Источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:39, реферат

Описание

Данный реферат будет посвящен различным формам (источникам) права. Тема реферата является не только интересной, но и актуальной, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении.
Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория "источники права".

Содержание

Введение 3
Понятие и виды формально-юридических источников права 4
Правовой обычай 8
Юридический прецедент 10
Нормативный договор 11
Нормативно-правовой акт 13
Пределы действия во времени 15
Порядок опубликования и вступления в силу 16
Порядок прекращения юридической силы 19
Обратная сила закона 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

реферат по праву.docx

— 54.56 Кб (Скачать документ)

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

— на акты общего действия, охватывающие всю  совокупность отношений определенного  вида на данной территории;

— на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся  на данной территории;

— на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются  лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан  акт (военных действий, стихийных  бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества  нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные  акты); акты судебной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пределы действия во времени

Действие  законов во времени связано с  моментом их вступления в юридическую  силу и с момента утраты ими  юридической силы. Законы вступают в юридическую силу по одному из следующих правил:

С момента  его принятия правотворческим органом (например, государственной думой)

По истечении  определенного времени со дня  его опубликования. По общему правилу  законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования.

Законно вступает в силу со дня, указанного в самом законе.

Закон, вступивший в силу, применяется только к тем отношениям, которые возникли после его вступления в действие, то есть закон обратной силы не имеет.

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

закон имеет обратную силу когда:

В самом  законе об этом прямо сказано.

Когда закон смягчает или вовсе отменяет ответственность.

Закон утрачивает юридическую силу в следующих  случаях:

Когда истек срок, на который был принят закон.

Когда один закон напрямую отменяет другой закон.

Закон по тем же самым вопросам, которые  регулировал старый закон был принят новый закон.

Федеральные конституционные законы и федеральные  законы: опубликовываются в течении 7 дней после подписания Президентом РФ, вступают в силу по истечении 10 дней после опубликования, источником опубликования является "Российская газета","Собрание законодательства РФ","Парламентская газета"[6, стр. 144].

Законы  Воронежской обл: опубликовываются в течение 7 дней после подписания главной администрациии субъекта, вступают в силу по истечении 10 дней после их опублиования, источником является "Коммуна","собрание законодательства Воронежской обл.".

Указы Президента, постановления правительсва: опубликовываются в течении 10 дней после подписания Президентом РФ, вступают в силу по истечении 7 дней после опубликования, источником опубликования являются "Российская газете","Собрание законодательства РФ".

Акты  о гос-венной тайне: не опубликовываются, вступают в силу со дня подписания, не имеют источников опубликования.

Ведомственные акты: опубликовываются в течение 10 дней после регистрации в органах  юстиции, вступают в силу после 10 дней после опубликования, источниками  опубликования являются "Российские вести","Бюллетень нормативных актов, органов исполнительной власти". 
 
 

    Порядок опубликования и вступления в  силу

Регулирование отношений, входящих в предмет гражданского права, осуществляется действующими гражданско-правовыми  нормативными актами. Как показала многолетняя практика, эти акты, особенно подзаконного характера, отличаются нестабильностью, объективно отражая  высокий динамизм самих имущественных  и неимущественных отношений.

В условиях социально-экономических преобразований нестабильными становятся даже гражданские  законы. Это придает особое значение точному определению моментов вступления соответствующего нормативного акта в  силу и прекращения его действия, а также установлению действующей  официальной редакции его текста.

Нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, подлежат обязательному официальному опубликованию. Такое опубликование  важно и для определения момента  вступления соответствующего акта в  силу, и для ознакомления с содержанием  его правил всеми участниками  правоотношений. Кроме того, официальное  опубликование содержит и официальный (общеобязательный, общепринятый) текст  такого акта, которым и надлежит руководствоваться.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой. Поэтому они считаются принятыми с момента их принятия Государственной Думой в окончательной редакции (а не с момента одобрения Советом Федерации или подписания Президентом РФ).

В течение 7 дней после подписания закона Президентом  РФ акт подлежит официальному опубликованию  в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". По истечении 10 дней после дня первой публикации полного текста закона он вступает в силу, если иной порядок  не предусмотрен в самом законе. Официальной считается, таким образом, первая публикация полного текста закона в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации"[6, стр. 145].

В некоторых  законах прямо устанавливается  иной порядок вступления их в силу. Он может быть связан с необходимостью немедленного введения в действие нового закона, но может предусматривать и более поздний по сравнению с общепринятым срок, связанный с необходимостью подготовки участников правоотношений к применению нового закона. При принятии кодекса или иного крупного закона, вносящего значительные изменения в законодательство, иногда принимается специальный закон о порядке введения в действие основного закона ("вводный закон"). Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, обычно вводятся в действие путем принятия законов об их ратификации (и официально публикуются вместе с этими законами).

Иные  правовые акты (президентские указы  и правительственные постановления) также подлежат обязательной официальной  публикации (за исключением актов  или их отдельных положений, содержащих сведения, которые составляют государственную  тайну или носят конфиденциальный характер) в "Российской газете" или  в "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение 10 дней после  дня подписания.

Указы Президента РФ вступают в силу в  течение 7 дней после дня их первого  официального опубликования либо со дня их подписания. Постановления  федерального Правительства, затрагивающие  права, свободы и обязанности  граждан, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, а иные - со дня их подписания. Однако как в указах, так и в правительственных  постановлениях может предусматриваться  и иной порядок вступления их в  силу.

Необходимо  учитывать, что до 1994 г. Законы РСФСР, а затем Российской Федерации  официально публиковались в "Ведомостях Верховного Совета РСФСР" ("Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР  и Верховного Совета РСФСР", "Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ"), а также в "Российской газете". [6, стр. 145]

В связи  с сохранением действия на российской территории ряда актов бывшего Союза ССР (или их отдельных разделов и норм) возникает необходимость использовать их официальный текст, а также определить момент вступления их в силу. Следует иметь в виду, что официальная публикация законов Союза ССР и актов, имеющих силу закона, проводилась в "Ведомостях Верховного Совета СССР" (или "Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР"), а также в газете "Известия"; постановлений Совета Министров СССР - в "Собрании постановлений Правительства СССР" (СП СССР); актов министерств и ведомств СССР - в "Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР".

Нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной власти, как уже отмечалось, подлежат не только официальному опубликованию, но во многих случаях и особой государственной  регистрации. Затем в срок не позднее 10 дней после дня регистрации  они должны быть опубликованы в газете "Российские вести" (либо также  в "Бюллетене нормативных актов  федеральных органов исполнительной власти"). Официальному опубликованию  не подлежат только те ведомственные  акты или их отдельные положения, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или имеющие  конфиденциальный характер.

Лишь  после такого опубликования они  вступают в силу. Акты, не прошедшие  государственную регистрацию либо зарегистрированные, но не опубликованные в указанном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в  силу. На них также нельзя ссылаться  при разрешении гражданско-правовых споров. Таким образом, в гражданских  правоотношениях должна быть исключена  возможность применения неопубликованных или противоречащих закону ведомственных  нормативных актов.

Акты  гражданского законодательства обычно прекращают свое действие и теряют юридическую силу либо в результате их непосредственной отмены вновь принятыми  актами, либо при наступлении прямо  указанного в них обстоятельства (как правило, принятия нового акта, причем более высокого уровня, что  характерно для подзаконных нормативных  актов).

Для многих законов последнего времени, к сожалению, характерным стало отсутствие правил об отмене или изменении ранее  действовавших норм. В этом случае следует исходить из того, что вновь  принятый нормативный акт по общему правилу погашает полностью или  в соответствующей части действие ранее принятого по этому же поводу акта такой же или более низкой юридической силы (например, правила нового закона парализуют действие соответствующих правил ранее принятых законов и подзаконных актов). Законом, однако, может быть установлено и иное положение.

В частности, правило о необходимости соответствия ГК РФ гражданско-правовых норм, содержащихся в других законах, указывает на необходимость  руководствоваться нормами Кодекса  даже при их коллизии нормам иных федеральных  законов (если, разумеется, в Кодекс при этом не было внесено изменений, устраняющих такие коллизии). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Порядок прекращения юридической силы

Вопрос  о времени, условиях и порядке прекращения договора решается самими договаривающимися сторонами и фиксируются в договоре.

 Срочные  договоры прекращают свое действие по истечении указанного в них срока. Договор может быть прекращен также: а) в связи с исполнением обязательств; б) с согласия всех договаривающихся государств (отмена); в) в связи с заключением нового договора по тем же вопросам и между теми же государствами (замена). Прекращение договора возможно посредством денонсации и аннулирования.

 Денонсация  — это отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором.

 В  частности, в договоре могут  определяться: а) срок, когда государство  вправе заявить о денонсации  б) срок, когда договор утрачивает  силу для заявившего о денонсации  в) условия или обстоятельства, при которых возможна денонсация г) форма и содержание уведомления о денонсации.

 Иногда  право государств на денонсацию ограничивается. По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. денонсация во время войны не будет иметь силы до заключения мира или до тех пор, пока не будут закончены операции по освобождению и репатриации лиц, пользующихся покровительством конвенций.

 Аннулирование  — это отказ государства от  договора, когда есть к тому  достаточные, строго определенные нормами международного права основания. Аннулирование, как и денонсация, представляет собой односторонний отказ от договора. При реализации права на денонсацию договора государство, за редким исключением, не обязано объяснять причины выхода из договора. Поскольку обстоятельства, на которые государство может ссылаться как на основания для аннулирования договора, заранее согласованы и закреплены нормами международного права, государство при выходе посредством аннулирования должно указать эти обстоятельства (причины).

Информация о работе Источники права