Административно-правовые реформы в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:28, реферат

Описание

Данная работа состоит из введения, 2 пунктов, заключения и списка использованной литературы. Большое внимание уделяется внутренней и внешней политике хана Тауке и правовым нормам, действовавшим в обществе.

Содержание

Введение

1.Административно-правовые реформы в Казахстане.

2.Органы управления по реформам 1867-1868 гг.

3.Изменения в административно-правовой системе Казахстана в конце ХIХ века.

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

САНЧО.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

 

«Жеты жаргы» включал в себя следующие основные разделы:

1)                 Земельный закон (Жер дауы) , в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

2)                 Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

3)                 Военный закон(Аскери зан), регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

4)                 Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.

5)                 Уголовный закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений, кроме убийства.

6)                 Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.

7)                 Закон о вдовах(Жесыр дауы) , регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

Административно-правовые нормы и уголовное право. Верховная власть, по «Жеты Жаргы», должна была быть сосредоточена в руках хана. Судя по отдельным статьям законов, хан был верховным судьей, он судил и наказывал за преступления и проступки, разбирал иски, устанавливал порядок налогообложения. Одним из пунктов «Жеты Жаргы» уточнялся порядок управления ханством посредством султанов и родоплеменных старейшин: «Чтобы сам хан, равно как и все султаны, старейшины и правители родов собрались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных». При этом все они должны были являться на «собрания народные» с оружием. Это требование было настолько строгим, что явившийся на курултай безоружный не имел права голоса, и младшие, в нарушение всех обычаев, могли не уступать ему места.

«Жеты Жаргы» узаконивали различные сборы в пользу хана и биев. Одно из положений законов гласило: «Чтобы всякий, могущий              носить оружие, кроме султанов, платил хану и правителям народным в подать 20-ю часть своего имущества, ежегодно».

Как и  в других правовых памятниках средневековья, основное место в «Жеты Жаргы» отводилось уголовно-правовым нормам. В перечень основных преступлений включались убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбление, несоблюдение правил сыновей почтительности, воровство, прелюбодеяние. В «Жеты Жаргы» предусматривалась ответственность за преступления против личности, против имущественных отношений, за преступления в области семейно-брачных отношений и религии.

За совершение преступлений виновные подвергались различным наказаниям. В «Жеты Жаргы» сохранился закон «за кровь мстить кровью, за увечье таким же увечьем», т.е. продолжал действовать т.н. принцип «талиона».Но наказания могли быть смягчены по приговорам судей или по согласию истцов, тогда преступник наказывался только установленной за всякое преступление платой. Возможность откупа, однако, предоставлялась не всегда. В четырех случаях узаконивалась смертная казнь:    

1)            если жена умертвит мужа и родственники не простят ее;

2)            если «женщина умертвит от стыда младенца, незаконно прижитого»;

3)            если муж становится свидетелем прелюбодеяния своей жены;

4)            если установлен факт богохульства.

Смертная казнь была двух видов: повешение и побивание камнями (за   богохульство).

Самым распространенным видом наказания был выкуп – кун. Уплатой куна даже убийца с согласия истцов мог сохранить себе жизнь. Размер куна, варьировавший в зависимости от социальной принадлежности преступника и потерпевшего(знатный – незнатный, господин – раб), свидетельствует о классовом характере «Жеты Жаргы». Так за убитого рядового мужчину убийца платил его родственникам 1000 баранов, за женцину – 500, а за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь человек; стоимость раба приравнивалась к стоимости беркута или охотничьей собаки. За членовредительство также платили определенным числом скота; большой палец стоил 100 баранов, мизинец-20 и т.д.

При совершении воровства хозяину «трижды девять раз» должна была быть возмещена стоимость украденного. Если совершалась кража скота, то виновный должен был «придать к верблюдам одного пленного, к лошадям – одного верблюда, к овцам – одну лошадь». Сто верблюдов равняются 300 лошадям или 1000 овцам».

Кроме смертной казни и выкупа в «Жеты Жаргы» предусматривались и другие наказания: конфискация имущества, остракизм и придание публичному позору. Первый вид наказания применялся по отношению к людям, принявшим христианскую религию; второй – к беременным женщинам за убийство мужей; третий – за несоблюдение правил сыновнего пиетета( оскорбление или избиение родителей).

Совершение одновременно двух преступлений(воровства и убийства) влекло за собой простое суммирование наказаний, и виновный нес ответственность за оба преступления.

Хотя по «Жеты Жаргы» уголовная ответственность обычно распространялась лишь на непосредственного виновника, однако сохранялся и принцип коллективной ответственности родственной группы(ближайшие родственники, сородичи, свойственники) за своего члена. Если, например, ответчик к суду не являлся, или не мог заплатить положенного куна, то пеня взыскивалась с его родственников или с его «аула». В таком случае сородичам и жителям аула предоставлялось право поступать с преступником по своему усмотрению.

Субъектом права мог быть только свободный, раб не признавался юридическим лицом. «Жалоба раба на господина нигде не приемлется», - гласил один из пунктов закона. За владельцем признавалось неограниченное право над жизнью принадлежавшего ему раба. Но личная свобода, которой обладала основная масса членов казахского общества, не всегда представляла собой юридическое равноправие, в ряде случаев ущемлялись права и свободных лиц, в первую очередь, женщин: например, женщины, «равно как и работники слуги и рабы», не могли выступать на суде в качестве свидетелей. Полноправным юридическим лицом мог быть только взрослый, «могущий носить оружие» мужчина – хозяин дома, глава семьи. Права, которыми обладал или которых лишался каждый свободный мужчина, устанавливались в прямой зависимости от его социального статуса в обществе.

Такой меры наказания, как лишение свободы у казахов не существовало, не было и тюрем. В целом исследователи отмечают гуманность казахского уголовного права.

Семейно-брачное право. Наследование. Гражданские отношения не получили в «Жеты Жаргы» достаточной разработки. Это объясняется, вероятно, не только и даже не столько фрагментарностью имеющихся текстов «Жеты Жаргы», сколько тем, что многие отношения между согражданами регулировались обычным правом и были общеизвестны, а потому «Уложение» хана Тауке касалось их лишь отчасти.

В области семейно-брачных отношений утвеждалось право родителей над жизнью своих детей, закреплялось неравноправное положение женщины. «Родители за убийство своих детей ничем не наказываются», - гласил закон. Жена и дети, знавшие о преступлении мужа или отца и не донесшие на него, не подвергались никакому наказанию, «ибо на старшего в семействе не позволено доносить».

В вопросах наследственного права «Жеты Жаргы» подтверждали, по-видимому нормы обычного права. После смерти отдельно проживавшего бездетного сына его имущество поступало к отцу. После смерти родителей дети отдавались под опеку ближайшим родственникам, а в случае их отсутствия – «посторонним надежным людям».

Суд. Право творить суд признавалось только за ханом, биями и родоначальниками: « Разбирать ссоры и произносить приговор над виновным должен если не сам хан, то правители или старейшины тех аулов, к которым принадлежат истец и ответчик, приглашая к разбирательству еще и избранных обеими сторонами двух посредников». Судьям и посредникам за решение дела полагалось отдавать десятую часть возмещения. Для обвинения по подозрению в преступлении без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей (например, четыре для обвинения женщины в супружеской неверности, семь для обвинения в богохульстве и т.д.). В случае отсутствия свидетелей требовалась присяга, но присягать должен был не истец, не ответчик, а известный своей честностью человек. За обвиняемым, если он имел «подозрение на судей», сохранялось право просить их замены.

Исполнение судейского приговора возлагалось на выигравшую тяжбу сторону. Такой прием, порожденный отсутствием исполнительных органов власти и применявшийся как один из распространенных методов принуждения виновного и его сородичей к выполнению судебного приговора, приводил на деле к тому, что барымта (угон скота) рассматривалась в «Жеты Жаргы» не как самоуправное деяние, а как правомерное явление жизни казахского общества того времени. «Если осужденный не исполняет приговор суда, или начальник аула умышленно уклоняется от разбирательства дела и тем покровительствуют преступнику, то истец получает право, с позволения своего старейшины, произвести барымту, то есть с родственниками или ближайшими своими соседями ехать в аул ответчика и тайно отгонять к себе скот его; но, возвратясь домой, дожжен объявить о том своему начальнику, который наблюдает, чтобы количество возмездия соразмерно было иску». Из этого также следует, что судебная и административная власть на местах не были отделены. Бий сочетал в себе по меньшей мере три функции: это был и родоначальник, и судья, и представитель административной власти на местах.

В ряде случаев, вероятно, в порядке практики применения норм обычного права, правами на наказание пользовались отдельные лица: хозяин в отношении раба, мать в отношении дочери, муж в отношении жены.

Характер расследования преступлений и судебных процессов в «Жеты Жаргы» не отражен совсем. О том, что судебный процесс носил публичный характер, можно судить только по другим источникам.

Таково в общих чертах содержание дошедшего до нас текста «Жеты Жаргы». Основная направленность «Уложения» хана Тауке – это охрана привилегий казахской феодальной верхушки, ее политического господства, защита феодальной собственности и господствовавших в патриархальной семье порядков, поддержка мусульманской религии. Всякому нарушителю феодальных прав грозили жестокие репрессии. Судя по тому, что в составлении «Жеты Жаргы» участвовали представители всех казахских жузов, можно заключить, что санкционированная в нем совокупность правовых норм действовала в пределах всего Казахского ханства.      

 

 

Содержание «Жеты Жаргы» Тауке-хана:

-                             За кровь мстить кровью, за увечье таким же увечьем

-                             За воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние – казнить смерью.

-                              По сим постановлениям, родственники убитого имеют право лишить

жизни убийцу; а отрубивший руку, ногу, ухо и прочее должен быть лишен той же части тела. Впрочем, наказания могут быть смягчаемы по приговорам судей, или согласию истцов, и тогда преступник наказывается только установленною за всякое преступление платой. Убийца возвращает себе жизнь, платя кун, т.е. отдавая за каждого убитого мужчину 1000, а за женщину 500 баранов. Изувечивший, или отрубивший другому какой-нибудь член, платит равным образом определенное количество скота. Большой палец стоит 100 баранов, мизинец – 20 и так далее.

-                     Кто убьет султана  или ходжу, тот платит родственникам убитого кун за семь человек. Обида султана или ходжи словами наказывается пенею в 9 скотин; а за побои – 27 скотин.

-                     Если жена умертвит мужа, то она непременно предается смертной казни, от которой не может спасти заплата куна, если родственники не простят ее. Из правила сего исключаются беременные жены, которые за убийство мужей не наказываются; но всегда предаются презрению и почитаются бесчестными. Если муж убьет жену, то он может избавиться от казни, заплатив кун.

-                     Родители за убийство детей своих не наказываются, но женщина, умертвившая от стыда младенца, незаконно прижитого, предается смерти. Самоубийцы погребаются в отдельных местах.

-                     Ежели женщина будет сбита с ног всадником и изувечена, и от того родит мертвого младенца, то с виновного взыскивается плата по следующему расчету: за младенца до 5 месяцев, за каждый месяц по одной лошади; а за младенца от 5 до 9 месяцев, за каждый месяц по одному верблюду.

-                     Изнасилование равняется убийству, и потому подвергает виновного смертной казни или заплате куна мужу за жену, и родственникам за девицу, но женитьба на изнасилованной девице и уплата за нее калыма избавляет преступника как от смертной казни, так и от куна.

-                     Муж, заставший свою жену в прелюбодеянии, может ее убить и, если следует это тот час по открытии преступления, остается безнаказанным. Во всяком другом случае он может просить судей о приговоре к смертной казни неверной жены и ее соблазнителя, если преступление их доказано; если же 4 благонадежных человека присягнут за них в невинности, то суд не подвергает их никакому взысканию.

-                     Увезший чужую жену, без ее согласия, наказывается смертью или взысканием куна, а если похищение последовало с согласия увезенной, то похититель может удержать ее, заплатив мужу калым и доставив ему сверх того  девицу, без калыма.

-                     Обидевший женщину, обязан просить у нее прошения, а в случае отказа в оном, платить за бесчестие.

-                     Кровосмешение подлежит смертной казни, но она заменяется наказанием по приговору семейства, ибо преступления сего рода не передаются на рассмотрение посторонним людям.

-                     Богохульника, изобличенного семью свидетелями, должно убивать каменьями.

-                     Ежели кто примет христианскую веру, у того родственники отнимают все его имение.

-                     Над рабами владельцы имеют неограниченное право жизни и смерти. Жалоба раба на господина нигде не приемлется.

-                     Сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать свою, сажают на черную корову, лицом к хвосту, с навязанным на шею старым войлоком; корову сию водят вокруг аулов и сидящего на ней бьют плетью, а дочь связывается и предается матери для наказания по ее произволу. 

-                     Изобличенный в воровстве возвращает трижды девять (27) раз украденное, и наказание сие называется айбана. Ели покража состоит в скоте, то виновный должен придать к верблюдам одного пленного, к лошадям одного верблюда, к овцам одну лошадь. Сто верблюдов равняются тремстам лошадям и тысячи овцам.

-            Кто сделал и воровство и убийство вместе, тот платит за оба преступления.

Информация о работе Административно-правовые реформы в Казахстане