Анализ себестоимости продукции, работ, услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 18:16, курсовая работа

Описание

Предмет исследования – себестоимость продукции. Исследование производится на основании данных за 2011-2012 г.г. Целью курсовой работы является выявление резервов снижения себестоимости продукции, работ, услуг ОАО «Горкилен» и разработка мероприятий, обеспечивающих их реализацию. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотрение понятия «себестоимость», «затраты», «издержки»;
- теоретическое осмысление вопросов калькулирования себестоимости и составления сметы затрат;
- анализ себестоимости продукции, работ, услуг на примере ОАО «Горкилен»;
- исследование факторов, влияющих на уровень себестоимости продукции, работ, услуг акционерного общества;

Содержание

Введение
2
1
Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции, работ, услуг
4
1.1
Себестоимость продукции: понятие, виды, показатели
4
1.2
Методика анализа себестоимости продукции, работ, услуг
9
2
Анализ себестоимости продукции, работ, услуг в исследуемой организации
16
2.1
Краткая характеристика объекта исследования
16
2.2
2.2 Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам
17
2.3
Анализ затрат на рубль произведенной продукции
18
2.4
Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям
22
2.5
Анализ прямых материальных и трудовых затрат
23
2.6
Анализ косвенных затрат
27
2.7
Анализ себестоимости отдельных видов продукции
29
3
Основные направления и резервы снижения себестоимости продукции в исследуемой организации
33
3.1
Пути снижения себестоимости производимой продукции на предприятии
33
3.2
Расчет выявленных резервов снижения себестоимости продукции
34

Заключение
38

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРС - анализ себестоимости, горки льнозавод.docx

— 370.13 Кб (Скачать документ)

Сi = Ai/VВПi + bi                              (1.3)

Чтобы установить влияния исследуемых факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль валовой продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженных в плановых ценах.

Используя эту модель, производится расчет влияния факторов на изменение себестоимости работ методом цепной подстановки.

Выявленные отклонения являются объектом факторного анализа.

В процессе анализа следует изучить динамику затрат на рубль валовой продукции и провести межхозяйственные сравнения по этому показателю.

Себестоимость продукции имеет большое значение для экономики предприятия, т. к. размер получаемой им прибыли в значительной мере зависит от уровня себестоимости. Анализ себестоимости продукции имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост или снижение и на этой основе дать оценку работы предприятия и определить возможности и резервы снижения себестоимости продукции.

Предприятиям необходимо добиваться повышения рентабельности, ликвидации убыточности производства, увеличения прибыли не за счет повышения цен на свою продукцию, а за счет снижения себестоимости и улучшения ее качества

Подведем итоги по первой главе. В первой главе рассмотрены и исследованы понятие себестоимости продукции, ее виды и показатели. Установлено, что себестоимость продукции - это выражение в денежной форме затрат на подготовку ее к производству, изготовление и сбыт.

Cебестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию. Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство.

Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения. Эти расходы исчисляют без учета внутризаводского оборота.

В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года.

В процессе анализа себестоимости важно наиболее полно использовать все показатели анализ производства и реализации продукции. в первой главе рассмотрена методика проведения анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ себестоимости продукции, работ, услуг в исследуемой организации

 

2.1 Краткая  характеристика объекта исследования

 

Открытое акционерное общество "Горкилён" – завод по первичной переработке льна. Предприятие расположено в г. Горки, на северо-востоке Могилевской области. Предметом деятельности ОАО "Горкилён" является производство и реализация длинного и короткого льноволокна различного качества. За 70-летнюю историю своего существования завод столкнулся с множеством трудностей. В настоящее время в своей деятельности он опирается на собственную сырьевую базу и опыт переработки льна в северной части европейской территории.

Площадь земельного участка, занимаемого предприятием, составляет 23,5 га. Технологический потенциал предприятия:

  • степень физического износа  зданий и сооружений составляет  52,8%;
  • степень физического износа  транспортных средств составляет 59,7%;
  • степень физического износа  единиц машин и оборудования –49,5%.

Среднегодовая численность работников предприятия в 2012 году составила 146 человек (таблица 1).

Таблица 2.1 – Основные технико – экономические показатели за 2010 – 2012 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к 2010 г

Среднегодовая численность работников, чел.

175

149

146

83,4

Объем производства льноволокна, тонн

1430

1455

1332

93,1

Стоимость товарной продукции, млн. руб

4805

8618

12994

270,4

Чистая прибыль, млн. руб

156

1547

4194

2688

Уровень рентабельности, %

-13,1

7,5

25,4

38,8 п.п.

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб

 

975,2

 

1649,3

 

3048,9

 

312,6

Производственная себестоимость 1 тонны условного волокна № 10, тыс. руб

 

 

6859

 

 

8771

 

 

18013

 

 

262,6

Посевная площадь по льносеющей зоне, га

 

2050

 

2560

 

2300

 

112

в т. ч. возделываемая заводом

1100

1448

1400

127,2

Урожайность льноволокна, ц/га

7,0

7,0

6,5

92,8

в т. ч. на площадях льнозавода

8,1

8,7

11,1

137


Источник: собственный расчет по данным предприятия

Производственная мощность завода по переработке льноволокна за  2012 год составила 1332 тонны. В 2012 году было произведено 236 тонн длинного волокна и 1096 тонн короткого, что в общем объеме производства составляет 17,7% и 82,3 %, соответственно. Выход общего количества волокна составил 26,89 % от принятого в переработку сырья.

Объем производства продукции в ценах реализации  составил 12994 млн. руб. или 270,4% к уровню 2010 года. В 2012 году предприятием получена чистая прибыль в размере 4194 млн. руб.

 

2.2 Анализ  себестоимости продукции по экономическим  элементам

 

Затраты на производство продукции, работ, услуг учитываются по экономическим элементам и статьям калькуляции. Группировка по экономическим элементам показывает материальные и денежные затраты предприятия без распределения их на отдельные виды продукции. обычно выделяют следующие элементы затрат: материальные затраты, затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды, амортизация, прочие затраты. Группировка затрат по статьям калькуляции (расходов) позволяет определить затраты по местам их возникновения и установить, во что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. учет по статьям калькуляции характеризует назначение затрат и их роль в процессе производства; позволяет выявить факторы, влияющие на сложившийся уровень себестоимости, и определить резервы ее снижения. В промышленности используют следующую номенклатуру расходов:

- сырье  и материалы;

- топливо  и энергия на технологические  нужды;

- основная  зарплата производственных рабочих;

- расходы  на содержание и эксплуатацию  оборудования;

- общецеховые  расходы;

- общепроизводственные  расходы;

- потери  от брака;

- коммерческие  расходы.

Основные показатели, используемые для характеристики затрат на производство, следующие:

1) затраты  на производство по смете, характеризующие  себестоимость всего объема работ;

2) полная  себестоимость товарной продукции, работ и услуг;

3) производственная  себестоимость товарной продукции;

4) себестоимость  реализованной продукции (полная  и производственная);

5) себестоимость  единицы продукции;

6) затраты  на рубль продукции, работ и  услуг;

7) себестоимость  по местам возникновения затрат  и центрам ответственности (в  целом по подразделениям и  другим центрам формирования  затрат и ответственности).

На первом этапе анализа затрат на производство необходимо рассмотреть себестоимость в поэлементном разрезе, а также фактическую структуру затрат. Проведем анализ по данным таблицы 2.2

Таблица 2.2 – Затраты на производство продукции

Элементы затрат

Сумма, млн. руб.

Структура затрат, %

2011 г.

2012 г

Изм.

2011 г.

2012 г

Изм.

1. Материальные затраты

4753

6669

+1916

54,8

49,1

-5,7

2. Заработная плата

2118

3892

+1774

24,4

28,6

+4,2

3. Отчисления в ФСЗН

841

1321

+480

9,7

9,7

-

4. Амортизация основных средств

459

1109

+650

5,3

8,2

+2,9

5. Прочие расходы

500

594

+94

5,8

4,4

-1,4

6. Полная себестоимость, в том  числе:

8671

13585

+4914

100

100

-

-переменные расходы

7712

11882

+4170

88,9

87,5

-1,4

-постоянные расходы

959

1703

+744

11,1

12,5

+1,4


Отразим изменение структуры себестоимости продукции на рисунке 1

Рисунок  1 – структура себестоимости продукции

Источник: таблица 2.2

По данным таблицы ясно, что в структуре себестоимости в 2012 году существенных изменений не произошло. Удельный вес материальных затрат уменьшился на 5,7%, зато удельный вес заработной платы увеличился на 4,2%. В общей структуре затрат основное место занимают материальные затраты: в 2011 году – 54,8%, в 2012 году -  49,1%.

Следует также отметить, что рост общих затрат на производство продукции увеличился в 2012 году на 4914,0 млн. руб. или на 13585/8671 х 100% = 154,4%, то есть себестоимость продукции в 2012 году выросла более чем в 1,5 раза.

 

2.3 Анализ  затрат на рубль произведенной  продукции

 

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на рубль продукции, который выгоден тем, что очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Этот показатель характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к себестоимости произведенной продукции в действующих ценах. Для факторного анализа затрат на 1 рубль произведенной продукции используется формула:

 

З =                                                     (2.1)

      

Где Зед – затраты на 1 рубль выпущенной продукции;

       Ki – количество выпущенной продукции в натуральном выражении;

       Сi – себестоимость единицы продукции; Ц – цена единицы продукции.

На уровень этого показателя влияют:

-изменение  структуры и ассортимента выпущенной  продукции;

-изменение  себестоимости отдельных видов  продукции;

-изменение  оптовых цен на продукции.

В процессе анализа следует изучить динамику и отклонения от плана как общей величины затрат на рубль произведенной продукции, так и по основным группам расходов.

В таблице представим исходную информацию и алгоритм расчета затрат на 1 рубль выпущенной продукции.

 

Таблица 2.3 – Исходная информация для анализа

№ п/п

Показатель

План

Факт

Изменение

1

Количество выпущенной продукции, т

1543,5

1332

-211,5

2

Отпускные цены за т, млн. руб.

7,124

12,064

+4,94

3

Выручка от реализации

10996,8

16069,0

+5072,2

4

Себестоимость реализованной продукции

12784,8

12819,0

+35,5

5

Себестоимость единицы продукции, т, млн. руб.

8,283

9,624

+1,341

Информация о работе Анализ себестоимости продукции, работ, услуг