Источники конституционного права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание

Цель работы – раскрыть особенности источников конституционного права и рассмотреть основные из них.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие конституционного права;
- выявить особенности источников конституционного права;
- исследовать такие источники конституционного права как законы, договоры, соглашения и декларация - как виды источников конституционного права.
- Рассмотреть Конституцию Российской Федерации - как основной источник конституционного права.

Содержание

Содержание
введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
глава 1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА И ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. . . . 5
1.1. Понятие конституционного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Особенности источников конституционного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3. Законы, договоры, соглашения и декларации - как источники конституционного права. . . . . . . 11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.1. Конституция Российской Федерации - основной источник конституционного права. . . . . . . . . . . . . . 14
2.2. Федеральные конституционные законы как источники конституционного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3. Указы и распоряжения Президента РФ, Регламенты палат Федерального Собрания, Постановления Правительства - как источники конституционного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

Работа состоит из  1 файл

курсовая кпрф1.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

Распоряжения Президента сравнительно редко носят нормативный  характер, но таковые все, же встречаются. Так, распоряжение Президента РФ “Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью” от 26 июля 1995 г. вносит серьёзные нормативные изменения и дополнения в Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности. Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в соответствии с Указом Президента РФ “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных  органов исполнительной власти” от 23 мая 1996 г. Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти, например: Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. с изменениями, Положение об Администрации Президента РФ от 2 октября 1996 г. с изменениями, Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. (с изменениями и дополнениями).

Эти акты принимаются  в соответствии с Конституцией РФ каждой палатой для организации  своей деятельности и не требуют  утверждения другой палатой и подписи Президента. Этим они отличаются от законов. Регламенты регулируют круг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлением законодательного процесса. Это нормативные акты с внутренней сферой применения.

К источникам конституционного права относятся также Постановления Правительства. Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно издаёт постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ (ст. 115 Конституции). Но не все Постановления Правительства, как и другие его акты, имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного права. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты являются подзаконными актами, т.е. должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента РФ. Акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих. Постановления и распоряжения  Правительства РФ должны быть официально опубликованы.

Постановления Правительства  России являются обязательными для  органов исполнительной власти субъектов  Федерации по вопросам, относящимся  к ведению РФ (ст. 71 Конституции) и  совместному ведению Федерации  и её субъектов (ст. 72 Конституции).

Права,  свободы и  обязанности человека и гражданина, правовой статус организации регламентируется также правовыми актами, издаваемыми  такими федеральными органами исполнительной власти, как министерства, Госкомитеты  и ведомства. Однако для того, чтобы  такие акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции и обязательно опубликованы в официальных изданиях. Но, к сожалению, министерства и ведомства часто оставляют свои акты без государственной регистрации и опубликования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из вышеизложенного  можно сделать вывод, что источники  конституционного права имеют исключительно  большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Необходимо нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системы государства, главную форму  права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.

На мой взгляд, необходимо принять федеральный конституционный  закон, в котором необходимо отразить процедуру заключения, а равно  и расторжения договоров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов о разграничении (взаимном делегировании) предметов ведения и полномочий в соответствии с частью 3 статьи 11 Конституции. В законе должны быть отражены следующие вопросы:

во-первых, следует определить субъекты, участвующие в заключении подобных договоров предусмотреть требование квалифицированного большинства, необходимого соответственно для принятия поправок к Конституции на федеральном уровне и для изменения конституции (устава) на уровне субъекта Российской Федерации, поскольку в договорах содержатся нормы конституционного характера;

во-вторых, необходимо урегулировать  правовые последствия заключения подобных договоров, т.е. определить юридическую  силу федеральных конституционных  законов и конституционных законов, принятых по вопросам, отнесённым к ведению субъекта Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;

в-третьих, необходимо установить порядок опубликования подобных договоров, поскольку  уровень юридической силы договоров таков, что требует официального опубликования в первом разделе "Собрания законодательства Российской Федерации" и, соответственно, в "Российской газете".

Конституция Российской Федерации является основным источником отрасли конституционного права, главным законом, находится на вершине всей структуры законодательных и других нормативных актов, она устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционного - правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.

Система конституционного права объективно обусловлена самим  характером этого права, она разделяет  нормы по институтам, но не устанавливает  непроницаемые перегородки между  институтами - напротив, создаёт принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно - правового регулирования.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 34 с. – (Кодексы. Законы. Номы).

 

Научная и учебная литература:

  1. Аримов, В.Д. Конституционное право: учебное пособие/ В.Д.  Аримов. - М.: Новое знание,2005.  - 184с.
  2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2007. - 784 с.
  3. Дубинин, Б. О. Конституционное право: учебное пособие/  Дубинин. – М - Панорама, 1999. - 25с.
  4. Жуйков В. М. Права человека и власть закона: учебное пособие/ В. М.  Жуйков. - М.: Норма 1995. - 284 с.
  5. Кант, А. А. Теория государства и права: Учеб. для вузов / А. А. Кант,–  М - Норма,2002. –  616с.
  6. Керимов Д.А. Общая теория государства и права: учебное пособие/ Д.А.  Керимов. -М Юристъ, 2001. – 381с.
  7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – М.: Проспект, 2010. – 608 с.
  8. Комаров С.А. Общее конституционное право в схемах и определениях: учебное пособие/ С.А. Комаров.– М.: Юрайт,1998. – 64с.
  9. Лазарев, В. А. Разделение властей и опыт советского государства: учебное пособие/ В. А.  - Лазарев, //Коммунист, 1988 г. – С. 122.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Источники конституционного права


 


 

 

1 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Проспект, 2010. – с. 16.

2 Жуйков В. М. Права человека и власть закона: учебное пособие/ В. М.  Жуйков. - М.: Норма 1995. - 100 с.

3 Кант, А. А. Теория государства и права: Учеб. для вузов / А. А. Кант,– М - Норма,2002. – 212 с.

4 Алтаев, Б.А. Конституционное право России [Текст]: учебное пособие/ Б.А. Алтаев. -  М. 1999. – 147 с.

5 Лазарев, В. А. Разделение властей и опыт советского государства: учебное пособие/ В. А.  - Лазарев, //Коммунист, 1988 г. – С. 121.


Информация о работе Источники конституционного права Российской Федерации