Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 22:39, контрольная работа

Описание

Много специалистов считают, что функции государства - это прежде всего определенные направления деятельности государства, в которых выражается служебная роль, задача, цели и закономерности развития. С помощью функций государство реализует свои задачи и целые, которые стоят перед обществом или могут быть поставлены. В связи с этим функции существуют не только реально, но и, потенциально, как способность или возможность к определенной деятельности

Работа состоит из  1 файл

теория гос-ва и права.docx

— 59.64 Кб (Скачать документ)

  2) Государство - это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим распоряжениям обязательную силу для населения всей страны.

3) определение понятия  и виды функций  государства.

Вопрос о функциях государства - это одно из важных вопросов не только теории, но и практики государственного строительства. Функции государства  выражают социальную природу государства  и конкретизируют ее суть.

Термин"функция" в переводе из латинской означает "осуществить", "выполнить". Функции государства очень тесно связанные с задачами, целями и сутью государства, но не сводятся к ним. Анализ функций государства должен ответить на вопрос: 1) что должна делать государство на определенном этапе своего развития и как? 2) на чем должны быть сконцентрированы усилия их органов и ведомств?

Много специалистов считают, что функции государства - это прежде всего определенные направления деятельности государства, в которых выражается служебная роль, задача, цели и закономерности развития. С помощью функций государство реализует свои задачи и целые, которые стоят перед обществом или могут быть поставлены. В связи с этим функции существуют не только реально, но и, потенциально, как способность или возможность к определенной деятельности. Функции государства - это возможные и реальные основные направления деятельности государства и его органов по обеспечению нужд и интересов общества, которые конкретизируются в задачах, целях и социальном назначении.

Государство выполняет  чрезвычайно много функций, которые  изучаются разными отраслевыми  науками. Теория государства анализирует  лишь основные функции государства. Все основные функции государства  можно классифицировать за такими критериями:

1) в зависимости  от деления власти - законодательные,  исполнительно-распорядительные, судебные  и контрольно-надзорные. Все они  обеспечивают функции управления  обществом и государством;

2) в зависимости  от их роли в обществе - основные  и второстепенные;

3) в зависимости  от сферы влияния и осуществление  - внутренние и внешние; 

4) в зависимости  от сферы общественной жизни  - экономические, политические, социальные, гуманитарные, экологические, идеологические;

5) в зависимости  от срока выполнения - постоянные  и временные. Все функции государства  диалектическое развиваются, основные  становятся второстепенными (неосновными), и наоборот, одни исчезают и  появляются новые, которых раньше  не существовало.

4) характеристика основных внутренних функций современного российского государства

 Как было указано ранее, внутренние функции государства — это те функции, которые направлены на решение внутриполитических задач. На современном этапе развития Российское государство выполняет следующие основные внутренние функции: 
 
1. Экономическая функция. В основе данной функции лежит реализация жизненно необходимой рыночной реформы на территории Российского государства. Эта реформа заключается в необходимости поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами. За прошедшие со времени распада Союза Советских Социалистических Республик годы обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений — такие, как: 
 
• экономическая (предпринимательская) свобода; 
 
• право частной собственности; 
 
• работающие рынки товаров и услуг. 
 
С принятием в Российской Федерации нового Гражданского кодекса в полном объеме были созданы всеобъемлющая правовая основа рыночной экономики, общество частных собственников, экономические предпосылки партнерских отношений между обществом (гражданином) и государством. 
 
2. Социальная функция. Согласно Конституции Российской Федерации, Российское государство — это прежде всего социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В содержание данной функции входят также следующие направления внутренней политики Российского государства: 
 
• охрана труда и здоровья людей; 
 
• установление минимального размера оплаты труда, пенсии, пособия; 
 
• поддержка семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан; 
 
• развитие системы специальных служб, работа которых направлена на стабилизацию уровня жизни населения. 
 
3. Функция развития культуры, науки и образования. 
 
Конституция Российской Федерации установила принцип идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии либо идеологии, обязательной на всей территории Российского государства. В содержание данной внутренней функции также входит осуществление следующих видов деятельности: 
 
• поддержка развития культуры, физической культуры и спорта; 
 
• поддержка развития науки, образования и средств массовой информации; 
 
• сохранение историко-культурных памятников; 
 
• развитие новых технологий, эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала; 
 
• развитие интеграции науки и высшего образования. 
 
4. Экологическая функция. Содержание данной функции состоит в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, обеспечении экологической безопасности, оздоровлении и улучшении качества окружающей среды. 
 
Посредством издания законодательных актов Российское государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. 
 
Следует отметить, что проблема экологии вышла на первый план не только в пределах отдельно взятой страны, но и в международном масштабе. 
 
5. Налогообложение и взимание налогов. Содержание данной функции составляют формирование и пополнение государственной казны, прежде всего государственного бюджета — как федерального, так и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также бюджетов муниципальных образований. Данное пополнение осуществляется за счет взимания всех видов установленных законом налогов, а также предусмотренных законодательством финансовых сборов, пошлин и платежей. 
 
6. Охрана всех форм собственности, прав и свобод граждан, правопорядка в целом. Конституция Российской Федерации признала человека, его права и свободы высшей ценностью на территории Российского государства. Вследствие этого государство обязано защищать права и свободы человека и гражданина. В содержание указанной функции также входит выполнение следующих направлений деятельности: 
 
• правовая защита всех форм собственности — частной, государственной, муниципальной, общественной и др.; 
 
• охрана правопорядка, направленная на обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений.
 
 

5) характеристика  основных внешних функций современного российского государства

Как указывалось  выше, внешние функции — это  те государственные функции, которые  направлены на решение конкретных внешнеполитических задач. К числу внешних государственных  функций Российского государства  относятся следующие функции: 
 
1. Оборона страны. Это одно из важнейших направлений внешней политики Российского государства. Следует отметить, что обеспечение военной безопасности Российского государства осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации. В содержание функции обороны страны входят следующие направления деятельности: 
 
• отражение агрессии, направленной против Российской Федерации; 
 
• вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории Российского государства; 
 
• выполнение задач, обозначенных в международных договорах Российской Федерации с иными государствами, их союзами. 
 
2. Обеспечение мира и поддержка мирового порядка. Содержание данной функции составляют следующие направления деятельности государственных органов: 
 
• недопущение новой глобальной войны; 
 
• укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий; 
 
• военно-техническое сотрудничество с другими мировыми государствами; 
 
• повышение контроля за международной торговлей оружием; 
 
• введение в действие международных договоров об обеспечении мира и поддержании мирового порядка; 
 
• укрепление деятельности Организации Объединенных Наций на территории Российского государства и на международном уровне; 
 
• проведение Вооруженными Силами Российского государства операций с целью поддержания мира и порядка как на территории нашей страны, так и на территории мировых государств; 
 
• дипломатическая деятельность. 
 
3. Отдельно выделяется такая функция, как сотрудничество и укрепление связей со странами Содружества Независимых Государств. В содержание данной функции входит реализация следующих направлений деятельности Российского государства: 
 
• укрепление Содружества Независимых Государств прежде всего по линии формирования единого экономического союза, общего рынка, а также укрепление системы коллективной безопасности, совместной охраны границ; 
 
• комплексное решение проблемы соблюдения на всей территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик международно признанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств, в области гражданства и защиты переселенцев, забота о гражданах Российского государства, оказавшихся за пределами Российской Федерации, но в пределах Содружества Независимых Государств; 
 
• создание единого информационного пространства. 
 
4. Интеграция в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных экономических проблем. Новый характер международных связей, установившийся в постсоветском Российском государстве, открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов Российского государства в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством интеграции Российской Федерации в мировую экономику. 
 
На современном этапе Российское государство вступило в основные международные экономические организации, заключило соглашение с Европейским Союзом. Отечественный рынок тесно связывается с мировыми рынками, устраняется монополия государства во внешнеэкономических связях. 
 
Важной стороной в группе основных внешних функций Российского государства также является сотрудничество с мировыми странами в решении глобальных проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом. 
 
К данным проблемам относятся: 
 
• освоение космоса, безопасность планеты Земля; 
 
• защита Мирового океана, охрана растительного и животного мира; 
 
• борьба с эпидемиями и наиболее опасными болезнями; 
 
• предотвращение и ликвидация последствий крупных производственных аварий и катастроф и др.
 
 

6) Форма государства — совокупность внешних признаков, определяемая типом организации государственной власти.

В понятие «форма государства» включаются все особенности  внутренней организации государства  — такие, как порядок образования  и структура органов государственной  власти, специфика их территориальной  обособленности, характер межведомственных взаимоотношений и отношений  государственных органов с населением и др. Кроме того, категория «форма государства» подразумевает под  собой особенность методов, которые  используются государственными органами для осуществления управленческой деятельности.  
 
Вообще, научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значения. Изучение категории «форма государства» способствует установлению закономерностей и случайных явлений в развитии любого государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства.  
 
Наиболее полное представление о понятии «форма государства» можно получить только при совокупном изучении трех составляющих указанного выше понятия. Итак, форма государства подразумевает под собой следующие три элемента:  
 
1) форма правления,  
 
2) форма государственного устройства,  
 
3) государственно-правовой режим.  
 
Под формой правления государства понимается порядок образования и организации высших органов государственной власти, принципы их взаимоотношений друг с другом и с населением. Таким образом, категория «форма правления» наглядно показывает, кто и каким образом правит в государстве. Все государства, основываясь на критерии формы правления, можно разделить на два основных вида: 1) монархии, 2) республики. В свою очередь, монархии подразделяются на ограниченные и неограниченные, а республики — на парламентские, президентские и смешанные.  
 
Под формой государственного устройства понимается территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его составными частями — территориальными государственными единицами. По форме государственного устройства все государства подразделяются на три вида:  
 
1) унитарное,  
 
2) федеративное,  
 
3) конфедеративное.  
 
И, наконец, под государственно-правовым режимом понимается система средств и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. В свою очередь, по виду средств и методов государственного властвования все государственно-правовые режимы разделяют на две группы: демократические и авторитарные.  
 
Более подробное рассмотрение каждой из составных частей понятия «форма государства» будет дано при изучении следующего вопроса.

7) Формы правления: понятие, виды

Таким образом, форма правления показывает:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан

 Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

За формами  правления все государства разделяют  на две больших группы: - монархии; - республики.

Монархия - это  такая форма правления, при которой  полномочие верховной власти принадлежат  одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой  форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат  монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

Иногда монарх может избираться. За свою государственную  деятельность монарх ни перед кем  не отчитывается и не несет юридической  ответственности. Как правило, такие  монархи несут ответственность  только перед Бог.

Все монархии делятся  на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

В последнее  столетие наиболее распространенными  есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"