Конституционное право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:44, контрольная работа

Описание

В своей работе я попыталась раскрыть основные понятия и признаки «гражданского общества», его основных институтов и примерить все это к действительной в настоящее время ситуации в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Понятие гражданского общества: концепции…………………….5
2. Институты гражданского общества в конституционной практике России:……………………………………………………………………………11
- общественные объединения…………………………………………………...12
- политические партии…………………………………………………………..19
- Общественная палата Российской Федерации……………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

Гражданское общество конституционные аспекты.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

     Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ).

     В Российской Федерации создаются  и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

     Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с  уставными целями на территориях  более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

     Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

     Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

     Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его  уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

     Общероссийские  общественные объединения могут  использовать в своих названиях  наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.

     Общественные  объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

     Деятельность  общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной. 

    Политическая  партия 

     Политическая  партия - это общественное объединение, созданное в целях участия  граждан Российской Федерации в  политической жизни общества посредством  формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

     Деятельность  политических партий регулируется Федеральным Законом «О политических партиях» (далее Закон о политических партиях), который выделяет из широкого круга общественных отношений предмет регулирования только тех общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией гражданами РФ права на объединение в политические партии и особенностями создания, реорганизации и ликвидации политических партий в России.

     Следует отметить, что согласно ч. 3 ст. 13 Конституции  РФ в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

     Политическое  многообразие разнообразных направлений  в практической политической деятельности - в агитации за или против определенных течений, программ, законопроектов и  т.п. в политической жизни, за или  против определенных кандидатов на выборах, за то или иное решение вопросов, выносимых на референдум, и т.д.

     В последние годы идеологическое и  политическое многообразие и в значительной мере выражающая их многопартийность становятся устойчивой органичной частью общественно-политической жизни России. Закон о политических партиях свидетельствует о дальнейшем развитии и совершенствовании процесса формирования демократической многопартийной системы в Российской Федерации.

     Свобода деятельности политических партий, ее гарантирование, как и ограничение осуществляется согласно принципам и нормам международного права.

     Право на объединение базируется на принципах  добровольности, равноправия членов и других участников объединения, самоуправления, законности, гласности.

     Необходимость особого правового регулирования общественных объединений - политических партий вызвана их значимостью в формировании политического климата в стране.

     Объединяясь в политические партии, граждане РФ:

    • формируют и выражают свою политическую волю, определяя цели и задачи политической партии, участвуя в разработке и принятии программы политической партии, ее рабочих документов;
    • участвуют в общественных и политических акциях, в соответствии с настоящим Законом, с ФЗ "Об общественных объединениях" и с другими федеральными законами;
    • принимают участие в выборах и референдумах.

     Партией в упрощенном толковании является политическая организация, выражающая общие или  основные интересы какой-либо социальной группы либо конкретного государства; обладает организационной структурой, тактической и стратегической программой (как правило, идеологизированной) и конкурирует с другими образованиями такого же типа за государственную власть и политическое влияние в обществе.

     Политические  партии, как институт, призваны являться посредником между гражданским обществом и государством. С одной стороны политические партии являются институтом гражданского общества и продуктом его самоорганизации, а с другой – главной задачей политических партий является задача «захвата» (конституционными или неконституционными методами) государственной власти. Троцкий говорил: «Никакая партия ничего не стоит, если она не имеет целью захват власти».

     Несмотря  на то, что партии стремятся завоевать  власть, они не должны властвовать. В демократическом обществе партия, добившись победы на выборах, становится правящей, но не изменяет своей сущности. Она расставляет своих представителей на ключевых государственных должностях, создает парламентскую фракцию, обеспечивает ее взаимодействие с электоратом, посредством кадровой политики оказывает воздействие на политический курс, участвует в формировании правительственной программы. Оппозиционные партии противостоят правящей, с помощью критики выявляют слабые места ее курса, предлагают свои альтернативы, конкурируя с ней на выборах.

     При тоталитаризме происходит сращивание партии и государства. Партия получает права и прерогативы государственной власти (властвующая партия), постепенно изменяя свою сущность. В авторитарной системе, где велико значение личности лидера, партии, если их деятельность не запрещена, выполняют декоративную роль, камуфлируя суть режима.

     Значение  политических партий в жизни общества определяется объемом и характером выполняемых ими функций. Сужение объема функций приводит к снижению влияния партий на все процессы, происходящие в социуме.

     Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий.

     Политические  партии выражают политические интересы гражданского общества, и по степени их развития можно судить о степени развития гражданского общества.

     В Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях», основными целями партий являются:

    • формирование общественного мнения;
    • политическое воспитание и образование граждан;
    • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
    • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

     Прочие  цели определяются политической программой партии.

     Таким образом, в основе правовой конструкции  политической партии заложены статусные функциональные критерии, отличающие ее от иных организационно-правовых форм общественных объединений, а именно:

  • публично-правовой характер целей деятельности, выражающийся в обеспечении участия граждан в политической жизни общества;
  • специфические средства реализации этих целей (формирование и выражение политической воли граждан, участие в политических акциях, выборах и референдумах, представление их интересов в органах государственной власти и местного самоуправления).

     Существование политических партий в равной мере невозможно как без общества с его многообразными интересами, агрегирование и представительство которых осуществляют партии, так и без государства, олицетворяющего публичную власть в обществе. Таким образом, с одной стороны, партия выступает как институт гражданского общества, т.е. как структурный элемент сферы частных отношений, а с другой - она выступает как часть государственно-политической системы.

     Будучи  важнейшими посредниками между гражданами и властью, политические партии способствуют выработке и выражению политической воли граждан, отображению интересов людей в принимаемых для их блага соответствующих решениях органов власти. Разрабатывая программно-идеологические документы, партии обеспечивают конкурентную среду для открытого общественного обсуждения политических и экономических идей, содействуют проведению свободных выборов. Партии способствуют развитию политической ответственности граждан, осуществляют подготовку квалифицированных кадров в сфере политики.

     Принятие  закона о политических партиях, изменения в избирательном законодательстве свидетельствовали о начале процесса целенаправленной институционализации роли и статуса партий в избирательном процессе. Партии являются единственным видом общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов, списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти. Оценивая место партий в политической системе страны, следует отметить, что они становятся важнейшими субъектами политического и избирательного процессов.

     Политические  партии в демократическом процессе выполняют важнейшую и незаменимую  роль выявления и интегрирования разнородных интересов различных  групп общества, формулирования на этой основе конкурирующих стратегий  социально-экономического и политического развития, обеспечения публичного контроля за эффективностью процесса функционирования государства, участвуют в ротации политической власти. Регулярные и свободные выборы дают возможность избирателям эффективно контролировать политические институты, деятельность органов государственной власти.

     На  данный момент в России сложилась  следующая ситуация. Всероссийский  центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты исследования в 2008 году, посвященного судьбе многопартийности в России. По данным социологов, большинство россиян видят в стране только одну влиятельную политическую партию — «Единую Россию», а каждый третий считает, что многопартийность в России не нужна. Результаты этого исследования представлены ниже.8

     В то же время члены партии единороссов считают, что партия «Единая Россия» не является правящей, она только имеет думское большинство. "Многопартийная система в России сложилась", однако "не хватает влиятельной либеральной партии" – считает Сурков В.Ю9. По его ощущениям, в будущем в парламенте будет от трех до пяти партий, "Единая Россия" будет "снижать свои позиции", а оппозиция "окрепнет" и "станет респектабельной". "В итоге у нас сложится в пределах ближайшего десятилетия эластичная, разнообразная, достаточная по сложности политическая система. Я в этом абсолютно уверен", - подчеркнул Владислав Сурков. 

Общественная  палата

     Идея  создания Общественной палаты Российской Федерации (далее - Общественная палата) возникла в Послании 2004 г. Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации.10

Информация о работе Конституционное право России