Анализ финансовой устойчивости коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:31, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Финансовая ситуация в стране, на данный момент, весьма стабильная, несмотря на отрицательные воздействия мировой глобализации, и находится на стадии не окончательного оздоровления. Это же относится и к банковскому сектору.
На данный момент состояние национального банковского сектора на много лучше по сравнению с прошлым годом, хотя как заключила Счетная палата РФ на экспертно-аналитическом мероприятии «Мониторинг антикризисных мер, принятых Правительством Российской Федерации в октябре-декабре 2008 г. и в 2009 г. в целях обеспечения устойчивости банковской системы в условиях перехода к инновационной модели экономики», ситуация в банковском секторе России остается сложной.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1. Основы анализа финансовой устойчивости кредитной организации.............................................................................7
1.1 Понятие финансовой устойчивости организации...........................................7
1.2 Методы расчета показателей финансовой устойчивости организации.......10
1.3 Методы анализа показателей платёжеспособности и ликвидности организации................................................................................................................19
2. Анализ финансовой устойчивости ОАО «Альфа-Банк»........................................................................................................................31
2.1 Характеристика ОАО «Альфа-банк».............................................................31
2.2 Анализ показателей ОАО «Альфа-Банк» за анализируемый период.........41
2.3 Заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «Альфа-Банк» за 2010 год.......................................................................................................54
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОАО «АЛЬФА-БАНК».......................................................58
3.1 Мероприятия по совершенствованию финансовой устойчивости ОАО «Альфа-Банк»............................................................................................................58
3.2 Кадровая политика ОАО «Альфа-Банк».......................................................63
3.3 Перспективы развития ОАО «Альфа-Банк»………………….....................72
Заключение.......................................................................................................76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................80
Приложения..................................

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 587.50 Кб (Скачать документ)

     Идеально  слаженную работу всех отделов и  подотделов банка, для эффективного увеличения прибыли, можно отследить в таблице 10.

Таблица 10 – Основные функции отделов ОАО «Альфа-Банк».

Правление банка
выработка стратегии развития банка,

разработка организационной  идеи и организационной структуры  банка,

принятие решений  по ключевым вопросам, возникающим в процессе оперативного управления банком,

открытие филиалов, отделений и представительств, назначение руководителей филиалов и представительств,

осуществление оперативного управления деятельностью банка (в рамках полномочий, оговоренных в уставе),

координация деятельности подчиненных структурных подразделений,

постоянная разработка предложений по улучшению качества обслуживания клиентов, привлечение  клиентов,

контроль за разработкой новых банковских продуктов,

принятие оперативных  решений по управлению активами банка,

контроль за исполнением распоряжений членов правления  банка.

Управление кредитования
разработка новых схем кредитования,

оценка рисков,

оценка заложенного  имущества,

проверка сохранности  заложенного имущества,

проверка кредитной истории заемщика,

анализ балансов заемщика, а также контроль за финансовым состоянием заемщика в период использования  кредита.

Юридический отдел
разработка договорной базы деятельности банка,

оформление распоряжений и приказов председателя правления,

оформление протоколов заседания совета и правления  банка,

представление интересов банка в судах и арбитражах,

контроль за правильностью оформления договоров  любым структурным подразделением банка,

визирование любой исходящий корреспонденции, касающейся любых операций или предложений со стороны банка,

представление в судах и арбитражах интересов  клиентов банка.

Управление  валютой
обслуживание расчетных операций клиентов с использованием  иностранной валюты или валютных ценностей,

покупка-продажа  наличной и безналичной иностранной валюты и валютных ценностей за счет банка, а также за счет и по поручению клиента,

привлечение межбанковских  депозитов в иностранной валюте,

предоставление  кредитов банкам-нерезидентам в иностранной  валюте и т.д.

Продолжение таблицы 10

Управление ценными бумаги
покупка-продажа государственных, корпоративных ЦБ от имени банка, а также за счет и по поручению клиентов,

осуществление доверительного управления пакетом  ЦБ и денежных средств клиентов с  разработкой стратегий управления,

аналитическая поддержка принимаемых клиентами самостоятельных решений, разработка схем

Управление межбанковских отношений
заключение договоров на сотрудничество на рынке МБК,

расширение круга  надежных партнеров на данном рынке,

привлечение-размещение МБК,

проведение операций типа СПОТ,

развитие системы  к\с типа ЛОРО и НОСТРО,

оценка балансов потенциальных контрагентов,

слежение за динамикой балансов потенциальных  контрагентов,

вынесение на рассмотрение кредитного комитета предложений по установлению непокрытых лимитов на того или иного контрагента. 

Управление автоматизации и административно-хозяйственное управление
установка и поддержание в рабочем состоянии телефонных линий, компьютеров, телефонов, телефаксов, автомашин (АХУ),

планирование потребности банка в новых компьютерах, машинах, телефонах, телефонных линиях, расходных материалах, мебели и т.д.

установка и поддержка программного обеспечения,

разработка программного обеспечения по заказам структурных подразделений банка,

обеспечение безопасности помещения и сотрудников банка,

обеспечение личной безопасности руководства банка,

осуществление контрольно-пропускного режима в зданиях банка,

предоставление клиентам услуг по инкассации денежных средств и иных товарно-материальных ценностей,

проверка информации, представленной потенциальными заемщиками и остальными клиентами банка,

контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка сотрудниками банка,

контроль за соблюдением режима конфиденциальности,

контроль за «чистотой» работы сотрудников банка. 

Бухгалтерия
оперативный и безошибочный учет всех операций банка,

составление отчетных документов в контролирующие органы.

 

     Устойчивость  организации, функционирующей в  рыночной экономике,

     является  одним из важнейших факторов оценки ее конкурентоспособности.

     Финансовая  устойчивость предприятия является одной из ключевых характеристик  финансового состояния, представляя  собой наиболее емкий, концентрированный  показатель, отражающий степень безопасности вложения средств в это предприятие. Это свойство финансового состояния, которое характеризует финансовую состоятельность предприятия. Управление финансовой устойчивостью является важной задачей менеджмента на всем протяжении существования предприятия с целью обеспечить независимость от внешних контрагентов (внешняя финансовая устойчивость – устойчивость отвечать по своим долгам и обязательствам) и рациональность покрытия активов источниками их финансирования (внутренняя финансовая устойчивость).

     Финансовая  устойчивость Альфа-Банка остается на высоком уровне. Отчасти это объясняется политикой банка, отраженной в слогане его новой рекламной кампании — «Честным быть выгодно». Альфа-Банк демонстрирует максимально реалистичную отчетность по тем же просроченным кредитам. Сейчас банкам не возвращено около 5,7% ранее выданных кредитов, а к концу года эта цифра может вырасти до 10%. Хотя в реальности нужно будет добавить еще 5%, которые банки скрывают. Причем последнее характерно не только для России, но и для всего мира. Так что честность — залог стабильности. А вторая причина устойчивого положения Альфа-Банка — агрессивная политика при формировании финансовых резервов.

     Успех Альфа-Банка - это увеличение объемов кредитования малого бизнеса, расширение сети отделений и инвестиции в перспективные проекты. 

     3.2 Кадровая политика ОАО «Альфа-Банк» 

     Управление  кадровой политикой оказывает непосредственное влияние на качество и эффективность  работы банка. Качество обслуживания клиентов банка – лицо любого банка, а достижение высокого качества невозможно без соответствующей политики подбора кадров, так как задачи, решаемые персоналом банка, по плечу только людям со специальной подготовкой.

     Несмотря на то, что умение персонала банка обходительно отнестись к любому его клиенту входит в понятие качества обслуживания, должно быть поставлено на отдельное место, так как наряду с качеством является визитной карточкой банка и выполнение данной цели является тоже задачей службы по работе с персоналом, без данного компонента эффективная работа банка практически невозможна.

     Активные операции банка на современном уровне, а, следовательно, и уровень дохода, получаемого банком, напрямую зависят от квалификации сотрудников, занимающихся данной работой. По данным социологических обследований, до 1997 г. в системе повышения квалификации преобладали финансовые служащие, занятые в государственных (или полугосударственных) учреждениях. Соотношение с частным сектором составляло 2 : 1. Однако к середине 1998 г. произошло структурное перераспределение. И уже банковские служащие, повышающие качество своей подготовки, составили 6 : 1 по отношению к государственному сектору.

     Существуют  различные модели СОК, в том числе:

     Модель  системы контроля качества, которая  предполагает постоянную самопроверку или самоконтроль трудового процесса.

     Как показывает опыт, 80–90% всех ошибок при использовании этой модели объясняются организационными недостатками (ошибками системы) и только 10–20% – ошибками работников (так называемые случайные ошибки), поэтому эту модель можно использовать только для частичного решения проблемы качества, а не для решения проблемы в целом.

     Модель  обеспечения качества, при которой  осуществляется планирование качества, чтобы предусмотреть риск появления  ошибок и предупредить их; модель позволяет  избавиться от большей части системных  ошибок, хотя и не предполагает активного включения в «борьбу за улучшение качества» всех сотрудников и перенесения ответственности вниз. Эта модель недостаточна для придания качеству ведущей роли.

     Модель  управления тотальным качеством (УТК), которая предполагает привлечение сотрудников к разработке программ улучшения и планирования качества, чтобы расширить их участие в работе и повысить роль человека. Банки, разрабатывающие долгосрочную стратегию обеспечения качества, используют исключительно модель УТК. Вопреки распространенному мнению УТК является не только теоретической концепцией управления качеством, но и методом управления. Модель УТК не пренебрегает и такими показателями, как производительность труда, эффективность во всех ее проявлениях.

     УТК является по сути управлением социотехнической системой  банка, важнейшими принципами которой являются следующие:

     Клиент  – ключевая фигура, при этом внутренний клиент (например, служба персонального  менеджмента)  рассматривается как  внешний.

     Улучшение качества является предпосылкой для других улучшений, т.е. качество обладает абсолютным приоритетом.

     Все участвующие в обеспечении качества стороны должны подтверждать свои аргументы  фактами.

     Все операции являются составной частью процесса управления, в которых все  участники взаимодействуют в целях устранения слабых мест.

     Все меры по достижению качества должны быть объединены в один цикл постоянного  улучшения. 

     Характер  конкретных действий по созданию СОК  зависит от таких специфических  для каждого банка факторов, как  уровень развития организации, восприимчивость сотрудников  к изменениям и повышению качества, объемы предложения услуг. Кроме того, следует учитывать размеры банка, кадровые и финансовые условия, особенности политики качества, масштабы внешней поддержки и стратегию введения СОК (для всего банка и для ключевых областей).

     Значительное  место в стандартах  качества занимают рекомендации по вовлечению всех участвующих в предоставлении банковских услуг в работу по обеспечению  качества –  в так называемые кружки качества. Эти кружки занимаются вопросами маркетинга, приобретения оборудования и дополнительных услуг (программного обеспечения и пр.), планирования качества, проверки качества (сравнение требуемого и фактического качества) и управления качеством, включающего меры, направленные в первую очередь на то, чтобы по результатам проверки вносить изменения в методы работы или организацию структуры банка и сферы контактов.

     Кружки  качества включают группу лиц, компетентных в определенной области, собравшихся  добровольно для разработки выбранных ими проблем банковской деятельности. Кружки качества могут способствовать достижению поставленных задач политики качества только при наличии ряда технических и социальных предпосылок:

     предложения о развитии концепции качества необходимо представлять руководству банка;

     принимая  решения о стратегических изменениях, следует информировать о них  производственный совет;

     о любых изменениях в банке необходимо информировать всех сотрудников;

     следует создавать пилотные кружки качества (например, в области операций с ценными бумагами, в кредитной сфере), обучать их членов технике анализа и творчества, обеспечивать материальные предпосылки (помещение, протоколирование, публикация результатов), проводить заседания и по их результатам принимать решения.

Информация о работе Анализ финансовой устойчивости коммерческих банков