Анализ финансово хозяйственной деятельности дорожной организайии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:33, дипломная работа

Описание

Объектом исследования выступает Дивеевское дорожно-ремонтно-строительное подразделение открытого акционерного общества «Нижегородавтодор», занимающееся строительством, реконструкцией, содержанием и ремонтом автодорог.
Дипломный проект включает в себя следующие разделы: введение, аналитическую часть, специальную часть, проектную часть, раздел о безопасности и экологичности проектных решений, выводы, список используемой литературы, а также графическую часть.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...…… 5
I. Аналитическая часть………………………………………………………………………….... 8
1.1. Общая характеристика Дивеевского ДРСП ОАО «Нижегородавтодор»…………….…. 8
1.2. Организационная структура управления подразделением…………………………..…… 11
1.3. Технико-экономический анализ деятельности Дивеевского ДРСП……………….…..… 16
1.3.1. Анализ показателей производственной деятельности………………………...……....... 17
1.3.2. Анализ использования трудовых ресурсов………………………………………...….... 19
1.3.3. Анализ заработной платы……………………………………………………….....……… 22
1.3.4. Анализ производственного потенциала…………………………………………...…….. 24
1.3.5. Анализ издержек производства…………………………………………………………… 29
1.3.6. Анализ финансовых результатов……………………………………………………..….. 32
1.4. Анализ положения Дивеевского ДРСП на рынке………………………………………… 36
1.4.1. Товар и этапы жизненного цикла товара, характеристика спроса……………………. 36
1.4.2. Исследование потребителей………………………………………………………......… 39
1.4.3. Исследование конкурентов…………………………………………………………......… 41
1.4.4. Исследование рынка………………………………………………………………....……. 43
II. Специальная часть……………………………………………………………………………... 47
2.1. Инновации: понятие, преимущества, недостатки. Инновационная деятельность…….… 47
2.2. Методологические основы формирования инновационного потенциала предприятия… 53
2.3. Инновационные технологии в дорожном хозяйстве………………………………………. 58
2.4. Внедрение новой технологии строительства и ремонта дорог на Дивеевском ДРСП…. 65
2.5. Преимущества технологии RoadCem перед традиционной технологией……………...… 67
III. Проектная часть…………………………………………………………………………….…. 71
3.1. Постановка темы…………………………………………………………………………….. 71
3.2. Технология строительства и ремонта дорог с применением RoadCem………………..... 73
3.2.1. Описание материала RoadCem……………………………………………………………. 73
3.2.2. Метод RoadCem……………………………………………………………………………. 78
3.2.3. Рецептура смеси стабилизации RoadCem…………………………………………….….. 84
3.3. Экономический анализ мероприятий по внедрению новой технологии на
Дивеевском ДРСП……………………………………………………………………………….. 88

3.3.1. Планирование производственной программы…………………………………………… 88
3.3.2. Прогноз затрат на оплату труда…………………………………………………………... 91
3.3.3. Материально-технический план производства………………………………………….. 92
3.3.4. Планирование себестоимости продукции……………………………………………….. 96
3.3.5. Прогноз финансовых затрат…………………………………………………………...... 100
3.3.6. Анализ безубыточности проекта………………………………………………………… 104
IV. Безопасность и экологичность проектных решений…………………………………….. 106
4.1. Характеристика объекта управления……………………………………………………… 106
4.2. Управление безопасностью труда…………………………………………………………. 107
4.2.1. Требования безопасности к производственному оборудованию при производстве асфальтового бетона……………………………………………………………………………..… 108
4.2.2. Безопасность при эксплуатации транспортных средств…………………………........ 111
4.3. Управление здоровьем и работоспособностью персонала……………………………… 112
4.3.1. Вредные вещества……………………………………………………………………...… 112
4.3.2. Производственный шум……………………………………………………………….… 116
4.3.3. Производственная пыль……………………………………………………………….… 118
4.3.4. Требования к естественному и искусственному освещению………………………..... 120
4.3.5. Требования к метеорологическим условиям воздушной среды……………………… 121
4.3.6. Характер заболеваний и причины, способствующие их развитию…………………. 122
4.3.7.Организационно-профилактические мероприятия по предупреждению профессиональных заболеваний……………………………………………………………….…. 126
4.4. Управление пожарной безопасностью……………………………………………………. 127
4.5. Управление экологической безопасностью………………………………………………. 131
4.5.1. Оценка выбросов в атмосферу………………………………………………………..…. 131
4.5.2. Воздействие на подземные воды и почву………………………………………………. 133
4.5.3. Охрана окружающей среды при ремонте автомобильных дорог…………………..…. 135
4.5.4. Охрана природной среды при выполнении работ по содержанию дорог…………….. 137
4.5.5. Мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу……..…. 138
Заключение……………………………………………………………………………………….... 140
Список используемой литературы………………………………………………………..……. 145

Работа состоит из  1 файл

Диплом - копия.doc

— 3.37 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

1.4.4. Исследование рынка

 

Исследования  Нижегородского УФАС России за 2010 год показали, что рынок по содержанию и ремонту автомобильных дорог достаточно развит.

Услуги по содержанию и ремонту автомобильных дорог  оказывали 340  хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм.

Из них 170 крупных  хозяйствующих субъектов:

- 151 хозяйствующий  субъект  оказал услуги на  сумму более 500 тыс. руб. каждый;

- 19 хозяйствующих  субъектов оказали услуги на  сумму более 100 млн. руб. каждый.

Работы по содержанию дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Нижегородской области выполняли 11 крупнейших хозяйствующих субъектов с общим объемом работ на сумму более 1855,3 млн. руб., что составляет 42,2%  от общего объема рынка. Наибольшую долю среди данных хозяйствующих субъектов занимает ОАО "Нижегородавтодор" - 8,6% рынка.

Работы по ремонту  дорог общего пользования регионального  или межмуниципального значения Нижегородской области  оказывали  также 11 крупных хозяйствующих субъектов. Их общий объем работ составил 2937,9 млн. руб., что занимает 54,2% данного рынка. Наибольшую долю среди данных хозяйствующих субъектов занимает ОАО "ДСК "Автобан" - 15% рынка.

Таким образом, видно, что на рынке содержания и  ремонта автомобильных дорог  общего пользования отсутствуют  предприятия и организации, занимающие доминирующее положение. Конкуренция на данном рынке хорошо развита.

На примере  нашего предприятия рынок сбыта  услуг находится на территории одного района – Дивеевского. Цель предприятия  отстоять позицию рынка и не допускать  конкурентов на свою территорию. Хотя это становится все труднее с каждым годом. Причиной этому служат: слабая материально-техническая база, устаревшее оборудование по выпуску асфальтобетонной смеси, высокие цены на оказываемые услуги, отсутствие прямых договоров на выполнение работ с предприятиями нашего района. Все эти причины отрицательно влияют на емкость рынка, позволяют конкурентам размещаться на территории нашего района. Немаловажную роль в конкурентной борьбе имеет отношение к предприятию, предлагающего свои услуги. Стоит только один раз не оправдать надежды заказчика, как он отвернется и найдет себе другого поставщика.

Анализируя  деятельность предприятия необходим  анализ динамики реализации продукции.

Таблица 1.4.4.1

Анализ  динамики рынков сбыта

 

Показатель

Ед.изм.

2008 год

2009 год

2010 год

1

2

3

4

5

 

Объем реализации (всего)

Тыс.руб.

29650

 

36227

 

38114

Объем реализации асфальта

Тыс.руб.

7614,2

7559,2

4206,2

Прибыль

Тыс.руб.

- 303

530

-387,7

Затраты

Тыс.руб.

29953

35697

38501,7

Рентабельность

%

-

1,46

-


 

Из Таблицы 1.4.4.1 видно, что объем реализации услуг увеличивается, но  объем продажи асфальта резко падает. Предприятие в целом нерентабельно, практически работает с убытками. Прибыль была получена только в 2009 году. Резко сокращен выпуск асфальта из-за отсутствия договора на ремонт дорожного полотна, высоких цен на асфальт. Увеличение объема реализации услуг происходит в основном из-за оказания услуг по содержанию автомобильных дорог, оказания транспортных услуг по очистке территорий от снега в зимний период.

Проводя исследование финансовых результатов предприятия, наблюдается нестабильная работа подразделения.  Одной из причин является слабая работа маркетинговой службы головного  предприятия ОАО «Нижегородавтодор». Необходимо более серьезно и тщательно разобраться в сложившейся ситуации, расширять сферу деятельности подразделения, улучшать материально – техническую базу подразделений, повышать квалификацию рабочих, добиваться снижения затрат производства.

 

 

 

 

 

 

Выводы  к аналитической части:

 

Проведенный на основе данных подразделения анализ производственно-хозяйственной деятельности  Дивеевского ДРСП ОАО «Нижегородавтодор» показал, что:

- В 2009г. по сравнению с 2008г. произошло увеличение общего объема производства продукции и оказания услуг на 6577 тыс.руб. или на 22,18%, видна тенденция роста, что характеризует предприятие с положительной стороны, а вот в 2010г. по сравнению с 2009г. объем производства снизился. Причиной такому снижению объема в натуральном выражении в 2010г. послужило недостаточное заключение договоров на строительство и ремонт автодорог, но в стоимостном выражении за счет повышения стоимости строительных материалов произошло увеличение на 1887 тыс.руб. или 5,21%.  Причиной роста объема производства в 2009г.  может служить заключение договоров на  выполнение ремонта автодороги Выездное-Дивеево-Сатис, подъездных путей к источникам,  произведено расширение дорожного полотна, выполнялись строительные работы автостоянок, замена бордюрного камня и много других объемов. Вышестоящая организация вовремя поставляла строительные материалы, ГСМ.

Также мы видим, что объем реализации услуг увеличивается, но  объем продажи асфальта резко падает. В 2009 г. объем реализации асфальта снизился на 55 тыс.руб. или на 0,72%, в 2010 г. снижение произошло на 3533 тыс.руб., что составило 44,36%. Резко сокращен выпуск асфальта из-за отсутствия договора на ремонт дорожного полотна, высоких цен на асфальт. Увеличение объема реализации услуг происходит в основном из-за оказания услуг по содержанию а/дорог, оказания транспортных услуг по очистке территорий от  снега в зимний период.

- Численность работников ДРСП в 2009 году уменьшилась на 1 человека, чем в 2008 году или на 1,52%. В 2010 году также происходит уменьшение численности на 1 человека в сравнении с 2009 годом, что составило 1,53%. Незначительное  изменение состава численности наблюдается и в составе рабочих, и в составе ИТР. В целом такой показатель характеризует предприятие с положительной стороны. Текучести кадров практически нет. Коллектив   устоявшийся, с определенными навыками, умениями, квалификацией.

- Фонд заработной платы в 2009 году вырос на 560  т.руб. по сравнению с 2008 годом, в 2010 году ФОТ увеличился на 1481,1 т.р. по сравнению с 2009 годом, следовательно, среднегодовая заработная плата в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросла на 10058 руб. и в 2010 году по сравнению с 2009 годом  заработная плата выросла на 24765 руб. Повышение фонда оплаты труда в  2009 году составило 9,05% , в 2010 году  - 21,9%, а  среднегодовая заработная плата в 2009 году выросла на 10,7% и в 2010 году - на 23,86%.

- Среднегодовая стоимость основных фондов в 2009 году увеличилась на 400,8 тысяч рублей или на 2,71%, увеличение было и в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 1588,2 тысяч рублей или на 10,45%. В сторону увеличения характеризуется и производственная часть: на 623,5 тысяч рублей было увеличение в 2009 году по сравнению с 2008 годом, то есть на 4,61%, в период с 2009 по 2010 года произошло увеличение на 1305,5 тысяч рублей или на 9,23%. Увеличение произошло за счет приобретения машин и оборудования для более качественного ремонта и содержания автодорог.

- Себестоимость продукции растет с каждым годом. Основным влияющим фактором являются высокие отпускные цены на производственные материалы. В 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличение себестоимости выразилось суммой 5744 тыс.руб. или 19,18%, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом - 2804,7 тыс.руб. или 7,86%.

Если рассматривать  постатейно, то мы видим, что материальные затраты в 2009 году увеличились на 6027,8 тыс.руб. или на 32,46%, в 2010 году по сравнению с 2009 годом – на 3126 тыс.руб. или 12,1%. Затраты на оплату труда также с каждым годом увеличиваются: в 2009 году – на 560 тыс.руб. или на 9,05%, а в 2010 году – на 1481,1 тыс.руб. или на 21,9%. Увеличение произошло и по амортизации: в 2009 году – на 169 тыс.руб. или на 33,19%, в 2010 году – на 61 тыс.руб. или на 8,99%. Снижение произошло только по прочим расходам: на 1012,8 тыс.руб. или 21,61% в 2009 году и на 1863,4 тыс.руб. или 50,71% в 2010 году.

- В 2009 году предприятие получило прибыль от продаж в сумме 530 тыс. руб. В 2008 году был допущен убыток в сумме 303 тыс.руб., убыток допущен и в 2010 году в сумме 387,7 тыс.руб. по сравнению с 2009 годом. Не получена прибыль от хозяйственной деятельности предприятия, нет и чистой прибыли. Проплатив налоги, предприятие несет убытки. А причина в себестоимости продукции. При составлении калькуляции себестоимости продукции были заложены цены на материалы гораздо ниже, чем поступили от поставщиков (цена на нефтебитум  увеличилась в 2,5раза, на ГСМ - в 1,7 раза). В 2010 году предприятие собственными силами вело большую работу по восстановлению и ремонту оборудования асфальтобетонного завода, административного здания ДРСП,  достройку 18-ти квартирного дома для сотрудников ДРСП, большие затраты связаны с добычей нерудных материалов (песок), ремонтом основных средств.

- Уровень рентабельности в 2009 году составил 1,46 %. В 2008 и 2010 годах предприятие нерентабельно. Анализируя рентабельность предприятия  (или эффективность использования   имущества или его отдельных видов, а также затрат на  производство реализованной продукции) можно сказать, что предприятие нерентабельно и заслуживает отрицательной оценки управления организацией.

II. Специальная часть

 

2.1.  Инновации: понятие, преимущества, недостатки.  Инновационная деятельность

 

В России до 1990-х  гг. инновационная деятельность велась в основном в крупных государственных  учреждениях, управляемых посредством  бюджетного финансирования и планирования. В условиях кризиса отечественной экономики особое значение приобретает развитие малого предпринимательства в сфере инновационной деятельности. Причины понятны: именно малые предприятия наиболее мобильны, это проще адаптирующиеся предпринимательские структуры, так как из-за ограниченности ресурсов малые предприятия вынужденно ориентированы на ускоренную разработку и способны быстрее, чем крупные предприятия, перестраивать производство и внедрять инновации. Однако следует не забывать, что у крупных предприятий больше возможностей.

Инновационный процесс предполагает следующие  особенности:

  • представляет собой осуществление научно-исследовательской, научно-технической, собственно инновационной, производственной деятельности и маркетинга;
  • под ним можно понимать временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения;
  • с финансовой точки зрения его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, рассматриваемого как частный случай инвестиционного проекта.

В общем случае инновационный процесс состоит  в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов  продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Понятие «инновация» относится как к радикальным, так и к постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации. Исходя из того, что цель нововведений - повышение эффективности, экономичности, качества, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной).

Отличительным признаком инновации является воплощение идей на практике.

Можно выделить следующие преимущества инноваций:

  • Развитие производительных сил и производственных отношений, появление новых, более эффективных форм управления, более совершенной продукции и т. д.
  • Стремление к новому присуще человеку как биологическому виду.
  • Повышение эффективности производства и управления, улучшение быта людей.
  • Рост производительности труда
  • Появление новых рабочих мест, профессий и др. 

Для инноваций  также можно выявить недостатки:

  • Иногда новшества приносят явный вред. Так, например, экономические реформы в России, проводящиеся с 1987 г., привели к падению всех макроэкономических характеристик (валового внутреннего продукта, объема промышленного производства и особенно капиталовложений в основные фонды) и уровня жизни.
  • Новшества обычно требуют от потребителей значительных материальных, финансовых, кадровых вложений для освоения. Особенно это заметно для инноваций в быстро развивающихся областях, например, информационных технологий. Приходится постоянно менять компьютеры и программное обеспечение на вновь появляющиеся варианты, тратить время на их освоение, подготовку кадров.
  • Хорошо известно, что любая управленческая инновация, прежде всего реорганизация (реструктуризация), на некоторое время резко снижает эффективность работы подразделения или организации в целом.
  • Новшества вытесняют то, что было раньше, но не всегда новое означает лучшее.
  • Прочее.

Рассмотрим  типовые этапы инновационного процесса:

1) фундаментальные исследования, обычно осуществляются в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях. На данном этапе имеется наибольшая вероятность отрицательного результата, поэтому повсюду в мире финансирование фундаментальных исследований осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе;

2) исследования прикладного характера, осуществляются в научных учреждениях всех видов и финансируются как за счет бюджета (в рамках государственных научных программ или на конкурсной основе), так и за счет негосударственных заказчиков. Только на данном этапе в качестве инвесторов могут появляться частные фирмы. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе также велика вероятность получения отрицательного результата;

Информация о работе Анализ финансово хозяйственной деятельности дорожной организайии