировано понятие международных денежных переводов, использовавшееся в Законе от 9 октября 1992 г. N 3615-1: в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" отсутствуют определения текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала.
Глава 2. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение
2.1 Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации
В области валютного законодательства за последние десять лет произошли серьезные изменения, вызванные основным событием в этой сфере - отменой государственной валютной монополии.
Государственная валютная монополия была главным принципом валютной политики на протяжении всей истории СССР. Она означала, что государство выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась в одних руках и распределялась из центра с помощью валютного плана. Государство имело тогда исключительное право на совершение операций с валютными ценностями, на управление принадлежавшими ему золото-валютными резервами. Действовали принципы концентрации валютных резервов и единства валютной кассы.
С упразднением государственной монополии на внешнюю торговлю и началом либерализации внешнеторговой деятельности резко увеличилось количество физических и юридических лиц, сталкивающихся в своих повседневных нуждах с валютным законодательством. Создание же внутреннего валютного рынка в России придало валютно-правовому регулированию постоянный характер.
Допуская в известных пределах обращение иностранной валюты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет собственной, национальной валюты. Так, денежные обязательства возникающие при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в валюте РФ. В соответствии с решением Совета Безопасности РФ “Об итогах работы Государственной комиссии по рассмотрению причин резкой дестабилизации финансового рынка” от 2 ноября 1994 года в расчетах между конечными потребителями запрещено применять валюту иностранных государств. В связи с этим на предприятиях розничной торговли и других предприятиях, обслуживающих население, запрещается объявлять цены на товары и услуги в иностранной валюте. Оценка вкладов в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями может осуществляться как в национальной, так и в иностранной валюте - по соглашению между участниками предприятия.
Таким образом, валютное регулирование - деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.
Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.
Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и
утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.
Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращении валютных правоотношений.
Основы организации и осуществление валютного регулирования определены Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”. Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных иных нормативных актах, в том числе и ведомственных (однако имеющих общее значение).
Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную.
Регулирующая функция валютного законодательства сводится. В первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций, под которыми понимаются:
операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте
ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей
осуществление международных денежных переводов
Основной же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Одним из важнейших элементов успешного проведения как внутренней, так и внешней экономической политики государства является валютное регулирование внутри государства. Для грамотного осуществления валютной политики необходимо устанавливать нормы права, которые будут регулировать валютное взаимоотношение на внутреннем валютном рынке.
Валютное регулирование охватывает правоотношения, связанные с функционированием валюты в национальной экономике и международном обороте, поддержанием валютной системы страны. Оно распространяется на российскую валюту (банковские билеты Центрального банка и монеты, средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в России и за ее пределами, ценные бумаги в валюте Российской Федерации - платежные документы в виде чеков, векселей, аккредитивов, фондовые ценности: акции, облигации и другие долговые обязательства в рублях), а также на иностранную валюту, валютные ценности (ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни).
Основу валютного законодательства России составляют федеральные законы от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в ред. 2003-2004 гг. (СЗ РФ. 2002. N 28. ст. 2790) и от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" (СЗ РФ. 2003. N 56. ст. 4859). Ими определяются принципы осуществления валютного регулирования и контроля, полномочия и функции уполномоченных органов, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.
Целями валютного регулирования законами определяются обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка; установление и соблюдение правил обращения, порядка приобретения и использования, вывоза и пересылки валюты, определения права собственности на валютные ценности, установления режима внутреннего валютного рынка, регламентации текущих валютных операций, связанных с ее движением (ввоз, вывоз, биржевая торговля), и т.д.
Валютное регулирование включает в себя жесткую систему валютного контроля, которая не основана, как это было ранее, на валютной монополии, сверхцентрализованном механизме руководства валютным хозяйством страны. Основными его направлениями являются: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, по продаже ее на внутреннем рынке, а также обоснованности платежей в иностранной валюте, полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и операциям нерезидентов в российской валюте.
Полномочия по осуществлению валютного контроля принадлежат Правительству РФ на основании ст. 15 ФКЗ от 17.12.1997 г. "О Правительстве Российской Федерации". Правительство РФ осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.
Органом валютного контроля является и Центральный банк. Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Банку России, которые в соответствии с законодательными актами России могут осуществлять функции валютного контроля. Ответственность за нарушение валютного законодательства распространяется как на резидентов, включая уполномоченные банки, так и на нерезидентов. Санкции за валютные правонарушения установлены отраслевым законодательством (административным, уголовным).