Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 01:44, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - углубить теоретические знания по анализу себестоимости продукции, получить навыки самостоятельного изучения данных, характеризующих деятельность ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель», определить резервы по снижению себестоимости продукции данной организации, а также научиться подбирать, изучать и обобщать материалы литературных источников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Значение и задачи анализа себестоимости продукции
2 Характеристика источников информационного обеспечения анализа себестоимости продукции
3 Общая оценка показателей себестоимости продукции
4 Анализ состава и структуры затрат на производство продукции
5 Анализ общей суммы затрат на производство продукции
6 Анализ издержкоемкости продукции
7 Анализ себестоимости отдельных видов продукции
8 Резервы снижения себестоимости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовой агу себестоимость 2.doc

— 408.50 Кб (Скачать документ)

- бизнес-план;

- журнал-ордер № 10 и 10/1, ведомости № 15 и № 12;

- данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам;

- бухгалтерская отчетность ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

- плановые и отчетные калькуляции единицы продукции;

- статистическая отчетность следующих форм, приведенных в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Формы статистической отчетности для анализа себестоимости продукции

 

Наименование формы государственной статистической отчетности

Индекс формы

Периодичность формы

1

2

3

Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)

4-ф (затраты)

Квартальная

Отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера

12-п (срочная)

Месячная

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

Отчет о затратах на производство промышленной продукции (работ, услуг)

1-п (затраты)

Годовая

Отчет о ценах производителей промышленной продукции

12-цены производителей

Месячная

 

 

К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований. Это аналитичность информации, ее объективность, единство, оперативность, рациональность.

 

 

 


3 Общая оценка показателей себестоимости продукции

 

Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Показатели себестоимости классифицируются следующим образом:

- в зависимости от предмета – себестоимость единицы продукции (работ, услуг) или всего объема производства;

- в зависимости от объекта – себестоимость продукции цеха или предприятия;

- в зависимости от натуральной единицы измерения товара – себестоимость 1 штуки, 1 килограмма, 1 метра;

- по виду производственной программы – себестоимость валовой, товарной или реализованной продукции;

- по полноте затрат, включаемых в себестоимость продукции, – переменные и постоянные затраты, производственная и полная себестоимость;

- по структуре затрат, включаемых в себестоимость, – издержкоемкость (затраты на рубль товарной продукции), материалоемкость, зарплатоемкость. [6, с.84]

Цеховая себестоимость – это сумма затрат на изготовление продукции в данном цехе. Она включает в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности, прямые материальные затраты на производство продукции, амортизацию цехового оборудования, заработную плату основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатации цехового оборудования, общецеховые расходы.

Производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства.

Полная себестоимость включает производственные и коммерческие расходы, то есть расходы по сбыту продукции.

Кроме того различают нормативную, плановую и фактическую себестоимость. Нормативная – это максимально допустимые затраты на производство и сбыт продукции при научно-обоснованных нормах расхода живого и овеществленного труда. Плановая себестоимость может быть выше или ниже нормативной, так как в плановом периоде, в связи с достигнутым уровнем развития техники, технологии, нормы расхода живого и овеществленного труда могут быть выше или ниже тех, которые предусматривались на стадии составления проекта. Фактическая себестоимость – та, которая сложилась в отчетном периоде.

На предприятиях планируют и учитывают следующие показатели себестоимости:

- себестоимость единицы продукции (услуг);

- себестоимость товарной, реализованной продукции;

- себестоимость сравнимой товарной продукции (сравнимой продукцией считают ту, которая производилась в базисном периоде);

- затраты на один рубль товарной продукции.

Показатель себестоимости единицы продукции можно широко использовать для сравнения уровня затрат одинаковых изделий на разных предприятиях, что оказывает положительное воздействие на поиск резервов снижения затрат. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) отличается от себестоимости товарного выпуска на величину изменения себестоимости переходящих остатков нереализованной продукции. Для расчета используется формула

 

Ср= Он +Т – Ок,                                                        (3.1)

 

где Ср – себестоимость реализованной продукции, рубли;

Он – остатки нереализованной товарной продукции по производственной себестоимости на начало планируемого года, рубли;

Т – выпуск товарной продукции на планируемый год по полной себестоимости, рубли;

Ок – остатки нереализованной товарной продукции по производственной себестоимости на конец планируемого года, рубли [8, с.125-126].

Показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей товарной продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия. Это наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. К достоинствам этого показателя можно также отнести его динамичность и широкую сопоставимость. [10, с.240]


4 Анализ состава и структуры затрат на производство продукции

 

Затраты на производство промышленной продукции планируются и учитываются по первичным экономическим элементам и статьям расходов.

Группировка по первичным экономическим элементам позволяет разработать смету затрат на производство, в которой определяются общая потребность предприятия в материальных ресурсах, сумма амортизации основных фондов, затраты на оплату труда и прочие денежные расходы предприятия. В промышленности принята следующая группировка затрат по их экономическим элементам:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- расходы на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Соотношение отдельных экономических элементов в общих затратах определяет структуру затрат на производство. В различных отраслях промышленности структура затрат на производство неодинакова; она зависит от специфических условий каждой отрасли.

Группировка затрат по экономическим элементам показывает материальные и денежные затраты предприятия без распределения их на отдельные виды продукции и другие хозяйственные нужды. По экономическим элементам нельзя, как правило, определить себестоимость единицы продукции. Поэтому наряду с группировкой затрат по экономическим элементам затраты на производство планируются и учитываются по статьям расходов (статьям калькуляции).

Группировка затрат по статьям расходов дает возможность видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование и учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.

В промышленности применяется следующая номенклатура основных калькуляционных статей:

1)       сырье и материалы;

2)       покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;

3)       возвратные отходы (вычитаются);

4)       топливо и энергия на технологические цели;

5)       основная заработная плата производственных рабочих;

6)       дополнительная заработная плата производственных рабочих;

7)       отчисления в бюджет и внебюджетные фонды от средств на оплату труда;

8)       расходы на подготовку и освоение производства;

9)       износ инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы;

10)       общепроизводственные расходы;

11)       общехозяйственные расходы;

12)       потери от брака;

13)       прочие производственные расходы;

14)       коммерческие расходы.

Цеховая себестоимость равна: сумма по статьям 1 - 10. Производственная себестоимость равна сумме затрат на производство продукции: сумма по статьям 1-13. Полная себестоимость включает также коммерческие (внепроизводственные) расходы: сумма по статьям 1 - 14.

Полная себестоимость характеризует затраты предприятия не только на производство, но и на реализацию продукции. В себестоимости продукции они представлены следующими основными комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, или общепроизводственные, расходы, общезаводские, или общехозяйственные, расходы, непроизводственные, или коммерческие, расходы. Анализ этих расходов производится путем сравнения фактических их величин с прошлым уровнем прошедшего периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с прошлым годом, и какая наблюдается тенденция - роста или снижения. В процессе последующего анализа выясняются причины, вызвавшие абсолютные и относительные изменения затрат.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции