Источники конституционного права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание

Цель работы – раскрыть особенности источников конституционного права и рассмотреть основные из них.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие конституционного права;
- выявить особенности источников конституционного права;
- исследовать такие источники конституционного права как законы, договоры, соглашения и декларация - как виды источников конституционного права.
- Рассмотреть Конституцию Российской Федерации - как основной источник конституционного права.

Содержание

Содержание
введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
глава 1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА И ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. . . . 5
1.1. Понятие конституционного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Особенности источников конституционного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3. Законы, договоры, соглашения и декларации - как источники конституционного права. . . . . . . 11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.1. Конституция Российской Федерации - основной источник конституционного права. . . . . . . . . . . . . . 14
2.2. Федеральные конституционные законы как источники конституционного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3. Указы и распоряжения Президента РФ, Регламенты палат Федерального Собрания, Постановления Правительства - как источники конституционного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

Работа состоит из  1 файл

курсовая кпрф1.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

К числу прочих источников конституционного права Российской Федерации относятся Регламенты палат Федерального Собрания, положения  о различных вспомогательных  организациях, образуемых органами законодательной  и исполнительной власти (Положения о комитетах Совета Федерации и Государственной Думы, о представителях Президента в субъектах Российской Федерации и т. д.)

Особое место среди  источников Конституционного права  занимают декларации:

- Декларация о государственном суверенитете РСФСР о  12 июня 1990 г.;

- Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.  Такого рода декларации имеют государственно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для государственно-правового развития государства; в них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, принципы, необходимые для всей политики в данной сфере; и им должно быть подчинено соответствующее законодательство.

К источникам конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституции республик и уставы других субъектов Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам принимаемым органами субъекта Федерации, конституции и уставы обладают более высокой юридической силой, и другие нормативные правовые акты не могут противоречить им.

 Источниками конституционного  права являются также международно-правовые  нормы, которые содержатся в  международных договорах, имеющих  обязательную силу для Российской  Федерации.

Как известно, согласно части 4 статьи 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

Таким образом, источниками конституционного права являются не все федеральные законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы.

 

 

1.3. Законы, договоры,  соглашения и декларации - как источники конституционного права

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы, содержащие конституционно - правовые нормы. Закон должен быть наиболее распространённой формой установления конституционно - правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.

Конституцией указывается (ч. 3 ст. 76), что  федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, из чего можно сделать вывод, что в иерархии источников права федеральные конституционные законы занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией. Конституционные законы, как это вытекает из текста Конституции, должны приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства. Такие законы могут приниматься только по вопросам, предусмотренным Конституцией; этих вопросов 15, но приняты пока не все федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы не могут изменять Конституцию и не являются частью Конституции.

Источниками конституционного права  являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов РФ в соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ и соответствующих конституций и уставов субъектов Федерации.

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такой  их специфический вид, обусловленный  федеративным устройством государства, как договоры и соглашения.

Следует различать международные  договоры и соглашения, заключаемые  РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и её субъектами или между субъектами Федерации. Конституция РФ (ч.4 ст.15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и  международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы.3

Заключение РФ договоров с другими  государствами регулируется Федеральным законом о международных договорах РФ от 15 июля 1995 г. Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты. Законом устанавливаются порядок ратификации международных договоров, порядок присоединения РФ к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров.

Дела о соответствии Конституции  РФ международных договоров, не вступивших в силу (или отдельных их положений), разрешаются Конституционным Судом  РФ. Если Суд признаёт их не соответствующими Конституции, то такие договоры не подлежат введению в действие и применению.

К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Россия, а также Союзом России и Белоруссии и других объединений части государств СНГ и России. Такие акты, ещё не вошедшие в практику, в будущем, возможно, будут приниматься Межпарламентской Ассамблеей, Парламентским Собранием Союза России и Белоруссии и наднациональными исполнительными и судебными органами. Процедура их принятия и юридическая сила пока не определены.

В практику РФ всё шире входят внутренние договоры и соглашения. Важным источником конституционного права  остаётся Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., которым были закреплены основы взаимоотношений РФ и её субъектов. Другой пример: Договор между РФ и Республикой Татарстан 1994 г., которым было проведено разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между органами государственной власти Федерации и Республики Татарстан. Ряд субъектов Федерации заключили между собой соглашения по конкретным вопросам, в которых содержатся отдельные конституционно - правовые нормы.

Особое место среди  источников конституционного права  занимают Декларации: например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Такого рода Декларации имеют конституционно - правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно - правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере и которым должно быть подчинено соответствующее законодательство.

Нынешняя Конституция  РФ не содержит какого - либо упоминания о праве Федерального Собрания принимать  декларации, об их юридической силе и о порядке принятия. Но поскольку это и не исключено, можно сделать вывод, что парламент вправе принимать подобного рода акты без притязания на их высшую юридическую силу и без соблюдения обычной законодательной процедуры.4

 Следовательно, к числу источников конституционного права относятся: законы, договоры,  соглашения и декларации.

 

Глава 2. Характеристика источников конституционного права

2.1. Конституция Российской Федерации - основной источник конституционного права

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 ноября 1995 г. представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права России.

К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующие:

  1. Нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать ,в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;
  2. В Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;
  3. Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;
  4. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);
  5. В Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;
  6. Значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;
  7. Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция  Российской Федерации как основной источник конституционного права служит формой установления норм, составляющих ядро данной отрасли, всего государственно-правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.5

 

2.2. Федеральные конституционные законы как источники конституционного права

Следующим источником конституционного права России являются федеральные  конституционные законы.

 Идея таких законов  преследовала цель уменьшить  объем самой Конституции Российской  Федерации. По своей юридической  силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам"). Нельзя, однако, не признать определенных оснований и для иной позиции, согласно которой федеральные конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это, например, имеет место в Италии или Франции.

Согласно части 1 статьи 108 Конституции, федеральные конституционные  законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Вопросы, подлежащие, согласно Конституции, урегулированию федеральными конституционными законами, упоминаются в 13 ее статьях. Это:

    • чрезвычайное положение (ст. 56, 88);
    • военное положение (ч. 3 ст. 87);
    • образование новых субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 137);
    • порядок принятия в Российскую Федерацию новых субъектов (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137);
    • порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 66);
    • описание и порядок официального использования государственных символов - государственного флага, герба, гимна (ч. 1 ст. 70);
    • порядок назначения референдума (п. "в" ст. 84);
    • статус Уполномоченного по правам человека (п. "д" ч. 1 ст. 103);
    • порядок деятельности Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 114);
    • судебная система (ч. 3 ст. 118, ч. 3 ст. 128);
    • порядок созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135).

Нетрудно заметить, что  перечисленные вопросы охватывают не всю материю конституционного характера, оставшуюся за пределами  действующей Конституции. Это относится, например, к самой процедуре принятия федеральных конституционных законов, следовательно, и поправок к главам 3-8 Конституции, к процедуре заключения договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, да и еще ко многим вопросам.

Значительная часть  правоведов склонна толковать часть 1 статьи 108 Конституции таким образом, что исключается возможность  принятия федеральных конституционных  законов по вопросам, не входящим в  приведенный выше перечень. Отсюда следует, что не включенная в этот перечень конституционная материя должна регулироваться обычными федеральными законами.

Поэтому представляется более правильной позиция, согласно которой по конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень. Федеральное Собрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а по остальным вопросам может это делать, если считает, что они имеют конституционный характер.

Пока что действуют  всего три федеральных конституционных  закона: один, как упоминалось, регулирует федеральный референдум.

2.3. Указы и распоряжения Президента РФ, Регламенты палат Федерального Собрания, Постановления Правительства - как источники конституционного права

К источникам рассматриваемой  отрасли относятся и содержащие конституционно - правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента. Такие акты обычны для главы государства. В Конституции указывается, что они обязательны для исполнения на всей территории РФ и что они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законом. Отсюда следует, что указы и распоряжения Президента относятся к числу подзаконных актов, т.е. могут быть отменены законом.

Указы Президента могут  быть нормативными и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые - это акты применения Президентом какого - то закона; по времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, они носят ограниченный характер. Президент издаёт указы в пределах своей компетенции, однако в нынешнее время, когда Государственная Дума ещё не успела рассмотреть необходимые законы в соответствии с Конституцией, Президент вынужден издавать нормативные указы по широкому кругу вопросов, которые сохраняют своё действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие законы. Противники этой формы актов опасаются, что “указное право” может подменить собой законы. Но для таких опасений нет серьёзных оснований, т.к. речь идёт об актах явно временного характера и легко отменяемых путём принятия законов.

Информация о работе Источники конституционного права Российской Федерации