Контрольная работа по конституционному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 20:29, контрольная работа

Описание

Вопрос 1. Проведите разграничение источников науки конституционного права и отрасли конституционного права.
Вопрос 2. Часть первая ст.1 Конституции гласит: "Республика Беларусь унитарное демократическое социальное правовое государство".
Вопрос 3. В литературе высказываются различные точки зрения о конституционной ответственности.
Вопрос 4. Существовала традиционная точка зрения о декларативном характере конституционных норм, которые для своей реализации нуждались в принятии закона, претворяющего в жизнь ту или иную статью Конституции. В настоящее время в науке утвержден тезис о необходимости прямого действия Конституции.
Вопрос 5. Известны четыре способа принятия Конституции: октроирование, специально созданный для этой цели орган, референдум, законодательный орган. Как была принята в 1994 году Конституция Республики Беларусь? Почему, на Ваш взгляд, потребовалось для принятия изменений и дополнений в Конституцию в 1996 году проведение референдума?
Вопрос 6. К какому виду республики по форме правления относится Республика Беларусь?

Работа состоит из  1 файл

КОНТОЛЬНАЯ ПО КП РЕШЕНИЕ.docx

— 51.07 Кб (Скачать документ)

     Во  многих случаях правомерное поведение  граждан одновременно выражается, по меньшей мере, в двух названных  формах правореализации. Использование  субъективных прав и исполнение юридических  обязанностей всегда обусловлено строгим  соблюдением правовых запретов.

     Г.) ДА! Конституция имеет высшую юридическую силу и не нуждается в актах, ее утверждающих. Статья 7 Конституции: В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

     Статья 137. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

     В случае расхождения закона, декрета  или указа с Конституцией действует  Конституция.

     В случае расхождения декрета или  указа с законом закон имеет  верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа  были предоставлены законом. 
 
 

     Вопрос 5. Известны четыре способа принятия Конституции: октроирование, специально созданный для этой цели орган, референдум, законодательный орган. Как была принята в 1994 году Конституция Республики Беларусь? Почему, на Ваш взгляд, потребовалось  для принятия изменений и дополнений в Конституцию в 1996 году проведение референдума?

     В 1994 году Конституция Республики Беларусь была принята законодательным органом.15 марта 1994 года состоялось заседание  Верховного Совета. Подавляющим числом голосов депутатов Верховного Совета была принята Конституция Республики Беларусь. Эта была первая Конституция  суверенного белорусского государства.

     Референдум 24 ноября 1996 года был инициирован  Президентом для внесения изменений  и дополнений в Конституцию. В  результате внесенных изменений  корректировке подверглись практически  все крупные части Конституции.

     В статье 3 Конституции Республики Беларусь говорится, что «Единственным источником государственной власти и носителем  суверенитета в Республике Беларусь является народ…». Часть 3 статьи 140 Конституции  Республики Беларусь гласит: «Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума». Вопросы, вынесенные на народное голосование  в 1996 году, касались разделов, перечисленных  в статье 140 Конституции, что сделало  необходимым  проведение референдума. 
 
 

Вопрос 6. К какому виду республики по форме правления относится Республика Беларусь? Дайте развернутый ответ. 

     В Конституции Республики Беларусь нет  норм, которые прямо были бы посвящены  особенностям формы правления. На нее  указывает только наименование «Республика  Беларусь». Большое практическое значение имеет выделение разновидностей формы правления. В республике есть такие разновидности: 
1. Президентская; 
2. Парламентская; 
3. Смешанная (полупрезидентская).

     Форма правления в Республике не укладывается полностью ни в одну из выделенных разновидностей. Республику Беларусь можно считать суперпрезидентской республикой.

     Суперпрезидентская  республика — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций.

     Зачастую  президент в суперпрезидентской республике возглавляет одновременно и правительство, будучи при этом лидером правящей партии. При этом в суперпрезидентской республике предусматриваемый  национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике» [Орлов А. Г. Президентские республики в Латинской Америке. — М.: Ибероамериканский центр МГИМО, 1995. — С. 10.] : конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д. Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» (референдумом или голосованием полностью контролируемого президентом парламента) и/или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах. 
 
 
 

Вопрос 7. Определите понятия «государственный суверенитет», «национальный суверенитет», «народный суверенитет». О каком суверенитете идет речь в Конституции? 

     Национальный  суверенитет представляет собой  право нации создавать свое государство. Конституция РБ не упоминает о  национальном суверенитете.  
Национальный суверенитет выражается в возможности и праве нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне решать как внутренние (язык, письменность, культура и т.д), так и внешнеполитические вопросы (отношения с другими нациями, народностями, создание новых государственных образований или национально-государственных единиц, вхождение в состав каких-либо межгосударственных союзов или государств) (Василевич).

     Государственный суверенитет включает два аспекта: верховенство (государственная власть является главной, верховной по отношению к власти любых других субъектов на территории власти) и независимость (имеется ввиду не внутригосударственные отношения, а внешние международные отношения Республики Беларусь с другими государствами, иностранными организациями и гражданами). Ст. 1 Конституции непосредственно не называет наше государство суверенным, однако черты государственного суверенитета отражены в частях 2 и 3 ст. 1. Кроме того о государственном суверенитете прямо сказано в ст. 9, 16, 19, 79. 
Верховенство и независимость как суверенные свойства государственной власти выражают её политическо-правовую сущность и проявляются в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства (Василевич).

     Суверенность  государства означает такое его  свойство, в силу которого государство  самостоятельно и независимо от всякой другой власти в осуществлении своих  функций как внутри страны, так  и во взаимоотношениях с другими  государствами.  
Суверенитет государства предполагает во внутренней жизни страны верховенство правительства и формируемых им административных структур, а во внешнеполитических делах – признанное международным сообществом, другими субъектами международных отношений право данного правительства на юридически равных основаниях вступать во взаимоотношения с другими правительствами.

     Для государства суверенитет – это  не только право на независимость  и свободу от посягательств извне  изнутри, но и право управлять, повелевать, свободно принимать решения, осуществлять все функции верховной власти (Василевич).

     Народный  суверенитет – конкретное понятие  государственного суверенитета и позволяет  ответить на вопрос, кто принимает  важнейшие решения в государстве. Таким субъектом Конституция  Республики Беларусь в ст. 3 провозглашает народ.

     Идеи  народного суверенитета сыграли  важнейшую роль в развитии общества, в формировании демократических  начал политической жизни разных стран. Имеющая непосредственное отношение к обеспечению прав человека и гражданина, идея народного суверенитета, признающая народ как единственный источник власти, её носитель и легитиматор, – это важнейшая веха в политической истории человечества, имеющая непреходящее значение. 
 
 
 

     Вопрос  8. В чем основное отличие а) партий, б) религиозных организаций и в) профессиональных союзов от других общественных объединений по законодательству Республики Беларусь? Какие конституционные права (приведите конкретные статьи Конституции) реализуют граждане, вступая а) в партию, б) в религиозную организацию, в) в профессиональный союз?  

     А.) Политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению  и выражению политической воли граждан  и участвующее в выборах (Закон  от 5.10.1994 «О политических партиях»( Ред. 2010 г.). Отличительными чертами партий являются преследование политических целей, выявление и выражение политической воли граждан, участие в выборах.

     Вступая в партии граждане реализуют следующие  права:

    Право на свободу объединений (часть 1 статьи 36).

    Право на выражение политической воли граждан (часть 1 статьи 5).

    Право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (часть 1, 2 статьи 33).

    Право на участи в решении государственных дел (статья 37). 
 

    Б.) Религиозные организации – Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения  граждан Республики Беларусь (религиозные  общины) или религиозных общин (религиозные  объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также  монастыри и монашеские общины, религиозные  братства и сестричества, религиозные  миссии, духовные учебные заведения (Закон о свободе совести и  религиозных организациях 1992 г., ред. 2010 г.). Отличительной чертой религиозных  организаций является цель их создания - удовлетворения религиозных потребностей, а также субъекты религиозных организаций - монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.

     Вступая в религиозные организации граждане реализуют следующие права:

     Право на свободу объединений (часть 1 статьи 36).

     Право самостоятельно определять свое отношение  к религии, единолично или совместно  с другими исповедовать любую  религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных  культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных  законом (статья 31). 

    В.) Профессиональный союз (далее – профсоюз) является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь (закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605-XІІ «О профессиональных союзах»). Отличительными чертами профсоюзов являются связанность граждан, которые в них входят, общими интересами по роду деятельности, цель их создания - защита трудовых, социально-экономических прав и интересов.

    Вступая в профессиональные союзы граждане реализуют следующие права:

    Право на свободу объединений (часть 1 статьи 36).

    Право на защиту своих экономических и  социальных интересов (часть 3 статьи 41). 
 
 
 
 

     Вопрос  9. Как известно, либеральную концепцию «государства-ночного сторожа» сменила концепция «государства благоденствия», целью которой являлось создание достойных условий человеческого существования. Современная наука пересматривает концепцию «государства благоденствия» как излишне иждивенческую, с заменой ее на work-fare state (англ.) — «государство, благоприятствующее труду», «государство поддержки труда». Новый подход состоит в том, что государство по-прежнему регулирует экономическую деятельность общества, проводит активную социальную политику, но данное вмешательство не должно нарушать естественного развития общества, его саморегулирование, обеспечивая лишь основные нужды человека. А) Как данная концепция, на Ваш взгляд, соотносится с концепцией социального государства? Б) Должны ли быть пределы государственной заботы о человеке? В) Определены ли эти пределы в Конституции? 

     Социальное  государство имеет некоторые  признаки: оно ответственно за существование  общества; в нём индивид несёт  обязанности перед иными лицами и обществом в целом; это такое  государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.

Информация о работе Контрольная работа по конституционному праву