Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 01:15, курсовая работа
Формирование современной системы международных валютных отношений (МВО) обычно относят к концу XIX - началу XX вв. В этот период сформировались объективные предпосылки для непосредственного участия государств в валютных отношениях. Значительные и резкие колебания курсовых соотношений, валютные кризисы стали оказывать весьма ощутимое влияние на национальные и мировую экономики, вызывая серьезные социально-экономические последствия.
Введение стр. 3-4
Глава 1. Общие положения стр. 5
1.1 Нормативное регулирование валютного законодательства стр. 5-7
1.2 Понятие валютного права, объекта, субъект стр. 7-15
Глава 2. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение стр. 16
2.1 Валютное регулирование и валютный контроль
в Российской Федерации стр. 16-18
2.2 Ответственность за несоблюдение действующего валютного законодательства стр. 18-25
Заключение стр. 26-27
Используемые источники информации
Пункт 4 статьи 15.25 КОАП РФ за несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Здесь имеются в виду следующие нарушения порядка документального оформления валютных операций: неправильное составление паспорта сделки и заполнение платежных документов, неверное ведение учетных карточек по сделкам, досрочное уничтожение документов, отражающих валютные операции, и иные административные правонарушения.
3. Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства
Согласно статье 193 УК РФ, руководитель организации, не вернувший из-за границы крупную сумму средств в иностранной валюте, которые должны быть перечислены на счета уполномоченного банка России, наказывается лишением свободы на срок до трех лет[4]. Крупным размером в данном случае признается сумма, превышающая 5 млн. руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 УК РФ валютное преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.
Важно, что не считается преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но, в силу малозначительности, не представляющее общественной опасности. Порогом такой малозначительности в данном случае будет сумма в 5 млн. руб., указанная в примечании к статье 193 УК РФ. Таким образом, если сумма невозвращенной иностранной валюты меньше 5 млн. руб., то данное деяние будет квалифицироваться по нормам не уголовного законодательства, а административного права.
Валютное преступление - это преступление средней тяжести со всеми вытекающими из него уголовно-правовыми последствиями (рецидив, освобождение от ответственности или наказания и прочее), поскольку удовлетворяет условиям признания его таковым в части 3 статьи 15 УК РФ, где преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы.
Согласно статье 8 УК РФ, к уголовной ответственности можно привлечь руководителя юридического лица только при наличии в его деянии (действии или бездействии) состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.
Характеристики состава валютного преступления. Субъект преступления - это конкретный преступник. Субъектом валютного преступления является руководитель организации, не возвративший из-за границы иностранную валюту.
Субъективной стороной валютного преступления выступает прямой умысел, поскольку субъект сознавал, что не возвращает иностранную валюту, или желал этого.
Используемые в уголовном праве другие признаки субъективной стороны - мотивы и цели невозвращения иностранной валюты - значения не имеют и могут выступать только в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств при рассмотрении уголовного дела по существу.
Объектом валютного преступления являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Данные отношения возникают между уполномоченным банком и юридическим лицом и связаны с возвращением валютных ценностей на территорию Российской Федерации.
Объективную сторону валютного преступления составляет невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк. Понятие "крупный размер" расшифровано в примечании к статье 193 УК РФ.
Под уполномоченным банком, согласно пункту 8 статьи 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", понимается:
кредитная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющая право на основании лицензий Центробанка проводить банковские операции со средствами в иностранной валюте;
действующий на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центробанка филиал кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющий право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Заключение
В курсовой работе мною рассмотрено государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации. Оно призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство.
Валютная политика государства реализуется через валютное регулирование и осуществление валютного контроля. При этом государственное регулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами.
Следует отметить, что укреплению экономической безопасности будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики [11, с.64].
Важная роль в валютном регулировании принадлежит Центральному банку России, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями.
К основным функциям Центрального банка России относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса рубля к валютам других стран, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.
Весьма существенный объем операций с иностранной валютой приходится на коммерческие банки, действующие на основе полного хозяйственного расчета и валютной самоокупаемости.
Следует учитывать, что расчеты между фирмами-резидентами в рублях можно проводить без ограничений. А вот валютные операции между российскими организациями запрещены (п. 1 ст. 9 закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
Это значит, что российские фирмы не имеют права:
перечислять друг другу иностранную валюту;
покупать и продавать друг другу внешние ценные бумаги (то есть ценные бумаги, стоимость которых выражена в валюте, а также рублевые ценные бумаги, выпущенные за пределами России);
перечислять иностранную валюту со счета в России на счета за рубежом и обратно.
Российские фирмы имеют право покупать и продавать иностранную валюту. Совершать такие операции разрешено только через банки, у которых есть лицензия Банка России на проведение валютных операций (п. 1 ст. 11 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле"). Покупка и продажа валюты, минуя банки, запрещены.
Ответственность за нарушения валютного законодательства установлена статьей 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Российскую фирму могут оштрафовать, если она:
использует для расчетов валютные счета за границей, которые открыты с теми или иными нарушениями;
нарушила порядок ввоза (вывоза) и пересылки российской валюты и ценных бумаг;
не ведет отчетность, связанную с валютными операциями, или нарушает сроки ее хранения (например, не оформляет паспорта сделок);
не получила в установленный срок на свои банковские счета валюту от иностранных покупателей за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Если иностранный покупатель задерживает перечисление денег, следует заключить дополнительное соглашение к импортному контракту, где оговариваются новые сроки расчетов. Этим фирма обезопасит себя от штрафа.
Кроме штрафа, с фирмы могут дополнительно взыскать:
все полученное по недействительным в силу закона сделкам;
необоснованно приобретенное не по сделке, а в результате незаконных действий.
Следует быть осторожными, так как интерпретация органами валютного контроля термина "все полученное по недействительным в силу закона сделкам" может оказаться для фирмы неожиданной. Существует практика, согласно которой это понятие означает всю сумму операции, и именно на эту сумму фирма может быть оштрафована, даже если она не получила по сделке никакого дохода.
Необходимо помнить: постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства фирма может обжаловать в судебном порядке. Подать заявление в суд нужно не позднее 10 дней с того момента, как было вынесено постановление о штрафе.
В курсовой работе мною было рассмотрено валютное законодательство РФ, определено понятие валютного права, его объекта и субъекта, а также как осуществляется валютное регулирование и валютный контроль в РФ. Выяснено, какая ответственность предусмотрена за несоблюдение действующего валютного законодательства.
Валютная политика направлена на достижение главных целей экономической политики государства - обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать инфляцию и рост безработицы.
Используемые источники информации
1. Конституция Российской Федерации. – М.: АСТ, 2009. – 64 с
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ
3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп.)
5. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
7. Вострикова Л.Г. Валютное право. - Учебное пособие для вузов – М.:: Юстицинформ, 2006.- 360 с.
8. Валютное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2008. – 240 с.
9. Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Дело, 2004.. – 368 с.
10. Комментарий к Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный) /Эрделевский А.М. - Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2004.
11. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2003. – 608 с.
12. Российская газета за 2008-2009 гг.
- 29 -