Административно-правовые реформы в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:28, реферат

Описание

Данная работа состоит из введения, 2 пунктов, заключения и списка использованной литературы. Большое внимание уделяется внутренней и внешней политике хана Тауке и правовым нормам, действовавшим в обществе.

Содержание

Введение

1.Административно-правовые реформы в Казахстане.

2.Органы управления по реформам 1867-1868 гг.

3.Изменения в административно-правовой системе Казахстана в конце ХIХ века.

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

САНЧО.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

План

 

   Введение

1.Административно-правовые реформы в Казахстане.

2.Органы управления по реформам 1867-1868 гг.

3.Изменения в административно-правовой системе Казахстана в конце ХIХ века.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для изучения общественного строя любого общества первостепенное значение имеют законодательные памятники, фиксирующие сложившиеся в обществе отношения. В истории казахского права ханского периода(XV-XIX вв.) известен только один законодательный памятник - «Жеты Жаргы» («Семь установлений»).

В 1680 году престол Казахского ханства перешел к сыну Жангира, хану Тауке. Новый правитель был достаточно сильным ханом, дальновидным политиком и умным дипломатом. Тауке-хан в отличие от своих предшественников стремился укрепить свою власть с помощью представителей степной аристократии - биев, составлявших значительную элитарную социальную группу в ханстве. Институту биев в казахском обществе традиционно отводилось большое значение. Бии играли значительную роль в отправлении обычно-правовых, хозяйственных, военных и идеологических функций. Совет биев существовал задолго до Тауке-хана, по народным преданиям с легендарных времен Майкы-бия. Это высокое собрание собиралось не так часто, по мере особой необходимости при решении важных вопросов. Тауке предпринял серьезные попытки в упорядочении бийских советов. Он установил места проведения советов и время проведения съездов биев. Как важнейший орган хана совет биев проводился в той или иной ставке Тауке-хана: в Битобе около г.Туркестана, Мартобе около г.Сайрама и Культобе вблизи г.Ангрена Сырдарьинской области. Именно там, в урочище Культобе, на одном из собраний, осознавая необходимость реформ, вместе со своими мудрыми биями он создает законодательный акт, который известен под названием «Жеты жаргы»,а в научной литературе еще и как «Законы» хана Тауке или «Уложением» хана Тауке.

Данная работа состоит из введения, 2 пунктов, заключения и списка использованной литературы. Большое внимание уделяется внутренней и внешней политике хана Тауке и правовым нормам, действовавшим в обществе. 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Политика Тауке хана. История «Жеты Жаргы»

 

Время Тауке-хана, прозванного Мудрым, очень слабо освещено в письменных источниках. В сочинениях мусульманских авторов содержится лишь отрывочные сведения об отдельных событиях его правления; заключенные в китайских источниках сведения о Казахском ханстве XVII в. имеют случайный или фрагментарный характер. В казахских народных преданиях время царствования Тауке-хана ассоциируется с «Золотым веком» казахского государства. Это было время прекращения губительных феодальных междоусобиц, век относительного господства законов, развития экономики и процветания торговли. Основная цель политики сына Жангира – укрепление ханской власти и казахской государственности.

Полное имя Тауке, согласно легенде, содержащейся на его личной печати, было – Таваккул-Мухаммад-батыр-хан.

Как уже говорилось ранее, Тауке-хан превратил совет биев в важнейший орган, подчас с совещательными функциями, при этом значительно расширив права биев в судебном производстве. Вскоре совет биев стал постоянным учреждением, в задачи которого входило решение важнейших вопросов внешней и внутренней политики Казахского ханства.

Решения совета биев имели обязательную силу. Ни одно из его решений и постановлений никем не отменялось до следующего высокого собрания.

Тауке повел политику, направленную на привлечение наиболее влиятельных биев к делам ханского двора и государства путем уступки им части ханских полномочий. Хан Тауке начал успешно созывать совет биев, прежде всего с участием наиболее влиятельных трех казахских жузов. В Старшем жузе был непоколебим авторитет Толе-бия, в Среднем – Казбек-бия, в Младшем – Айтеке-бия. Их мудрость и решимость были направлены на преодоление тяжких испытаний ханства, в частности, на объединение сил казахского народа против ойратского нашествия.

В этом плане вряд ли можно переоценить значение совета биев в таком важнейшем акте, как объединение трех жузов. В XVIII в. ханская власть Тауке была достаточно сильной и территориально распространялась на все три жуза.

Путем законодательного урегулирования общественных устоев Тауке-хану удалось укрепить хозяйственно-политические связи между тремя жузами, преодолеть политический распад единого Казахского ханства и мобилизовать все наличные силы страны для общей обороны от сильного внешнего врага – ойратов.

При правлении Тауке число подвластных казахам «городков» в Присырдарье достигало 32. Основным местом его пребывания был город Туркестан.

Наряду с этим, Тауке-хан перешел к расширению «бийско-батырской базы» своей политики и власти. На созываемые советы стало приглашаться множество средних биев и военачальников – батыров родовых структур.

Защищая интересы бийских групп, Тауке вместе с тем укреплял свою власть. Все это давало возможность усилить влияние верховной власти на казахские племена и кочевые коллективы, поэтому он стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. Главным принципом был провозглашен консенсус. Таким образом, предпринятые им преобразования во внутренней политике казахского общества представляли собой целеустремленную попытку централизации ханской власти.   

Время правления Тауке приходится на один из самых трудных периодов  истории казахского народа. При Тауке проходили столкновения с Аштарханидами из-за господства над присырдарьинскими городами, но большой войны между Бухарским ханством и Казахским ханством не было, зато военные действия между казахами и ойратами уже носили характер организованных и «непрестанных» войн. В этой долгой войне Тауке-хан умело руководил «восьмидесятитысячным» войском, приобрел славу знатока военного дела, человека отважного в сражениях, неустрашимого в опасностях, и за все эти военные заслуги, судя по легенде, на личной ханской печати, был удостоен своими подданными почетного титула батыр(«герой», «храбрец», «витязь»). Однако отдельные удачи хана Тауке в борьбе с ойратами не принесли ему большого успеха в войне, инициатива в которой принадлежала ойратам. Джунгария несла серьезную угрозу казахам.    

   Среди историков бытует мнение, что идея создания «Жеты Жаргы» относится к 70-м годам XVII вв. и явилась ответным действием Тауке-хана и его окружения на законодательную инициативу ойратского Галдан-Бошокту(1670-1697). По мере распространения экспансии джунгарских феодалов на казахские земли, казахи потеряли к 70-м годам XVII в. значительную часть своих кочевий в Семиречье и на северо-востоке страны. Это вызывало, в свою очередь, внутренние неурядицы, и, прежде всего, борьбу за пастбища среди самих казахов. Возникавшие междоусобицы должны были создавать предпосылки и условия для нарушения традиционного обычая, права и вести к подрыву норм общественной и государственной жизни. Это, в свою очередь, должно было вызвать у правящего круга противоположное устремление – стремление к законодательному урегулированию расшатавшихся общественных устоев, поскольку только так возможно было наиполнейшим образом мобилизовать все наличные силы для общей обороны от внешнего сильного врага – ойратов, война с которыми была неизбежной.

Разумеется, однако, что военно-политической ситуацией Казахского ханства в середине XVII в. не исчерпываются побуждения, вызвавшие появление «Жеты Жаргы».

При создании «Жеты Жаргы», несомненно важным и даже определяющим сам его характер оказалось стремление приспособить существовавшие нормы обычного права к новым потребностям казахского общества, узаконив при этом лишь те из них, которые соответствовали интересам феодальной знати, создать вместо устаревших и неугодных ей норм новые и выгодные ей правила. В «Уложении» хана Тауке нашли свое юридическое выражение те жизненные условия и конфликты казахского общества того времени, те социальные и правовые нормы, посредством которых каждый индивид общества включался в общественную структуру ханства. Совокупность этих условий и конфликтов, норм и обычаев, зафиксированна в «Жеты Жаргы», и известна нам по преданиям как законодательная инициатива Тауке и его ближайшего окружения.  

Упорная и многолетняя борьба с Джунгарией создавала тяжелую политическую и экономическую обстановку в стране и способствовала сближению Казахского ханства с Россией. Тауке настойчиво добивался русско-казахского сближения. Лишь в 1686-1693 гг. он отправил в Сибирь пять посольств. При этом Тауке-хан реально определял свою заинтересованность в укреплении русско-казахских связей на началах равенства. Сохранилось письмо Тауке-хана Петру I, составленное в октябре 1694 г., с предложением о поддержании дружественных отношений с Россией. Несмотря на трудности, связанные со взаимными нападениями, сопровождавшимися грабежами и убийствами, угоном скота и взятием в плен сотен людей, мирные отношения между Россией и Казахским ханством в целом сохранялись. Обмен посольствами на рубеже XVII-XVIII вв. расширил политические и торговые связи между двумя странами. В 1717 г. Тауке-хан обратился с просьбой о подданстве казахов России. Но переговоры о подданстве были прерваны смертью Тауке-хана.

Тауке-хан явился основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества.

Его решительные действия, умная политика как самого хана, так и его ближайшего окружения, умения соединять верность традиции с новшествами, принципиальность с гибкостью, идеал с реальностями жизни обеспечили в трудные годы борьбы с ойратами сохранение единства Казахского ханства, его политического суверенитета, целостности основных территорий государства. 

В 1718 г. Умер Тауке-хан, последний из казахских ханов, чья власть распространялась на все три казахских жуза. При Тауке функционировало относительно централизованное Казахское государство.

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание «Жеты Жаргы»

 

В правление хана Тауке были кодифицированы и дополнены нормы обычного права казахов. Составленные законы известны под названием «Жеты Жаргы»(в буквальном переводе- «Семь установлений»), где определялись основные принципы правопорядка и государственного устройства, а также закреплялись нормы патриархально-феодального права средневекового казахского общества.

Насколько известно, у самих казахов «Жеты Жаргы» не было записано. Оно дошло до нас в поздних записях русских ученых и известно в двух редакциях, отличающихся вариациями текста и неодинаковым количеством и порядком статей. Одиннадцать фрагментов этого «Уложения» были записаны в 1804 году со слов старшины рода жаппас Кубека Шукуралиева и были опубликованы в 1820 г. Г.Спасским на страницах «Сибирского вестника». Текст второй редакции «Жеты Жаргы» приводится в сочинении известного знатока истории и быта казахов А.Левшина. Между тем и наиболее полная(34 фрагмента «Уложения») запись А.Левшина не представляет «Жеты Жаргы» в первоначальном его виде. Он записал «Уложение» хана Тауке более ста лет спустя его составления, что, конечно, не могло не отразиться на точности его передачи.

Таким образом,анализ «Уложения» хана Тауке затруднен следующими обстоятельствами. Во-первых, оно извество нам не целиком, а лишь в отрывочных записях-перессказах. Во-вторых, дошедшие до нас его тексты представляют собой результат языковой транспозиции: известные ныне варианты «Жеты Жаргы» зафиксированы на русском языке, а не на языке авторов этого свода законов. Это имеет свои отрицательные стороны: социальная, правовая и иная терминология источника не отражает точно понятий, бытовавших в казахском обществе XVII в.

История изучения этого памятника имеет давнюю традицию: некоторые соображения о времени составления и общем характере «Уложения» были высказаны уже Г.Спасским и А.Левшиным. В дальнейшем к «Жеты Жаргы» обращались многие исследователи правовых обычаев и истории казахов, причем все исключительно по записи А.Левшина. Кстати, текст «Жеты Жаргы» ни в публикации Спасского(первая редакция), ни в публикации Левшина(вторая редакция) не имеет деления на статьи. Впервые деление первой редакции на 11, а второй – на 34 статьи предложил Ф.И.Леонтович еще в 1879 г.Такое деление считается общепринятым и встречается в научной литературе.

Трудно сказать что-либо определенное об источниках «Уложения» хана Тауке; некоторые ищут их в Ясе Чингисхана, другие говорят о полной независимости «Жеты Жаргы» от Ясы. Поскольку Яса представляла собой продукт обычного права, то, естественно, что его традиционные нормы, вошедшие в свое время в состав Ясы и не потерявшие своего значения в условиях казахского общества конца XVII в., были учтены составителями «Жеты Жаргы», но в соответствии с требованиями нового времени. Очевидно, в качестве основного источника «Жеты Жаргы», скорее всего, следует рассматривать старое обычное право казахов, а также неписанные законоположения казахских ханов, предшественников Тауке. В законы вошли в основном установления, отвечавшие потребностям военно-политической и социальной жизни казахского общества XVII в. «Жеты Жаргы» содержат нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, т.е. в нем охватывалась все стороны жизни казахского общества. 

Информация о работе Административно-правовые реформы в Казахстане