Контрольная работа по конституционному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 20:29, контрольная работа

Описание

Вопрос 1. Проведите разграничение источников науки конституционного права и отрасли конституционного права.
Вопрос 2. Часть первая ст.1 Конституции гласит: "Республика Беларусь унитарное демократическое социальное правовое государство".
Вопрос 3. В литературе высказываются различные точки зрения о конституционной ответственности.
Вопрос 4. Существовала традиционная точка зрения о декларативном характере конституционных норм, которые для своей реализации нуждались в принятии закона, претворяющего в жизнь ту или иную статью Конституции. В настоящее время в науке утвержден тезис о необходимости прямого действия Конституции.
Вопрос 5. Известны четыре способа принятия Конституции: октроирование, специально созданный для этой цели орган, референдум, законодательный орган. Как была принята в 1994 году Конституция Республики Беларусь? Почему, на Ваш взгляд, потребовалось для принятия изменений и дополнений в Конституцию в 1996 году проведение референдума?
Вопрос 6. К какому виду республики по форме правления относится Республика Беларусь?

Работа состоит из  1 файл

КОНТОЛЬНАЯ ПО КП РЕШЕНИЕ.docx

— 51.07 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет 
Юридический факультет

 
Кафедра конституционного права 

Контрольная работа по конституционному праву 
Вариант 7

Выполнила: 
студентка 2 курса, 2 группы, 
юридического факультета БГУ 
специальности «Правоведение» 
очной формы обучения

Довнар  Ирина Андреевна

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Минск 
2010

     Вопрос  1. Проведите разграничение источников науки конституционного права и отрасли конституционного права. 

     Как известно, в каждой стране складывается своя система источников права. Источники  конституционного права имеют свои особенности.

     Наука конституционного права представляет собой совокупность знаний о сущностных чертах отрасли конституционного права, добавленных учеными и организациями  с помощью специальных методов. Если отрасль права это совокупность норм, закрепленных в источниках, то наука являет собой знание об этих нормах и источниках. Научные знания фиксируются в источниках науки, которыми можно назвать:

1) монографии  – книги, посвященные одной  теме.

2) диссертации  – научные работы, за которые  присуждаются ученые степени  кандидата наук и доктора наук.

3) статьи  журналов, материалы и тезисы конференций.

     В источники науки конституционного права безусловно входит Конституция  и иные нормативно-правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы (решения  референдумов, программные законы, кодексы, законы, постановления палат  Парламента, нормативно-правовые акты Конституционного суда РБ, Генерального прокурора РБ, постановления пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и т.д) а также учебники, учебные пособия и научные труды. (Кодавбович)

     Источники отрасли конституционного права  – это документы, в которых  зафиксированы конституционно-правовые нормы. Для признания документа  источником отрасли конституционного права достаточно, чтобы в нем  была хоть одна конституционно-правовая норма. В конституционном праве  два вида источника: нормативно-правовой акт и международный договор. Нормативно-правовой акт – официальный  документ, который принят государственным  органом или народом и содержит нормы права. Международный договор  содержит нормы права, соглашение между  государствами, международными организациями, органами различных государств. Международные  договоры, чтобы стать источником права РБ, должны пройти две стадии: подписаны уполномоченным должностным  лицом (президентом например) и требуется  утверждение международного договора нормативно-правовым актом РБ. Конкретными  разновидностями источника отрасли  конституционного права РБ выступают:

1) Конституция 

2) решения  республиканских референдумов 

3)международные  договоры 

4) законы 

5) указы Президента

6) постановления палат парламента, постановления правительства.

7) постановления и приказы республиканских органов государственного управления: министерств, государственных комитетов и иных органов.

8) решения местных референдумов

9) решения местных Советов депутатов

10) решения местных исполнительных и распорядительных органов. 
 
 
 

     Вопрос 2. Часть первая ст.1 Конституции гласит: "Республика Беларусь унитарное  демократическое социальное правовое государство". а) К какому виду относятся  конституционно-правовые отношения, опосредуемые данной нормой? б) Каков характер данной нормы? в) Определите содержание данных конституционно-правовых отношений. г) Приведите примеры аналогичных  по характеру норм Конституции.  

     А.) Вид отношений, опосредуемых данной нормой - общий

     Б.) Данная норма является нормой-принципом

     В.) Содержание данных конституционно-правовых отношений характеризуется тем, что статья включает конкретные права  и обязанности, но эти права и  обязанности являются косвенными: следуют, вытекают.

     Г.)Аналогичные  нормы содержатся в статьях 2, 3, 6, 7, 16 и др. 
 
 

     Вопрос 3. В литературе высказываются различные  точки зрения о конституционной  ответственности. Одни авторы рассматривают  ее как позитивную (особое правовое состояние, связанное с участием субъекта в публично-правовых отношениях, ответственность без вины), другие включают сюда и негативную ответственность (неблагоприятные последствия за правонарушение). Определите характер ответственности нижеуказанных  субъектов в следующих случаях:  
Президент принял решение о роспуске Совета Республики на основании заключения Конституционного Суда.  

     На  мой взгляд, конституционная ответственность  включает как позитивный, так и  негативный аспект. Основная проблема заключается в различных подходах к пониманию субъекта конституционной  ответственности. Так под субъектом  конституционной ответственности  могут пониматься государственные органы, должностные лица, граждане и др. Основным же признаком данной ответственности является факт наличия соответствующего состава в норме конституционного права.  
Принятие решения Президентом Республики Беларусь об освобождении от должности члена Правительства не является проявлением конституционной ответственности. В аргументацию этого утверждения можно привести довод о взаимоотношениях данных лиц. Так Правительство подотчетно Президенту Республики Беларусь, в свою очередь Президент  назначает (прямо или косвенно) фактически всех членов Совета Министров, а значит, обладает правом и освобождать от должности. Так же следует помнить, что наиболее типичными случаями проявления конституционно ответственности являются: роспуск Парламента, роспуск местного Совета депутатов, смещение Президента и др. Таким образом, наиболее правильным будет трактовать освобождение члена Правительства как результат применения мер дисциплинарноной ответственности.
 
 
 

Вопрос  4. Существовала традиционная точка зрения о декларативном характере конституционных норм, которые для своей реализации нуждались в принятии закона, претворяющего в жизнь ту или иную статью Конституции. В настоящее время в науке утвержден тезис о необходимости прямого действия Конституции. а) Обоснуйте значение для правовой системы непосредственного действия Конституции. б) Какие Вы знаете способы реализации Конституции? г) Может ли судья общего суда при вынесении решения сослаться на статью Конституции? Обоснуйте ответ.

     А.) Прямое действие конституции - ее способность быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно на основе конституционных предписаний разрешаются дела в судах, органах исполнительной и законодательной власти. Значение этого явления велико. Прямое действие конституции означает, что она подлежит реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих ее нормативных актов. Конституция закрепляет преимущественно главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах.

     Каждый, чьи права нарушены, если они не обеспечены правилами в текущем  законодательстве, может обратиться к аппарату государственного принуждения для защиты своего права. В оценке Прямое действие конституции следует учитывать и такой важный момент: некоторые конституционные нормы, воздействуя на основные общественные отношения опосредованно. одновременно оказывают прямое действие на общественные отношения, связанные с правотворческим процессом, результатом которого должен быть закон (иной акт), касающийся отношений, обозначенных конституционной нормой.

     Б.) Различают «реализацию с точки зрения уровня (глубины) содержащихся в нормативных актах положений:

     1) реализацию общих установлений, содержащихся в преамбулах законов,  в статьях, фиксирующих общие  задачи и принципы права и  правовой деятельности;

     2) реализацию (вне правоотношений) общих  норм, устанавливающих правовой  статус и компетенцию;

     3) реализацию в конкретных правоотношениях,  конкретных правовых норм» [Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В.С.Нерсесянца.– М., 2002.- С. 422].

     По  субъективному составу участников правоотношений различают индивидуальную и коллективную формы реализации [Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова и А.В. Малько.- М., 1997.- С. 413], когда правореализация возможна только при участии двух и более субъектов правоотношений.

     В зависимости от способов правового регулирования и с учетом содержания и характера поведения по воплощению в жизнь правовых предписаний, различают:

  1. соблюдение,
  2. исполнение,
  3. использование,
  4. применение.

     Соблюдение  — это такая форма реализации норм права, которая выражается в  строгом выполнении субъектами права  содержащихся в норме запретов, т.е. в воздержании их от совершения тех  действий, которые являются вредными для общества и которые запрещены [ Вишневский А.Ф. и др. Общая теория государства и права / Под общ. ред. А.Ф. Вишневского.- Мн., 1999.- С.361]. Если запрет не нарушается, индивиды и их организации не совершают деянии, запрещенных нормой права, то тем самым они эту норму реализуют.

     Соблюдение  как форма реализации права имеет  ту особенность, что оно носит  пассивный характер, поскольку субъекты по отношению к правовым предписаниям ведут себя пассивно, реализуют норму путем воздержания от запрещенных деяний. Посредством соблюдения, таким образом, реализуются запрещающие нормы.

     Исполнение  норм права выражается в активном осуществлении возложенных на данного  субъекта права юридических обязанностей. Например, согласно ст. 53 Конституции  каждый гражданин Республики Беларусь обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других. Норма  права в этом случае может быть реализована только путем активного  правомерного поведения. Здесь поведение  проявляется в активном осуществлении  возложенных на соответствующие  субъекты юридических обязанностей. Причем особенностью является то, что  субъекты обязаны выполнять предписания  норм права независимо от внутреннего  к ним отношения.

     Использование норм права выражается в осуществлении  участниками регулируемых правом общественных отношений своих субъективных прав. Использование связано с совершением  дозволенных действий, которые могут  совершать управомоченные субъекты и которые зависят от их желания  и воли. Использование может быть активным и пассивным. Путем использования  происходит осуществление гражданами, организациями в пределах своих  правомочии различных правовых возможностей, предоставленных нормами права.

     Применение  права — это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом [Общая теория права и государства: Уч. / Под ред. В.В.Лазарева.- М., 1996.- С. 211].

     Важно иметь в виду, что указанные  формы реализации права тесно  связаны между собой и лишь в редких случаях могут иметь  самостоятельный характер. Единство использования, исполнения и соблюдения права основывается на таком принципе права, как единство субъективных прав и юридических обязанностей.

Информация о работе Контрольная работа по конституционному праву