Формирования доходов региональных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской федерации - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской федерации Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Содержание

Введение

1 Теоретические основы формирования доходов региональных бюджетов

1.1. Налоговые доходы региональных бюджетов

1.2. Неналоговые доходы региональных бюджетов

1.3. Влияние дефицита бюджета на формирование доходов региональных бюджетов

2. Анализ доходной части бюджета РТ

2.1. Анализ налоговых доходов и неналоговых доходов бюджета РТ

2.2. Совершенствование системы формирования доходов бюджета РТ

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ГФК.docx

— 52.91 Кб (Скачать документ)

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Объектами налогообложения  являются доходы (прибыль), стоимость  определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продук-ции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз  за определенный Законом период налогообложения.

По налогам могут в  законодательном порядке устанавливаться определенные льготы. К их числу относятся:

* необлагаемый минимум  объекта налога;

* изъятие из обложения  определенных элементов объекта  на-лога;

* освобождение от уплаты  налогов отдельных лиц или  катего-рий плательщиков;

* понижение налоговых  ставок;

* вычет из налогового  платежа за расчетный период;

* целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку  взимания налогов);

* прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и  в полной мере уплачивать на-логи российским законодательством возлагается  на налогопла-тельщика. В этих целях  налогоплательщик обязан:

* вести бухгалтерский  учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной  деятельности, обеспечивая их сохранность  не менее пяти лет;

* представлять налоговым  органам необходимые для исчисле-ния  и уплаты налогов документы  и сведения;

* вносить исправления  в бухгалтерскую отчетность в  размере суммы сокрытого им  заниженного дохода (прибыли), выяв-ленного  проверками налоговых органов;

* в случае несогласия  с фактами, изложенными в акте  провер-ки, произведенной налоговым  органом, представлять пись-менные  пояснения мотивов отказа от  подписания этого акта;

* выполнять требования  налогового органа об устранении  вы-явленных нарушений законодательства  о налогах. (8)

Законом "Об основах налоговой  системы в Российской Федера-ции" введена трехуровневая система  налогообложения предпри-ятий, организаций  и физических лиц.

* Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общерос-сийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные ис-точники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

* Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автоном-ных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в на-учный оборот нами еще несколько лет назад. Сейчас он "узаконен", поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Рос-сийской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из обще-российского законодательства. Часть региональных налогов отно-сится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

* Третий уровень - местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. к и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять нало-гов создают основу финансовой базы государства.(6)

Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учре-ждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли.

Среди местных налогов  крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда  и социально-культурной сферы и далее -большая группа прочих местных налогов.Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли.

Среди местных налогов  крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда  и социально-культурной сферы и далее - большая группа прочих местных налогов.

Акцизы, налог на добавленную  стоимость, налог на доходы с физических лиц распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных  территорий, проценты отчислений могут  меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

Налог на имущество юридических лиц является региональным налогом. Но законодательно установлено, что половина его поступлений направляется в местные бюджеты. (14)

Бюджетная система дополняется государственными внебюджетными фондами, доходная часть которых формируется за счет обязательных целевых отчислений. По своей социально-экономической сущности отчисления во внебюджетные фонды носят сугубо налоговый характер. Источником этих отчислений, как и налогов, служит произведенный валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Каждый работодатель отчисляет от фонда оплаты труда 28% .

Налоговая система Республики Татарстан дополняется системой государственных целевых внебюджетных фондов.

Самый крупный и значимый из них - Государственный пенсионный фонд.

Обязательные платежи  в эти фонды по своей социально-экономической  сущности имеют характер налогов, но, несмотря на обязательность отчислений и сборов туда, многие предприятия  и организации от них уклоня-ются, порой самым простейшим способом: не встают там на учет в качестве плательщиков.

В отличие от Государственной  налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля за плательщиками и воздействия на них. (10)

1.2. Неналоговые доходы  региональных бюджетов

К неналоговым доходам  региональных бюджетов относят доходы от имущества находящегося в государственной  и муниципальной собственности, дивиденды по акциям, принадлежащим  государству, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, Арендная плата за другие земли несельскохозяйственного  назначения, Прочие доходы от сдачи  в аренду имущества, находящегося в  государственной и муниципальной  собственности, Прочие поступления  от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, а также поступления от разрешенных  видов деятельности организаций, Административные штрафы и иные санкции,включая штрафы за нарушение правил дорожного движения,

Экологические фонды.

В 2005 году доходы от имущества  находящегося в государственной  и муниципальной собственности  составляли 2 451 952тысяч рублей, дивиденды по акциям, принадлежащим государству составляли 150000 тысяч рублей, Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 2 276 852 тысяч рублей, Арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения составила 2 255 052 тысяч рублей, Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 21 800тысяч рублей, Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешенных видов деятельности организаций составили 100тысяч рублей, Административные штрафы и иные санкции,включая штрафы за нарушение правил дорожного движения 36000 тысяч рублей, Экологические фонды 419 810 тысяч рублей (8)

1.3. Влияние дефицита бюджета  на формирование доходов региональных  бюджетов.

Центральное место в финансовой системе любого региона занимает бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство  для финансирования своей деятельности.(11)

Региональный бюджет состоит  из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих  друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для  финансирования деятельности региона. Расходная часть показывает, на какие  цели направляются аккумулируемые средства.

Каждое правительство  в своей деятельности стремится  к тому, чтобы доходная часть бюджета  равнялась расходной. Соответствие их называется “балансом дохода”.

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает  доходную. Такое состояние бюджета  называется “бюджетным дефицитом”. Его  возникновение обусловливается  многими причинами, среди которых  можно выделить следующие: спад общественного  производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного  производства, Особое значение из них  имеют спад производства и рост теневого сектора экономики.

Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В  первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и следовательно, уменьшаются  поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая  экономика отличается от обычной (“легальной”) лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в “тени”.

Сам по себе дефицит бюджета  не может быть чем-то чрезвычайно  негативным для развития экономики  и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют  дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит  от причин его возникновения и  направлений расходов денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в  будущем рост производства и прибыли  в них с лихвой возместят произведенные  затраты и общество в целом  от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания  “финансовых дыр”, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный  дефицит неизбежно приведет к  росту отрицательных моментов в  развитии экономики, главным из которых  является усиление инфляционных процессов.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным  экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система  утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.

Бюджетный дефицит - это сумма  превышения расходов регионального  бюджета над его доходами .(2)

 

 

  1. Анализ доходной части РТ

2.1.Анализ налоговых и неналоговых доходов РТ

Важнейший элемент бюджетного процесса - экономический анализ бюджетных  показателей: их обоснованности, структуры, динамики, других параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса - при  формировании, рассмотрении, утверждении  и исполнении бюджета. Его осуществляют финансовые и налоговые органы; ведомства; органы федерального казначейства; контролирующие органы; депутатский корпус; финансовые службы хозяйствующих структур.

Исполнить бюджет по доходам - значит мобилизовать контингенты  налогов, сборов, других платежей и  распределить их по уровням бюджетной  системы в соответствии с существующим законодательством. Основная задача анализа  исполнения доходной части бюджета - изыскание резервов доходов, то есть увеличения контингентов федеральных, территориальных и местных налогов, их собираемости.

Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам  и расходам.

Цель проведения анализа  формирования средств консолидированного бюджета по доходам заключается  в изучении процесса формирования финансовых средств бюджета, определении причин, условий, факторов, влияющих на их изменение.

Основными задачами указанного анализа являются:

контроль и объективная  оценка поступления налогов и  платежей в бюджет;

изучение в динамике состояния  доходов;

содействие составлению  реальных прогнозов по доходам;

выявление влияния отдельных  факторов на объем поступления средств  в бюджет.

Прогнозирование доходов  бюджета проводится поэтапно. На начальном  этапе производится сбор и анализ информации об экономических, социальных процессах на территории республики, влияющих на состояние финансовых ресурсов. Исследуется экономическая сторона деятельности предприятий и хозяйственных организаций для получения объективной оценки поступления налогов и других платежей в бюджет. Для этого используются экономико-статистические материалы. Указанная информация позволяет проанализировать состояние и развитие экономики территории, определить происходящие изменения в текущем году и сопоставить с соответствующим периодом прошлого года. Показатели рассматриваются в разрезе отраслей.

Информация о работе Формирования доходов региональных бюджетов