Государственный суверенитет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:15, контрольная работа

Описание

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Г.с. означает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам. В буквальном смысле "суверенитет" (от франц. "souverainete" — верховенство, верховная власть) означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, верховной властью в обществе. Г.с. есть важнейшая характеристика государственной власти, отображающая верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в определении своего политико-юридического статуса, выбора экономического, социального и политического развития

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………..6
Суверенитет. Суверенитет государства и народа……………………….6
Проблемы суверенитета, его реализации в Российской Федерации…16
Суверенитет в современном мире………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………...32
Глоссарий……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………..38
Приложения…………………………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

контр.право.docx

— 78.92 Кб (Скачать документ)

- Современный суверенитет  российского государства не сводится  только к его полномочиям. В  реальности нет, и не может  быть, во всем одинаковых способов  взаимодействия федерации с ее  различными субъектами. Особенности  развития субъектов РФ обусловлены:  историческим опытом их развития  в качестве субъекта Федерации,  этнокультурными особенностями,  географическим фактором, экономическим  уровнем развития и т.д. Единство  суверенитета федерации не может  быть эффективно обеспечено без  учета указанных особенностей  субъектов федерации.

- Механизм реализации  суверенитета требует всестороннего  анализа субъективных факторов, определяющих деформации данного  суверенитета, Структуры государственной  власти должны быть крайне  чувствительны ко всякого рода деформациям.

Всеобщее соблюдение законов и единство законности –  главное средство обеспечения единства суверенитета государства.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Государственная территория

Часть земного шара, находящаяся  под суверенитетом определенного  государства. Составными частями Т.г. являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства, а также приравненные к ней объекты.

2

Интеграция

(От лат. integer - целый). Объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая И. происходит и на уровне национальных хозяйств стран, и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями.

3

Компетенция

(От лат. Competens - соответствующий) - совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям.

4

Конвенции

(От лат. Conventio - соглашение) - международные договоры на уровне правительств стран, предусматривающие соблюдение общих, согласованных правил торговли, денежного обращения, трудовых отношений, взимания налогов и пошлин, ценообразования на экспортируемую и импортируемую продукцию (товары и услуги).

5

Конфликт

Несогласие между двумя или  более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается  сделать так, чтобы были приняты  именно ее взгляды или цели, и  помешать др. стороне сделать то же самое.

6

Монополия

(От греч. monas - один и poleo - продаю). 1) Исключительное право одного или группы лиц, государства на что-либо (например, на землю), на производство или приобретение чего-либо, торговлю определенными товарами.

7

Научно-технический прогресс

Использование передовых достижений науки и техники, технологии в  хозяйстве, в производстве с целью  повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего  удовлетворения потребности людей. Термин широко использовался в советской  экономической науке наряду с  близким к нему по значению "научно-техническая революция". В современной экономической теории научные достижения, используемые в экономике и технике, чаще называют инновациями.

8

Политика

Деятельность органов государственной  власти и государственного управления, отражающая общественный строй и  экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых  организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями

9

Ратификация

Утверждение верховным органом  государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства.

10

Суверенитет

от английского sovereignty и французского souverainete) – это верховная власть. Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.


 

Список использованных источников

1

Ведомости Съезда народных депутатов  РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №2 Ст.22.

2

Bodin, Jean Book 1 // Six Books of the Commonwealth = Les six livres de la Republique / Abridged and translated by M. J. Tooley. — Oxford: Basil Blackwell Oxford, 1955.

3

Вестфальский мир: межкафедральный «круглый стол» в МГИМО (У) МИД России 27 февраля 2008 года // Вестник МГИМО-Университета : Журнал. — 2008. — № 1. — С. 79.

4

Суверенитет в федеративном государстве

5

Конституция Республики Татарстан

6

Ушаков Н. А. Суверенитет в современном  международном праве. — М.: Изд. ИМО, 1963. — С. 192.

7

Шевцов В. С. Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии). —  М.,: Юрид. лит., 1978. — С. 3-4, 18-19.

8

Ушаков Н. А. Суверенитет в современном  международном праве. — М.: Изд. ИМО, 1963. — С. 35-37.

9

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права / Перевод с франц. А. Д. Хаютина и В. С. Алексеева-Попова = Du contrat social ou Principes du droit politique // Об общественном договоре. Трактаты. — М.,: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. Книга 1, глава VI и далее.

10

Левин И.Д. Суверенитет. — Спб.,: Юридический центр Пресс, 2003. — С. 18.

11

Черниченко С.В. Государство как  личность, субъект международного права  и носитель суверенитета // Российский ежегодник международного права. —  Спб.,: Издательский дом СПбГУ, 1995. — С. 23-24.

12

Еллинек Г. Общее учение о государстве = Allgemeine Staatslehre. — Спб.,: Юридический центр Пресс, 2004. — С. 442-443.

13

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 г. Terra Legis

14

См.: Карапетян Л. М. Федерализм и  права народов. М., 1999.

15

Freikel M. Federal Theory. Canberra, 1986. P. 6.

16

См.: Goldsmith J. UW expanded Academic ASAP // Essay for Stanford Law Review. 2000. Vol. 52. Issue 4.

17

См.: Pavlakovic V., Ramet S. Albanian and Serb rivalry in Kosovo — De facto states. The quest for sovereignty. NewYork, 2004.

18

Цит. по: Болтенкова Л. Ф. Суверенитет в истории российской государственности. М., 2007. С. 10.

19

Сурков В. Стенограмма выступления  заместителя Руководителя Администрации  Президента — помощника Президента РФ В. Суркова перед слушателями  Центра партийной учебы и подготовки кадров ВВП «Единая Россия» // Электрон. ресурс [режим доступа: http://www.edinros.ru/news. html?id=111148].

20

См.: Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994; Бар-циц И. Н. Категория «суверенитет» в правовой теории и практике Российской Федерации. М., 1995; Крылов Б. С. Понятие суверенитета. Суверенитет государства и суверенитет народа // Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.

21

Гимаев И. Р. Государственный суверенитет и некоторые проблемы развития в России федеративных отношений // Правовое государство. ¹ 3(5). 2006. С. 14.

22

Федерализм: энциклопедический словарь. М., 1997. С. 247.

23

Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. и Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. «По запросу  группы депутатов государственной  Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституции Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия — Алания и Республики Татарстан».

24

Исаев И.А. История государства  и права России: Учебное пособие (ГРИФ) – М.: Проспект, ТК Велби. 2008. 336с. – ISBN 978-5-482-01909-2

25

Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993: Изд-во Моск. Коммерч. ун-та

26

Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005. С. 6-31.


 

Приложения

А

Б


1 Bodin, Jean Book 1 // Six Books of the Commonwealth = Les six livres de la République / Abridged and translated by M. J. Tooley. — Oxford: Basil Blackwell Oxford, 1955

2 Вестфальский мир: межкафедральный «круглый стол» в МГИМО (У) МИД России 27 февраля 2008 года // Вестник МГИМО-Университета : Журнал. — 2008. — № 1. — С. 79.

3 А.Журавлев, В.Комарова «Суверенитет в федеративном государстве» ПиЖ 2000 N 29

4 Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. — М.: Изд. ИМО, 1963. — С. 192.

5 Шевцов В. С. Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии). — М.,: Юрид. лит., 1978. — С. 3-4, 18-19

6 Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. — М.: Изд. ИМО, 1963. — С. 35-37

7 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права / Перевод с франц. А. Д. Хаютина и В. С. Алексеева-Попова = Du contrat social ou Principes du droit politique // Об общественном договоре. Трактаты. — М.,: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. Книга 1, глава VI и далее

8 Левин И.Д. Суверенитет. — Спб.,: Юридический центр Пресс, 2003. — С. 18

9 Черниченко С.В. Государство как личность, субъект международного права и носитель суверенитета // Российский ежегодник международного права. — Спб.,: Издательский дом СПбГУ, 1995. — С. 23-24.

10 Еллинек Г. Общее учение о государстве = Allgemeine Staatslehre / Перевод под ред. В. М. Гессена и Л. В. Шалланда. — Спб.,: Юридический центр Пресс, 2004. — С. 442-443

11 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 г. Terra Legis

12 Карапетян Л. М. Федерализм и права народов. М., 1999.

13 Freikel M. Federal Theory. Canberra, 1986. P. 6

14 Goldsmith J. UW expanded Academic ASAP // Essay for Stanford Law Review. 2000. Vol. 52. Issue 4.

15 Pavlakovic V., Ramet S. Albanian and Serb rivalry in Kosovo — De facto states. The quest for sovereignty. NewYork, 2004.

16 Цит. по: Болтенкова Л. Ф. Суверенитет в истории российской государственности. М., 2007. С. 10.

17 Сурков В. Стенограмма выступления заместителя Руководителя Администрации Президента — помощника Президента РФ В. Суркова перед слушателями Центра партийной учебы и подготовки кадров ВВП «Единая Россия» // Электрон. ресурс

18 Проблемы суверенитета  в Российской Федерации. М., 1994; Бар-циц И. Н.Категория «суверенитет» в правовой теории и практике Российской Федерации. М., 1995; Крылов Б. С. Понятие суверенитета. Суверенитет государства и суверенитет народа // Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.

19 Гимаев И. Р. Государственный суверенитет и некоторые проблемы развития в России федеративных отношений // Правовое государство. ¹ 3(5). 2006. С. 14.

20 Федерализм: энциклопедический  словарь. М., 1997. С. 247

21 Политология. Энциклопедический  словарь. М., 1993: Изд-во Моск. Коммерч. ун-та

22 Гринин Л. Е.  Глобализация и национальный  суверенитет. История и современность.  № 1-2005. С. 6-31.

41

Контрольная №2

 
 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
Введение 4 
1. Эволюция теории государственного суверенитета 7 
2. Государственный суверенитет Федерации и вопросы суверенности ее субъектов 16 
3. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам суверенитета 19 
Заключение 23 
Список использованной литературы 25 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
 
Проблема суверенитета - одна из самых фундаментальных проблем в правовой науке. Ее истоки уходят в глубину веков. Можно сказать, она появилась тогда, когда возникло само государство. В разных странах и в разное время эта проблема вставала вновь и вновь. И вот сейчас в Российской Федерации возникла настоятельная необходимость в дальнейшей углубленной разработке категории суверенитета. 
При невежественном употреблении рассматриваемой категории нас подстерегает большая опасность. Связано это с вопросом о соотношении политики и права. Сегодня при использовании понятия суверенитета преобладают политические концепции и подходы, а не юридические. 
При строительстве правового государства проблема соотношения политики и права встает особенно остро. Сегодня это соотношение крайне важно учитывать во всех областях, в том числе при реализации концепции суверенитета. 
Своеобразие времени диктует смену подходов: если сравнительно недавно теория суверенитета развивалась главным образом в трудах юристов-международников, то теперь жизнь буквально насильно притягивает к ее разработке специалистов внутреннего, в первую очередь конституционного права и общей теории государства и права. 
Причина ясна: идет сложный, во многом противоречивый процесс преобразования Российской Федерации на новых началах. Этот процесс имеет внешние и внутренние аспекты. Потребность в современном подходе может быть реализована только при условии тщательного и глубокого анализа истории идеи суверенитета. 
Первоначально проблемы соотношения суверенитета федерации и ее членов вообще не существовало. Суверенным считалось либо федеративное государство, либо государство, вошедшее в федерацию. Известно, что доминировали взгляды Г. Еллинека, считавшего, что государства, вошедшие в федерацию, способны сохранить определенный объем власти, но утрачивают суверенитет. Такие взгляды во многом отражали реалии конца XIX века и представления того времени о пределах самостоятельности членов федерации. 
Но уже вскоре концепции, построенные на основе категорического подхода «или - или», стали уступать место другим, которые сводились к понятию ограниченного суверенитета. Таким путем конструировалось понятие о некой государственной общности, состоящей из федерации и ее членов. Именно этой общности приписывался суверенитет. 
Теория ограниченного суверенитета строилась на том, что государство-член федерации само добровольно входило в новую общность. Тем самым добровольный союз отличался от империй, созданных путем завоевания чужих земель. 
Разрушение Советского Союза, отказ от прежней политической и социально-экономической системы породили множество противоречивых проблем, связанных с государственным устройством. Россия, внешне сохранив основную схему советского федерализма, приняв новую Конституцию, закрепившую федеративное государственное устройство страны, не разрешило проблем российского федерализма, некоторые из них приобрели еще большую остроту. Прежде всего, это вопрос, связанный с суверенитетом республик (государств)-субъектов Российской Федерации. 
Суверенитет является важнейшим признаком всякого государства. Именно его наличие позволяет говорить о реальной, а не о мнимой государственности. Многими политиками даже достаточно декларативное провозглашение суверенности республик в составе России расценивалось уже как обоснование права на дальнейшую сецессию, выход из состава государства, попытки ревизии принципа территориальной целостности государства - основополагающего принципа всякой государственности. 
Обращение к истории, изучение современного зарубежного опыта - необходимое условие успешности разработки собственных проблем. Вместе с тем не следует забывать, что наши условия во многом уникальны. 
Общепризнанным основоположником учения о суверенитете является древнегреческий философ Аристотель. Большой вклад в его дальнейшее развитие внесли французские ученые Жан Боден и Жан-Жак Руссо, затем немецкие Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, английские - Т. Гоббс, Дж. Локк и С. Лоу, французы - Э. де Ваттель, М. Прело, М. Ориу, А. де Токвиль и многие другие. Современные зарубежные ученые Г. Кельзен, Д. Ласок, М. Мендрас и другие. 
Цель работы состоит в том, чтобы на основе новых конституционных подходов и достижений правовой науки проанализировать возможность новых подходов к определению юридической природы категории «суверенитет» и проблем реализации суверенитета в федеративном государстве. 
Указанная цель обусловила необходимость решения следующих задач: 
- исследовать этапы становления и развития суверенитета; 
- рассмотреть особенность развития федерализма в контексте проблемы суверенитета; 
- Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам суверенитета.  
 
 
1. Эволюция теории государственного суверенитета 
 
Проблема государственного суверенитета постоянно привлекает внимание политических и общественных деятелей, юристов-практиков и ученых-правоведов. Изучение государственного суверенитета имеет не только теоретическое значение, но и приобретает непосредственное государственно-политическое звучание в эпоху глобализации. В современных условиях становится необходимым определенное переосмысление понятия «суверенитет», который является качественной характеристикой государства, как в связи с изменениями во внутренней жизни нашей страны, так и с процессами, происходящими в мире, прежде всего, глобализацией............... 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
На основе проделанного в работе анализа сформулируем важнейшие выводы. 
Суверенитет и государство сегодня неразделимы. Эти понятия органично дополняют друг друга и предопределяют общие черты государственности. 
Государство занимает в политической системе общества центральное место. Это обусловлено сущностью и некоторыми признаками государства как социального института. Назначение государства состоит в организации управления обществом. Иначе говоря, государство - это специальное учреж-дение, предназначенное для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего общества. Никакой другой элемент политической системы не имеет такого специального назначения. 
Доктрина суверенитета развивалась одновременно с учением о государстве и отражает все этапы эволюции этого правового института: от абсолютной монархии через сословно-представительное государство к современной демократической его модели как части международного сообщества. 
Сущность теории абсолютного суверенитета выражала специфические особенности государства феодальной эпохи и проявлялась в отождествлении государства и государя, в оправдании неограниченной власти последнего над своими поданными. 
Дальнейшее развитие доктрина суверенитета получает в учении о государственном суверенитете, под которым понимается высшая правовая власть в государстве, которая последовательно из рук монарха переходит сначала к парламенту, а затем к разделенной на три ветви современной структуре государственной власти, ограниченной в международно-правовых отношениях независимостью от другого государства, но не от всего мирового сообщества и собственного народа. 
Существование государства возможно только в том случае, если оно обладает суверенитетом. Это позволяет сделать вывод о том, что субъекты федерации в качестве государственных образований обладают определенной долей суверенитета. Иначе говоря, федеративный центр делит суверенитет со своими субъектами. 
Существующая политико-правовая практика и доктринальные толкования позволяют сделать вывод о том, что в федеративных системах государственный суверенитет как производное от суверенитета народа не принадлежит отдельно ни федеративному центру, ни субъектам федерации. Он является свойством федеративного государства в целом, а значит - реализуется как на федеральном уровне, так и на уровне республик в составе России - субъектов Федерации. 
Признание наличия у субъектов Российской Федерации ограниченного суверенитета, понимаемого как вся полнота государственной власти, не означает умаления или разделения суверенитета Российской Федерации, а является необходимым признаком федеративного государства и федеративной организации государственной власти. 
Суверенность государств находит отражение, как говорилось, и в конституциях. «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ»). В целом, в работе были детально рассмотрены особенности суверенитета в Российской Федерации, который был рассмотрен в работе в его динамике развития и современном состоянии. 
Таким образом, суверенитет – это центральный и важнейший признак государства, обладание которым является необходимым для его существования и нормального функционирования. 
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
1. Абдулатипов Р.Г. Федерология. СПб., 2006. С. 27. 
2. Арановский К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений. Владивосток, 2006. С.81. 
3. Афанасьев В. С., Общая теория права и государства, М., 2007. 
4. Батыр К. И. Всеобщая теория государства и права, М., 2008. 
5. Дегтярева М.И. Разработка понятия суверенитета Жаном Боденом // Полис. – 2006. №3. – С. 63. 
6. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2006. С. 51. 
7. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2008. С. 458. 
8. Кольев А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. М., 2008. С. 221. 
9. Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1995. С. 39. 
10. Суверенитет в условиях глобализации. Опыт политий Запада и Востока. М., 2008. С. 47. 
11. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Сб. пр. М., 1986. С. 78. 
12. Шмит К. Политическая теология. М., 2007. С. 15.


Информация о работе Государственный суверенитет