Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание

Сущность налога составляет изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Понятие налога и сбора …………………………………………….5
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства………..6
1.2. Правовое значение объекта налогообложения………………....8
2. Налоговая система РФ
2.1. Структура налогообложения РФ………………………...……...10
2.2. Основные налоги, взимаемые в России………………………...13
3. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации…………………...........14
3.1. Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности……………………………………...14
3.2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств…………………………………………………………..16
4. Изменения в налоговом законодательстве в 2011 годе…………20
Заключение……………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

      Для целей налогообложения объект подлежит измерению. Единицей измерения могут  избираться разные, например: доход  – рубли или минимальный размер оплаты труда, транспортные средства – рубли (когда учитывается стоимость) или лошадиные силы (при учете мощности двигателя) и т.д. В результате формируется налогооблагаемая база, которая наряду со ставкой определяет размер налогового платежа. Например, в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. говорится, что им вводится налог на операции по покупке наличной иностранной валюты (ст. I), а налогооблагаемой базой является сумма, уплачиваемая при покупке (ст. II). 

2. Налоговая система  РФ

    2.1. Структура налогообложения  РФ 

      С 1992 года в нашей стране действует  новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил Закон « Об основах налоговой системы в РФ » от 27.12.91 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

      В соответствии с законом под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами  понимается обязательный взнос в  бюджет соответствующего уровня или  во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

      Возглавляет налоговую систему Государственная  налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

      Главной задачей Государственной налоговой  службы РФ является контроль за соблюдением  законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

      Под термином « налоговое законодательство » понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.

      Согласно  ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Конституционный суд РФ в постановлении от 04.04.96 г. указал, что “ установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться « законно установленными ». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти ”

      Таким образом, понятие « законно установленный » включает в себя и вид правового акта, на основании которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п.

      Установить  налог не значит дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если не известны обязанное  лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения.

      Установить  налог – значит установить и определить все существенные элементы его конструкции (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.д.). Согласно ч. 1 ст. 11 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют налогоплательщика (субъекта налога), объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

Законом « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.

  1. Федеральные налоги и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи 12 НК РФ.
  2. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации

      Региональные налоги вводятся  в действие и прекращают действовать  на территориях субъектов Российской  Федерации в соответствии с  НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

    При установлении региональных налогов  законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые  предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ.

      Законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  законами о налогах в порядке  и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

       3. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

         Местные налоги вводятся в  действие и прекращают действовать  на территориях муниципальных  образований в соответствии с  НК РФ и нормативными правовыми  актами представительных органов  муниципальных образований о налогах. 

      2.2. Основные налоги, взимаемые в России

1. К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог  на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог  на доходы физических лиц;

4) налог  на прибыль организаций;

5) налог  на добычу полезных ископаемых;

6) водный  налог;

7) сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

 8) государственная пошлина

2. К региональным налогам относятся:

1) налог  на имущество организаций;

2) налог  на игорный бизнес;

3) транспортный  налог.

3. К  местным налогам относятся:

1) земельный  налог;

2) налог  на имущество физических лиц.

3. Виды ответственности  за нарушение налогового  законодательства  в Российской Федерации
 

    3.1 Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности 

    Правовое  регулирование ответственности  в сфере налогообложения является составной частью налогового законодательства и представляет собой совокупность норм налогового и других отраслей права, возникающих в сфере взаимодействия налоговых органов и участников налоговых правоотношений при взимании налогов и затрагивающих имущественные интересы государства по обеспечению доходной части бюджета.

    Как известно, метод налогового права  носит комплексный характер. Основным правовым методом налогового регулирования являются государственно-властные предписания со стороны органов власти в области налогообложения. Этот метод применяется относительно субъектов налоговых отношений, которые находятся в административных налоговых отношениях. Вместе с тем по объектам налоговых отношений, которые охватывают собственность (имущество и доходы) юридических и физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, возможно применение гражданско-правового метода, учитывая равенство всех форм собственности и одинаковую степень защиты каждой из них.

    О налоговой ответственности, как  новом виде юридической ответственности, есть основания говорить и с позиции правовой природы правоотношения, являющегося объектом налогового нарушения. Характер этого правонарушения при ответственности за налоговое правонарушение регулируется нормами налогового права.

    Выделению налоговой ответственности в  отдельный вид юридической ответственности способствует установление Налоговым кодексом Российской Федерации процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях.

    В Налоговом кодексе имеет место  попытка установления самостоятельной налоговой ответственности, т.е. нового правового режима. В настоящее время только создаются определенные научные подхода для выстраивания системы институтов как налогового права, так и налогового законодательства. С точки зрения правовой теории ответственности следует отметить, что в Налоговом кодексе приведен достаточно полный перечень принципов налоговой ответственности. Между тем принципы – не просто правовые декларации, это база для дальнейшего правотворчества, они определяют пределы и характер применения налогового законодательства в спорных ситуациях, когда возможно неоднозначное толкование правовых предписаний. Для уяснения правовой природы налогового правонарушения в Налоговом кодексе также раскрываются такие элементы состава нарушения, как субъект правонарушения и субъективная сторона правонарушения.

    Основополагающий  принцип юридической ответственности – «без вины и нет ответственности». Применимость этого принципа к ответственности за налоговые правонарушения не должна подвергаться сомнению. Конституционный Суд Российской Федерации. В постановлении от 17 декабря 1996 г. по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. “ О федеральных органах налоговой полиции ” указал, что налоговое правонарушение есть « предусмотренное законом виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежит доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика».

    Таким образом, налоговую ответственность  можно определить как реализацию налоговых санкций за допущенные в налоговых правоотношениях нарушения. 

    3.2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств

    Налоговые отношения являются обязательственными. Суть обязательства состоит в уплате налога: ” Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы “.

    Следовательно, в сферу налогового регулирования  должны включаться отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налогового обязательства.

    Невыполнение  налогового обязательства состоит  в неуплате или неполной уплате налога. Это является сутью любого нарушения налогового законодательства. В недополучении бюджетом причитающихся ему сумм выражен ущерб, причиненный правонарушением.

    Ст. 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» устанавливает ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства в виде финансовых санкций и предусматривает, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

    Однако  вызывает сомнение утверждение, что  за налоговые правонарушения может наступать дисциплинарная ответственность. Ответственность дисциплинарную и материальную лицо понесет перед предприятием, понесшим ущерб в результате уплаты штрафов и пени. Данные отношения лишь косвенно связаны с налоговыми, но налоговым правом не регулируются. За нарушения налогово-правовых норм наступает ответственность трех видов – административная, уголовная и налоговая.

    Налоговый кодекс РФ вводит понятие налогового правонарушения  (ст. 119), налоговой  санкции (ст. 128) и закрепляет права  налоговых органов и налогоплательщиков едиными процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе термин «ответственность за налоговое нарушение» законодатель не называет, к какому виду юридической ответственности она относится, и это затрудняет определение правовой природы предусмотренных налоговых правонарушений. В целом выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность в этих случаях недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц.

    Однако  налоговая санкция в виде штрафа не является единственной мерой ответственности  за совершение налоговых правонарушений. Так, ст.13 Закона РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» предусматривает четыре вида санкций за нарушение налогового законодательства. Это – взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), штраф, пеня, взыскание недоимки.

Информация о работе Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации