Анализ финансовых результатов ОАО «Агрофирма «Вельская»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Прибыль – важнейший показатель эффективности работы предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. Вопросы формирования, анализа и использования финансовых результатов остаются не до конца проработанными как в нормативном, так и в методологическом аспекте, что обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО «Агрофирма «Вельская».
Предметом исследования являются финансовые результаты предприятия.
Основными целями анализа финансовых результатов деятельности являются:
-анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;
- факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
-анализ финансовых результатов деятельности предприятия от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности ;
- анализ взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли;
- выявление резервов роста прибыли и разработка мероприятий по их использованию.
В процессе выполнения курсовой работы необходимо выполнить следующие задачи:
- анализировать финансовое состояние предприятия;
- разработать пути повышения эффективности деятельности предприятия и определить комплекс мер, направленных на решение выявленных проблем.
Для написания работы использовались следующие методы:
аналитический;
статистический;
табличный;
математический;
метод сравнения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили учебная литература, периодические издания, финансовая отчетность ОАО «Агрофирма «Вельская» за 2008-2010 года.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
1.Теоретические основы анализа финансовых результатов хозяйствующего субъекта…………………………..
2. Производственно-экономическая характеристика ОАО «Агрофирма «Вельская»……………………………………………………
3. Анализ финансовых результатов ОАО «Агрофирма «Вельская»………………………………………………………………………
3.1 Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли………………
3.2 Анализ факторов изменения финансовых результатов……………………
3.3 Факторный анализ прибыли от продаж……………………………………..
3.4 Анализ рентабельности………………………………………………………
4.Разработка предложений по повышению финансовых результатов ОАО «Агрофирма «Вельская»…………………………..
Выводы……………………...……………………………………………………
Список литературы………………………………………………………….
Приложения…………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

ФИА.docx

— 104.87 Кб (Скачать документ)

Для расчета  влияния внутренних факторов первого  порядка просчитываются все доходы и расходы предприятия в базисном и отчетном периодах,  и определяется влияние изменения каждого вида доходов и расходов на изменение различных видов прибыли. Изучается динамика показателей.

В соответствии с отчетом о прибылях и убытках (форма № 2), в общую сумму доходов  включаются: выручка; проценты к получению; доходы от участия в других организациях; прочие операционные доходы; внереализационные доходы; отложенные налоговые обязательства.

К общей сумме  расходов относятся: себестоимость  проданных товаров, продукции, работ, услуг; коммерческие расходы; управленческие расходы; проценты к уплате; прочие операционные расходы; внереализационные расходы; отложенные налоговые активы и текущий налог на прибыль.

Необходимо  рассмотреть методику расчета влияния  внутренних факторов первого порядка (наличие различных видов доходов  и расходов) на прибыль, анализируя изменение доходов и расходов за период в относительном выражении.

При изучении влияния внутренних факторов первого  порядка на прибыль целесообразно  охарактеризовать основные соотношения доходов, расходов и финансовых результатов и их динамику.

Необходимо  рассчитать:

- величину расходов на 1 рубль  доходов организации( расходы периода/доходы периода);

- величину доходов на 1 рубль   расходов организации ( доходы периода/расходы периода);

- расходы по основной деятельности  на 1 рубль выручки от продажи  продукции

((себестоимость + коммерческие  расходы +управленческие расходы)/  выручка);

- доля доходов от основной  деятельности в общей сумме  доходов организации (выручка  /доходы периода);

-  величину чистой прибыли  (доходы периода- расходы периода).

Как правило, основным видом прибыли, определяющим финансовые результаты организации, является прибыль от продаж, поэтому особое внимание при изучении финансовых результатов  уделяется факторному анализу именно этой прибыли.

Прибыль от продаж представляет собой конечный результат деятельности предприятия  не только в сфере производства, но и в сфере обращения. Формализованный  расчет прибыли от реализации продукции (PQ) можно представить в виде:

PQ=Qp -S-K (1.1)

QP – выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ (за минусом акцизов, НДС и аналогичных обязательных платежей);

S – себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг;

K – коммерческие расходы.

Важнейшими  условиями роста прибыли от продаж являются увеличение объема производства, обеспечение ритмичности отгрузки продукции, снижение ее себестоимости, оптимизация запасов готовой  продукции на складах и своевременная  ее оплата покупателями.

На динамику суммы прибыли от продаж могут  оказать влияние изменение объема, структуры и полной себестоимости  реализованной продукции, а также  ее оптовых цен.  Увеличение объема реализации рентабельной продукции  приводит к увеличению массы прибыли.  Влияние изменения объема реализации на сумму прибыли можно определить по формуле:

  ,       (1.2)

где ∆ - прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения объема реализации;

Р0 – прибыль предыдущего года;

К1,2 – коэффициент изменения объема реализации.

На прибыль  от реализации оказывают влияние  сдвиги в структуре и ассортименте товаров, продукции, работ, услуг, поскольку  их рентабельность неодинакова. При  увеличении доли изделий и видов  работ, услуг с рентабельностью  выше средней по предприятию сумма  прибыли увеличивается.  Влияние  на прибыль ассортимента и структуры  реализации (оборота) по сравнению с  прошлым годом можно определить по формуле:

∆Рс = Р1,0 – Р0 * К1,0 ,   (1.3)

где  ∆Рс – прирост прибыли в результате изменения структуры и ассортимента продукции;

Р1,0 –прибыль, полученная от фактически реализованной продукции в отчетном году в ценах и по себестоимости предыдущего года.

Существенное  влияние на сумму прибыли может  оказать изменение полной себестоимости  реализации товаров, продукции, работ, услуг. Между уровнем себестоимости и размером прибыли наблюдается обратная зависимость : снижение себестоимости приводит к увеличению суммы прибыли и наоборот. Это связано с тем, что сумма прибыли определяется  как разность между стоимостью реализованных товаров, продукции, работ, услуг в оптовых ценах и их полной себестоимостью [4].

Влияние изменения  себестоимости на сумму прибыли  определяется путем сравнения величины объема реализации отчетного года, рассчитанного по себестоимости  отчетного и предыдущего года:

∆Р z= S1- S1,0,   (1.4)

где  ∆Р- прирост (уменьшение) себестоимости;

  S1 – фактическая полная себестоимость реализации отчетного года.

Влияние прибыли  находится в прямой зависимости  от изменения оптовых цен на товары, продукцию и тарифов на работы и услуги. Влияние на прибыль изменения  оптовых цен и тарифов определяется путем сравнения объемов реализованных  в отчетном году товаров, продукции, работ, услуг  в действующих ценах  и тарифов предыдущего года:

∆Рz = , (1.5)

 

где ∆Рz – прирост (уменьшение ) прибыли;

 – фактический объем  реализации за отчетный год  в действующих ценах.

Эффективность хозяйственной деятельности организации  определяется не только размером, но и  уровнем прибыли, который, как отмечалось выше, показывает, какой размер прибыли приходится на 1 рубль выручки. Следовательно, чем выше уровень прибыли, тем эффективнее работает предприятие. При росте уровня прибыли предприятие получает так называемый «дополнительный эффект», а при снижении - «упускает выгоду». Величина дополнительного эффекта или упущенной выгоды в результате изменения уровня прибыли рассчитывается путем умножения изменения рентабельности продаж (уровня прибыли) на величину фактической выручки отчетного периода.

, (1.6)

где  Д -дополнительный эффект;

        У -упущенная выгода;

        Р -уровень прибыли или рентабельность продаж соответственно в отчетном и прошлом периодах;

        В -выручка в отчетном периоде.

Предложенный  подход позволяет определить факторы, положительно и отрицательно повлиявшие на прибыль, установить причины ее отрицательного изменения и разработать конкретные меры по их устранению и обеспечению  повышения доходности организации.

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность.  Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность, изменяемую в процентах к затратам средств или имущества. Рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к конкретным видам средств или результатам деятельности, обеспечивающим ее получение.

Для оценки эффективности финансово-экономической  деятельности организации могут  быть  использованы различные показатели рентабельности:

  1. Рентабельность основной деятельности (издержек)

             (1.7)

 

Показывает, сколько копеек прибыли от продаж получено в расчете на 1 рубль  затрат, вложенных в производство и реализацию продукции, работ, услуг. Характеризует эффективность потребленных ресурсов.

  1. Рентабельность продаж

2.1 Рентабельность  продаж по прибыли от продаж 

     (1.8)

Показывает, сколько копеек прибыли (убытка) от продаж содержится в каждом рубле выручки от реализации. Рекомендуется рассчитывать по видам деятельности и видам продукции, что устанавливает влияние производства и сбыта отдельных видов продукции на общую рентабельность продаж в условиях сложившейся структуры производства.

2.2 Рентабельность  продаж по прибыли до налогообложения

 *100%        (1.9)

 

Показывает, сколько копеек прибыли (убытка ) до налогообложения содержится в каждом рубле выручки от реализации.  Сравнение уровней рентабельности продаж по прибыли от продаж и по прибыли до налогообложения отражает влияние сальдо прочих доходов и расходов на уровень доходности деятельности предприятия. Оно может быть и положительным, и отрицательным.

2.3 Рентабельность  продаж по чистой прибыли

*100%

 Показывает, сколько копеек чисто прибыли содержится в 1 рубле выручки от реализации.  Это общий, наиболее важный показатель. Характеризует доходность предприятия от всех видов деятельности и с учетом налогооблагаемой прибыли.  Уровень показателя зависит от отраслевой принадлежности. Различия в значении показателя рентабельности продаж в рамках одной отрасли определяются эффективностью управления на конкретном предприятии. Таким образом, показатель используется для оценки качества менеджмента. Рентабельность продаж зависит от структуры капитала. При прочих равных условиях рентабельность продаж будет тем больше, чем значимей величина платных заемных источников ( чем больше сумма процентов уплаченных). 

  1. Рентабельность совокупных активов (имущества, капитала):
    1.   по прибыли до налогообложения

* 100%     (1.10)

 

Отражает  эффективность использования имущества  в целом и показывает, сколько копеек прибыли до налогообложения получено в расчете на 1 рубль среднегодовой стоимости имущества. Если уровень ниже процентной ставки по долгосрочным кредитам, то ситуация оценивается отрицательно. Также этот показатель характеризует эффективность авансируемых ресурсов.

    3.2.    по чистой  прибыли

* 100%     (1.11)

 

Показывает, сколько копеек чистой прибыли получено в расчете на 1 рубль среднегодовой стоимости имущества.   Характеризует прибыльность или эффективность использования всех активов, сформированных за счет собственных источников.

  1. Рентабельность долгосрочных активов по чистой прибыли 

*100%  (1.12)

Показывает, сколько копеек чистой прибыли приходится на 1 рубль среднегодовой стоимости  основных средств и прочих внеоборотных активов.

 

  1. Рентабельность текущих активов по чистой прибыли   

   (1.13)

Показывает, сколько копеек прибыли приходится на 1 рубль среднегодовой стоимости текущих активов.

  1. Рентабельность производственных фондов по чистой прибыли

      *100%     (1.14) 

Характеризует эффективность использования имущества  производственного назначения. Показывает, сколько копеек чистой прибыли приходится на 1 рубль производственных фондов.

                                                           

  1. Рентабельность собственного капитала:
    1. по прибыли до налогообложения

     (1.15)

 

Показывает, сколько копеек прибыли до налогообложения приходится на 1 рубль среднегодовой величины собственного капитала.

    1. по чистой прибыли

       (1.16)

Позволяет оценить влияние наличия  заемных средств и их величины в расчете на 1 рубль  собственных  средств на эффективность использования  собственных источников.

  1. Рентабельность общих (долгосрочных) инвестиций (перманентного капитала)

              (1.17)

 

Показывает, какую прибыль получило предприятие  на 1 рубль денежных средств, инвестированных  на долгосрочной основе. Показатель косвенно характеризует эффективность управления финансами фирмы.

 Показатель рентабельности рассчитываются в динамике и анализируются за ряд периодов. Фактические значения следует сравнивать со среднеотраслевыми значениями и значениями предприятий- конкурентов, так как теоретические нормативы у показателей рентабельности отсутствуют. Большее внимание уделяется динамике изменения показателей.  Увеличение показателей рентабельности в динамике оценивается положительно и свидетельствует о повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

С помощью  перечисленных выше показателей  рентабельности можно проанализировать эффективность использования активов  предприятия, т.е. финансовую отдачу от вложенных капиталов. Они активно  участвуют в процессах анализа  финансово-хозяйственной деятельности предприятий, финансовом планировании, выработке управленческих решений, принятии решений потенциальными кредиторами  и инвесторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Производственно-экономическая характеристика ОАО «Агрофирма «Вельская»

 

Открытое  акционерное общество «Агрофирма «Вельская» учрежден в соответствии с Законом  РФ от 26.12.1995 года ( № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Организационно  – правовая форма предприятия  – открытое акционерное общество. ОАО «Агрофирма «Вельская»  расположено  по адресу: 165150, Архангельская область, Вельский район, деревня Дюковская, д. 21, корп. А.

ОАО «Агрофирма «Вельская» образовано в результате реорганизации Вельского совхоза – техникума и зарегистрировано ЕГРЮЛ 18.05.2005 года за основным государственным номером 1054500554623 (Свидетельство серия 29 ГЮ 000930915), выданное Министерством РФ по налогам и сборам.

Землепользование  ОАО «Агрофирма «Вельская» находится  в Вельском районе Архангельской  области. Административно-хозяйственный  центр Агрофирмы находится в  деревне Дюковская. Расстояние до областного центра составляет 600 км. Связь с  ним осуществляется по трассе М8: Архангельск-Москва с асфальтно - бетонным покрытием. Связь  с хозяйственными центрами, фермами, населенными пунктами осуществляется по профилированным дорогам с  асфальтно – бетонным покрытием, а также по дорогам с песчано  – гравийным покрытием. Общая  протяженность этой дорожной сети равна 91 км. Деятельность хозяйства направлена на разведение молочно-товарного животноводства. Общая площадь 6046 га. Землепользование состоит из 5 участков. Распаханность  составляет  25, 75% или 4263 га. Средний  размер контура пашни равен среднему размеру по району и составляет 6,4 га. Сенокосы занимают площадь 1247 га. Пастбища занимают площадь 596 га. Площадь леса занимает 8964 га. Площадь прудов и водоёмов - 102 га. Орошенные земли - 164 га, осушенные – 1355 га. Все сенокосные и пастбищные угодия являются мелкоконтурными. В целом спокойный слабоволнистый рельеф местности и площади сельхозугодий позволяют производительно использовать современную технику. Район, в котором расположено хозяйство, характеризуется умеренно-континентальным климатом.

Информация о работе Анализ финансовых результатов ОАО «Агрофирма «Вельская»