Конституционное право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:44, контрольная работа

Описание

В своей работе я попыталась раскрыть основные понятия и признаки «гражданского общества», его основных институтов и примерить все это к действительной в настоящее время ситуации в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Понятие гражданского общества: концепции…………………….5
2. Институты гражданского общества в конституционной практике России:……………………………………………………………………………11
- общественные объединения…………………………………………………...12
- политические партии…………………………………………………………..19
- Общественная палата Российской Федерации……………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

Гражданское общество конституционные аспекты.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

     2. Институты гражданского  общества в конституционной  практике России 

     Одним из критериев, позволяющих судить о  развитости гражданского общества, является качество его институтов и структур.

     Первыми институтами гражданского общества новейшего времени были интеллигенция, земские управы, городские думы, профсоюзы и т.д. А советские общественные организации были: комсомольские, пионерские, профсоюзные и профессиональные организации, и с этих организаций берут начало институты гражданского общества постсоветских государств.

     Появление гражданских институтов, их формирование, активизация деятельности изначально представляли собой конфронтацию с властью. Негосударственные институты по мере своего развития последовательно боролись за право каждого участвовать в государственных делах, против монополии самодержавного государства на власть.

     С развитием самого понятия гражданского общества одновременно расширилось понятие об институтах гражданского общества. Сейчас институтами гражданского общества являются политические партии, добровольно, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей, такие как семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, а также экологи, правозащитники, женские и молодёжные движения, исследовательские и просветительские центры, предпринимательские объединения, клубы по интересам, благотворительные институты и средства массовой информации. Эти институты являются основой гражданского общества и основным источником его образования.

     Институты гражданского общества представляют собой  относительно устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, призванный отделить сферу  самодеятельности граждан от произвольного  вмешательства государственных структур, предоставить широкие возможности индивидуального выбора, ответственного участия в управлении общественным процессом, выполняя, тем самым, функцию связующего звена между личностью и государством, общими и частными интересами. 

     Общественные  объединения

     Федеральный закон "Об общественных объединениях" приводит следующее определение: "Под  общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения"

     Согласно  статье 30 Конституции РФ:

  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.

     Конституция Российской Федерации закрепляет признанное международным сообществом право  на свободу объединений, содержит общие нормы об общественных объединениях (организациях). Тем самым статус общественных объединений получает конституционное регулирование.5

     "Наличие  юридических норм об общественных  объединениях в Конституции РФ  означает их выделение в качестве конституционного института. Вместе с тем в связи со спецификой конституции как основного закона в ней нет и не может быть какой-либо детализации правового статуса общественных объединений; Конституция регулирует только его существенные стороны, оставляя иные элементы в сфере регулирования обычного законодательства"6

     В настоящее время нормы, регулирующие те или иные аспекты организации  и деятельности общественных объединений, содержатся в большом количестве в ведомственных нормативных  актах. Это объясняется тем, что деятельность государства и общественных объединений обеспечивается не одним, а целой системой государственных и общественных органов.

     Общественное  объединение — это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения.

     Общественных  объединений имеется достаточно большое количество, они разнообразны и различаются по целям, задачам, по содержанию деятельности, по формам и т.д. Статья 7 ФЗ "Об общественных объединениях" определяет пять организационно-правовых форм, это: 

  • общественная организация
  • общественное движение
  • общественный фонд
  • общественное учреждение
  • орган общественной самодеятельности

     И можно еще выделить такое особое общественное объединение как политическая партия. О целях, задачах и правовом обеспечении деятельности таких  объединений будет рассказано далее  в работе.

     Государство не вмешивается в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. В этом проявляется правовая специфика их статуса. 
Общественные объединения не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями и поэтому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений. Они имеют право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов, а также других участников (граждан); выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в орган государственной власти.

     Специфика административно-правового регулирования  общественных отношений различных  объединений раскрывается при анализе  правовых норм. Соблюдение их "гарантируется  различного рода с организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто ее не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность)7

     Общественной  организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

     Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

     Высшим  руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

     В случае государственной регистрации  общественной организации ее постоянно  действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

     Общественным  движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

     Высшим  руководящим органом общественного  движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно  действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

     В случае государственной регистрации  общественного движения его постоянно  действующий руководящий орган  осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

     Общественный  фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее  членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

     Руководящий орган общественного фонда формируется  его учредителями и (или) участниками  либо решением учредителей общественного  фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

     В случае государственной регистрации  общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

     Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.

     Общественным  учреждением является не имеющее  членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

     Управление  общественным учреждением и его  имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).

     В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

     В случае государственной регистрации  общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

     Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

     Орган общественной самодеятельности формируется  по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

     Отдельной формой некоммерческих организаций  являются профсоюзы, которые представляют собой добровольное объединение  граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюзы имеют право создавать объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Вместе с тем наиболее распространенными являются первичные профсоюзные организации – это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

     В случае государственной регистрации  органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права  и принимает на себя обязанности  юридического лица в соответствии с уставом.

     Общественные  объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Информация о работе Конституционное право России