Анализ себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание

В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономических показателей, одним из которых является себестоимость. Можно с уверенностью заявить, что этот показатель является одним из наиболее важных. Чем же он так привлекателен? Почему ему так много уделяют внимания? Главными задачами развития экономики на современном этапе является всемерное повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделятся на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя в первую очередь интересует качество продукции и ее цена. Чем выше первый показатель и ниже второй, тем лучше и выгоднее для покупателя и предприятия. Резервы улучшения этих показателей как раз и заключены в себестоимости продукции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3
1. Теоретическое обоснование экономического анализа себестоимости продукции…………………………………………………... ……………….….6
1.1. Понятие себестоимости, задачи и источники анализ...…………….….…6 1.2. Себестоимость продукции и ее структура………………..……………...1.1. Понятие себестоимости, задачи и источники анализ...…………….….…6 1.2. Себестоимость продукции и ее структура………………..……………....11
1.3. Планирование себестоимости продукции и пути ее снижения………….15
2. Анализ себестоимости продукции на предприятии
ООО «Казань-мебель»……………………………………………………….....23
2.1. Организация затрат себестоимости по переменным расходам на
ООО «Казань-мебель»…………………………………………………………..23
2.2. Анализ себестоимости, исчисленной по переменным затратам и статьям калькуляции……………………………………………………………………..27
2.3. Анализ затрат на 1 рубль продукции……………………………………29
Заключение………………………………………………………………….......33
Список использованных источников………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

Для определения задания по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции составляется расчет себестоимости по всей номенклатуре изделий исходя из предусмотренного планом предприятия объема продукции и с учетом планового показателя по уровню затрат на 1 руб. товарной продукции в оптовых ценах.

Решающим условием снижения себестоимости  служит непрерывный технический  прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение себестоимости  продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

В первом случае, когда  изменяются нормы выработки и  расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

Во втором случае, когда  установленные нормы выработки  и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих  в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

С ростом объема выпуска  продукции прибыль предприятия  увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

Важнейшее значение в  борьбе за снижение себестоимости продукции  имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Резервы сокращения цеховых  и общезаводских расходов заключаются, прежде всего, в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.

Значительные резервы  снижения себестоимости заключены  в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

Масштабы выявления  и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.

С целью анализа себестоимости  продукции является изыскание возможности  повышения эффективности использование  материальных, трудовых и денежных ресурсов на тех этапах производственного  цикла.

Анализ себестоимости приводит последующим направлениями:

  1. анализ динамики и структуры обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения.
  2. Анализ затрат на 1 рубль товарный продукция.
  3. Анализ себестоимости важнейший изделии.
  4. Анализ прямых материальных и трудовых затрат.
  5. Анализ косвенных затрат.

Анализ себестоимости  начинают с анализа динамики себестоимости  всей товарной продукции. При этом сравнивают фактические затраты с плановыми  или с затратами базисного  периода. В процессе анализа выявляют по каким статьям затрат произошел наибольших перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы переменных и постоянных расходов. Изучение структуры затрат, а также анализ статей расход фактически выпущенной продукции составляют составляет следующий этап анализа себестоимости.

Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь прибылью, является уровень затрат на 1 рубль  товарный продукции: затрат на 1 рубль  товарный продукции= общая сумма  затрат на производства делим на товарные продукции.

Непосредственно влияние на изменение уровня затрат на 1 рубль ТП оказывают факторы, который находятся с ним в прямой функциональной связи:

  1. Изменение объем выпущенных продукции , ее структуры.
  2. Изменение уровня цен на продукции.
  3. Изменение уровня удельных переменных затрат.
  4. Изменение суммы постоянных затрат.

Для более глубокого  изучения, причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельных изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицы продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.

 

 

2. Анализ себестоимости продукции на предприятии

ООО «Казань-мебель».

 

2.1. Организация  учета затрат себестоимости по переменным расходам на ООО «Казань-мебель».

ООО "Казань-мебель" является специализированным предприятием по выпуску и реализации различной мебели для офисов и бытовых нужд.

По данным ООО " Казань-мебель " был проведен анализ себестоимости продукции, результаты которого предлагаем к рассмотрению.

         Себестоимость всей продукции представляет собой слагаемое себестоимостей отдельных видов продукции. Путем сопоставления себестоимости единицы продукции каждого вида выявляются направления и темп изменения себестоимости, определяется неравномерность снижения по видам продукции.

Анализ себестоимости единицы отдельных видов продукции. Табл.1.

Вид продукции

Себестоимость единицы, руб.

Изменение себестоимости

2009

        2010

     руб.

   Темп роста (%)

Кухонный гарнитур

9937

      18394,2

    8457

85,1

Дверная фурнитура

51,1

         91,3

    40,2

78,7

Мебельная фурнитура

18,3

        21,1

    2,8

15,3

Мебельный замок

42,6

        34,6

      -8

-18,8

Офис стул

          649,8

      1367,8

    718

210,5

Книжная полка

59,5

      113,6

    54,1

90,9


 

Таким образом, повышение  общей себестоимости на ООО " Казань-мебель " вызвано повышением себестоимостью единицы продукции, за исключением мебельных замков. При этом объемы производства по большинству видов продукции снизились.

Повышение полной себестоимости  единицы продукции определенного  вида было вызвано повышением затрат по всем статьям калькуляции.

 

Формирование себестоимости  на осуществляется на основе калькуляционного варианта, традиционного для отечественных предприятий. В условиях рыночной экономики особую актуальность приобретает внедрение в отечественную практику система "директ-костинг". При калькулировании себестоимости продукции по системе "директ-костинг" постоянные затраты не распределяются между носителями, то есть видами продукции. Прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и переменные общепроизводственные расходы (ОПР) являются основными элементами себестоимости, которые участвуют при расчете себестоимости продукции.

Такой вариант калькулирования  без специальных дополнительных расчетов представляет нужную, в условиях рынка, информацию о тенденциях изменения затрат в условиях изменения объема.

Проблема учета косвенных затрат с позиций "директ-костинг" рассматривается следующим образом: косвенные расходы подразделяются на общехозяйственные расходы, носящие постоянный характер, и общепроизводственные, включающие в себя как постоянные расходы, так и переменные. При этом бы снизилась трудоемкость учетных работ, связанных с расчетами по распределению накладных расходов. Таким образом, реализуется двухступенчатый принцип учета маржинального дохода. Схема двухступенчатого учета маржинального дохода выглядит следующим образом:

Выручка от реализации 33692,2 т. руб.

Переменные прямые производственные расходы 19691,4 т. руб.

Маржинальный доход (сумма  покрытия I) 14000,8 т. руб.

Постоянные производственные нак. расходы подразделений 7745,3 т. руб.

Маржинальный доход (сумма  покрытия II) 6255,5 т. руб.

Постоянные расходы: общехозяйственные и коммерческие 15,9+6618,2=6634,1 т. р.

Результат от реализации - 378,6 тыс. руб.

Данный учет позволяет определить, на какой ступени выручка от реализации продукции перестает покрывать затраты предприятия. В данном случае, при неполной реализации готовой продукции выручка не покрыла постоянных расходов предприятия в целом. Так как постоянные расходы не распределялись между реализованной продукцией и остатками готовой продукции, а были списаны общей суммой на реализацию, предприятие получило убыток в размере 378,6 тыс. руб. А при исчислении полной себестоимости продукции, когда часть постоянных расходов заключена в остатках готовой продукции и не участвует в расчете результата от реализации, предприятие имело прибыль от реализации в размере 328,2 тыс. руб.

Информация о работе Анализ себестоимость продукции