Анализ себестоимости продукции прессового производства ОАО «АВТОВАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:23, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - углубить теоретические знания по анализу себестоимости продукции, получить навыки самостоятельного изучения данных, характеризующих деятельность Прессового производства ОАО «АВТОВАЗ», дать рекомендации по снижению себестоимости продукции данного производства, а также научиться подбирать, изучать и обобщать материалы литературных источников.
Задачи курсового проекта:
систематизация, закрепление и углубление полученных теоретических и практических знаний по анализу себестоимости продукции;
формирование научного мировоззрения.
Объектом исследования выбрано Прессовое производство ОАО «АВТОВАЗ». В написании работы использовались труды ученых в области анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия, периодическая литература, а также методические указания к выполнению курсового проекта и пакет отчетных документов по анализу себестоимости продукции Прессового производства ОАО «АВТОВАЗ» за 2010 и 2011 гг.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность себестоимости продукции
Глава 2. Анализ себестоимости продукции прессового производства ОАО «АВТОВАЗ»
Глава 3. Рекомендации по снижению себестоимости продукции прессового производства ОАО «АВТОВАЗ»
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

Для исчисления влияния факторов необходимо определить индекс выпуска продукции следующим  образом:

 или 121%. (27)

Данный индекс свидетельствует об увеличении выпуска  продукции в стоимостном выражении. Для нашего конкретного случая будем  считать, что цены на продукцию в 2011 остались на уровне 2010 года, то есть они не повлияли на рост общей стоимости  выпуска продукции.

Итак, увеличение общих затрат было вызвано увеличением  затрат по всем элементам. Если бы объем  производства остался на уровне 2010 г., то рост себестоимости продукции  составил бы 364 084,99 тыс. руб., но рост объема производства увеличил данный показатель до 3 201 204,18 тыс. руб.

ΔЗобщ = 364 084,99 + 2 837 119,19= 3 201 204,18 тыс.руб.

Более широкое  распространение как показатель получила себестоимость продукции  по калькуляционным статьям.

На анализируемом  условном предприятии себестоимость представлена следующими калькуляционными статьями (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Себестоимость продукции по статьям калькуляции

Статья калькуляции

2010 год

2011 год

Отклонение

В тыс. руб.

Удельный вес, %

В тыс. руб.

Удельный вес, %

Абсолютное

%

Материалы

10 578 446,70

79,58

13 106 621,46

79,46

2528174,76

-0,12

Комплектующие

115 885,11

0,87

24 409,50

0,15

-91475,61

-0,72

Отходы

575963,05

4,33

719743,31

4,36

143780,26

-0,03

Топливо

180 376,33

1,36

193 177,42

1,17

12801,09

-0,19

Зарплата

420 387,39

3,16

529 404,03

3,21

109016,64

0,05

Отчисления соц.нужды

108 902,67

0,82

129 179,55

0,78

20276,88

-0,04

Оснастка, инструмент, тара

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Содержание оборудования

1 603 642,00

12,06

2 204 353,85

13,36

600711,85

1,3

Цеховые расходы

677 632,41

5,10

862 462,87

5,23

184830,46

0,13

Брак

160 729,99

1,21

162 356,25

0,98

1626,26

-0,22

Расходы на освоение

22 410,33

0,17

1 713,97

0,01

-20696,36

-0,16

Расходы на пусконаладку

281,52

0,00

0,00

0,00

-281,52

0,00

Цеховая себестоимость

13 292 731,41

100,00

16 493 935,59

100,00

3201204,19

0,00

Транспортно-загот. расходы

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Общезаводские расходы 

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Внепроизводственные расходы

0,00

0,00

0

-

-

-

Итого затрат

13 292 731,41

100,00

16 493 935,59

100,00

3201204,19

0,00

Объем производства

13751059,22

-

16686001,09

-

2934941,87

-


 

Первые три  статьи составляют материальные затраты. Как видно, по статье «материалы» наблюдается рост затрат в 2011 году на 2,5 млрд. руб. по сравнению с 2010 годом, что объясняется увеличением объема выпуска продукции на 2,9 млрд.рублей. Однако доля материальных затрат в себестоимости товарной продукции снизилась на 0,12%, что объясняется результатом проведенных мероприятий по снижению материальных затрат в 2011 году. По статье «комплектующие» снижение затрат на 91,5 млн.рублей. В 2011 году большое количество комплектующих было передано на привлеченные предприятия, что и повлекло за собой данное снижение. Наблюдается увеличение доли возвратных отходов на 0,03%, что говорит об увеличении цен на продажу отходов в ПППО (производство переработки промышленных отходов). Статьи «Зарплата» и «Отчисления соц.нужды» позволяют определить затраты на заработную плату производственных рабочих и отчисления на социальные мероприятия в соответствующие фонды. Для определения основной и дополнительной заработной платы используют данные о фонде оплаты труда, имеющиеся на каждом предприятии. Что касается анализируемого предприятия, в отчетном (2011) году совокупный удельный вес этих статей в себестоимости составил 3,99 %, и по сравнению с прошлым годом остался практически неизменным. Незначительное увеличение заработной платы на 109 млн.рублей объясняется небольшой индексацией заработной платы вследствие роста потребительской корзины (по коллективному договору) и увеличением объема выпуска товарной продукции. Незначительное снижение доли затрат по отчислениям на соц.взносы объясняется регрессивной шкалой отчислений от заработной платы физических лиц. Возросли затраты на содержание и эксплуатацию оборудования на 600,7 млн.рублей и цеховые расходы на 184,8 млн.рублей. Так как данные статьи калькуляции являются условно постоянными и мало зависят от изменения объема производства, то рост затрат говорит об абсолютном росте шифров производственных затрат, входящих в состав РСО и цеховых расходов: увеличение тарифов на энерогоносители, которые приводят в движение оборудование, на освещение и отопление зданий и сооружений; увеличение стоимости вспомогательных материалов (ГСМ, запасных частей, инструмента); увеличение зарплаты вспомогательных рабочих; увеличение амортизационных отчислений (закупка и ввод в эксплуатацию нового оборудования, переоценка старого).

Произошло незначительное увеличение брака из-за роста объема производства. Доля брака в 2011 году снизилась, что говорит о проведении предупреждающих мероприятий по сокращению потерь. Снизились расходы на освоение новых видов продукции и не производились пусконаладочные работы под новые технологические разработки. В данном анализе отсутствуют транспортно-заготовительные, общехозяйственные и внепроизводственные расходы, так как в рассматриваемом отчете Прессового производства данные расходы не предусмотрены (они являются заводскими и входят в себестоимость продукции завода).

 

Затраты на рублю  товарной продукции — важный обобщающий показатель себестоимости продукции. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах:

    (28)

При исследовании данного показателя применяется факторный анализ, изучающий влияние на него различных факторов (объективных и субъективных). Анализ затрат на 1 рубль проводится по следующей схеме:

  1. фактические затраты сопоставляются с базисными;
  2. определяется влияние факторов на изменение данного показателя;
  3. выявляются причины отклонения.

На основе данных рассчитываем стоимость и себестоимость товарной продукции. Расчеты произведем в табл. 2.3. Себестоимость и цена каждого вида продукции 2011 года была скорректирована на коэффициент 0,83, полученный как частное от деления себестоимости единицы продукции 2011 года на тот же показатель 2010 года. На основе таблиц определим затраты на 1 рубль продукции (табл.2.4). Анализируя данную таблицу следует отметить, что общее изменение затрат на 1 руб. товарной продукции составило:

Таблица 2.3

Расчет стоимости и  себестоимости товарной продукции за 2010 и 2011 гг.

В тыс. руб.

Вид продукции

2010 год

2011 год

Товарная продукция 

2011 г.

Кол-во, шт.

Цена

С/с единицы продукции

Стоимость

С/с общая

Кол-во, шт.

Цена

С/с единицы продукции

С/с общая

Стоимость

по ценам 2010 года

по с/с 2010 г.

Детали автомобиля

987664

11,3

10,9

11 179 611,1

10 806 990,6

1002093

13,3

13,1

13162160,6

13315428,9

11342936,5

10964872,3

Запчасти

     

605 046,6

584 880,2

     

874178,6

884358,1

753352,9

728243,4

Кооперация

     

866 316,7

837 442,1

     

1055611,9

1067904,1

909709,2

879388,3

Разобранные серии

     

1 100 084,7

1 063 418,5

     

1401984,5

1418310,1

1208207,5

1167937,5

Итого:

     

13 751 059,2

13 292 731,4

     

16493935,6

16686001,1

14214206,2

13740441,5


 

 

 

 

                                                                                

 

                   Таблица 2.4

Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции

Показатели

Выпуск продукции 2010 г по с/с 2010 г.

Выпуск продукции 2011 г.

по с/с и ценам 2010 г.

по факт. с/с и ценам 2010 г.

по ценам и с/с 2010 г.

Полная себестоимость, тыс. руб.

13292731,4

13740441,5

16493935,6

16493935,6

Стоимость продукции, тыс. руб.

13751059,2

14214206,2

14214206,2

16686001,1

Затраты на 1 руб., коп.

96,66696366

96,66696337

116,038387

98,8489423


 

Рассмотрим методику анализа влияния факторов на изменение  затрат на 1 руб. продукции. Изменение себестоимости отдельных изделий является интенсивным фактором изменения уровня затрат на 1 руб. товарной продукции. Размер влияния этого фактора определяется путем сопоставления фактических затрат на 1 руб. продукции в ценах прошлого года с затратами на 1 руб. фактически выпущенной продукции исходя из ее фактического выпуска и себестоимости прошлого года. То есть:

Таким образом, уровень  затрат на единицу продукции увеличился на 19,37 копейки за счет увеличения себестоимости. На весь фактический выпуск по всем затратам увеличение затрат составило:

Фактор изменения структуры и ассортимента продукции оказывает различное влияние на себестоимость продукции, вызывает как снижение так и повышение уровня затрат на 1 рубль. На анализируемом предприятии вследствие изменения структуры выпуска продукции затраты на 1 рубль не изменились (96,67-96,67). Влияние фактора изменения цены на готовую продукцию определяется путем сопоставления затрат на 1 руб. фактически выпущенной продукции в действующих ценах с затратами на 1 руб. той же продукции в ценах прошлого года. То есть, на данном предприятии за счет фактора цен на продукцию уровень затрат на 1 руб. товарной продукции снизился на 17,19 копеек (98,85 – 116,04). Показатель затрат на 1 рубль товарной продукции выражает совокупность материалоемкости, трудоемкости, фондоемкости и его анализ позволяет разложить общее отклонение фактических затрат на 1 руб. товарной продукции от затрат 2010 г. по удельному весу отдельных элементов производственного процесса и определить направление поиска резервов. То есть:

2011 г.

 (36)

2010 г.

 (37)

 

Таким образом, увеличение затрат на 1 руб. товарной продукции  в 2011 году было вызвано увеличением  показателей материалоемкости, фондоемкости и трудоемкости в 2011 г. по сравнению с 2010 г. На основе вышеизложенных расчетов определяется обобщенное влияние выявленных факторов на прибыль, полученную от реализации продукции.

 

 

Глава 3. Рекомендации по снижению себестоимости продукции  прессового производства ОАО «АВТОВАЗ»

 

Резервы сокращения затрат на себестоимость продукции устанавливаются  по каждой статье расходов за счет проведения конкретных мероприятий (внедрение  новой более прогрессивной техники  и технологии производства, улучшение  организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и так далее. Так как Прессовое производство кузовных деталей является крупносерийным производство в условиях ОАО «АВТОВАЗ», с наибольшей материальных затрат в себестоимости продукции, то главной задачей и наиболее результативной является снижение материальных затрат.

Какие мероприятия при  этом используются?

- изменение технологии  штамповки за счет изменения  схем раскроя, которое приводит  к уменьшению расходов металла;

- поиск альтернативных поставщиков металла по более выгодной цене;

- более рациональное  использование отходов от штамповки  крупных кузовных деталей;

- применение более  дешевых материалов, не ухудшающих  качество продукции;

- снижение потерь от  брака;

- уменьшение толщины металла с одновременным конструктивным усилением жесткости кузова;

- продажа возвратных  отходов без посредников и  по более высокой цене;

- снижение потерь отходов;

- совершенствование техпроцесса.

Мероприятия по снижению затрат на топливо и электроэнергию:

- снижение утечек сжатого  воздуха;

- снижение времени  холостого хода оборудования;

- снижение затрат на  теплоэнергию за счет утепления  административных корпусов и  создания тепловых завес;

Снижение затрат на заработную плату всех категорий работников достигается путем приведения в соответствие фактической численности к плановой, сокращение затрат на сверхурочные работы посредством более четкого планирования выполнения производственных заданий (без авралов в конце отчетного периода).

Сокращение расходов на содержание и эксплуатацию оборудования достигается путем проведения следующих мероприятий:

Информация о работе Анализ себестоимости продукции прессового производства ОАО «АВТОВАЗ»