Анализ финансовых результатов ОАО «Агрофирма «Вельская»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Прибыль – важнейший показатель эффективности работы предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. Вопросы формирования, анализа и использования финансовых результатов остаются не до конца проработанными как в нормативном, так и в методологическом аспекте, что обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО «Агрофирма «Вельская».
Предметом исследования являются финансовые результаты предприятия.
Основными целями анализа финансовых результатов деятельности являются:
-анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;
- факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
-анализ финансовых результатов деятельности предприятия от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности ;
- анализ взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли;
- выявление резервов роста прибыли и разработка мероприятий по их использованию.
В процессе выполнения курсовой работы необходимо выполнить следующие задачи:
- анализировать финансовое состояние предприятия;
- разработать пути повышения эффективности деятельности предприятия и определить комплекс мер, направленных на решение выявленных проблем.
Для написания работы использовались следующие методы:
аналитический;
статистический;
табличный;
математический;
метод сравнения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили учебная литература, периодические издания, финансовая отчетность ОАО «Агрофирма «Вельская» за 2008-2010 года.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
1.Теоретические основы анализа финансовых результатов хозяйствующего субъекта…………………………..
2. Производственно-экономическая характеристика ОАО «Агрофирма «Вельская»……………………………………………………
3. Анализ финансовых результатов ОАО «Агрофирма «Вельская»………………………………………………………………………
3.1 Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли………………
3.2 Анализ факторов изменения финансовых результатов……………………
3.3 Факторный анализ прибыли от продаж……………………………………..
3.4 Анализ рентабельности………………………………………………………
4.Разработка предложений по повышению финансовых результатов ОАО «Агрофирма «Вельская»…………………………..
Выводы……………………...……………………………………………………
Список литературы………………………………………………………….
Приложения…………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

ФИА.docx

— 104.87 Кб (Скачать документ)

 

Из данных таблицы следует, что чистая прибыль  по отношению к предшествующему  периоду увеличилась на  20,40% или  на 7010 тыс.руб. , выручка от продажи товаров, работ, услуг –на 25,09% или на 37116 тыс.руб.  В динамике финансовых результатов можно отметить следующие изменения. Произошло увеличение себестоимости проданных товаров, работ, услуг на 23,14 % или на 1828 тыс.руб.  Изменение удельного веса себестоимости на продукцию в выручке уменьшилось на 1,57%. Темп роста прибыли от продаж (103,65) ниже темпа роста выручки (125,09). Следовательно, основная деятельность предприятия в 2010 году была не достаточно эффективна.

Отношение прибыли  от продаж к выручке показывает, что 1,57% от каждого рубля продаж может  быль направлено на формирование прибыли  от продаж.

Сопоставление динамики таких показателей, как  отношение прибыли до налогообложения  к выручке и отношение прибыли  от продаж к выручке позволяет  увидеть влияние статей прочих доходов  и расходов на формирование прибыли  до налогообложения. За 2010 год влияние  ослабло на 1,47%, что говорит о  повышении стабильности полученного  конечного результата.

Отношение чистой прибыли к выручке отражает, что воздействие доходов и расходов на рентабельность от продаж уменьшилось на 0,87%.

Так как у  ОАО «Агрофирма «Вельская»  отсутствуют  чрезвычайные доходы и расходы, то можно  сделать вывод о том, что высока вероятность стабильности увеличения финансовых результатов.

Далее рассчитаем сумму дополнительно полученной прибыли от продаж (или упущенной  выгоды)  в результате изменения  уровня рентабельности реализованной  продукции.

 

Величина дополнительно полученной прибыли от продаж =

Расчет:

Rent1 =%

Rent0 =%

∆Rent=7,04-8,35=-1,33%

Величина упущенной выгоды = тыс.руб.

Из данного расчета следует, что снижение рентабельности на 1,33 приводит к уменьшению прибыли на 2647,52 тыс.руб.

Рассчитаем общее изменение  прибыли от продаж(∆П)

Общее изменение прибыли от продаж = прибыль от продаж отчетного года – прибыль от продаж базисного  года

Расчет : (-14010)-(-13517)= -493 тыс.руб.

Рассчитаем влияние фактора  «Выручка от продаж»(∆П1)

Оценка влияния изменения выручки  на прибыль =

Расчет: = -3392,40 тыс.руб.

Рассчитаем влияние фактора  «Себестоимость реализации» (∆П2)

Оценка влияния изм-я ур.себест.на прибыль =

Расчет:

∆П= ∆П1+∆П2

Расчет: -493 = (-3392,40)+2905,32

             -493= -493

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Анализ факторов изменения финансовых результатов

 

Рассмотрим  методику расчета влияния внутренних факторов первого порядка (наличие  влияния различных видов доходов  и расходов) на прибыль по данным отчета о прибылях и убытках, проанализированных в таблице 3.2.1.

 

Таблица 3.2.1 - Доходы и расходы ОАО «Агрофирма «Вельская» за 2009-2010гг.

 

Показатели

2009 год

2010 год

Изменение показателей

тыс.руб.

в % к общей сумме

тыс.руб.

в % к общей сумме

тыс. руб.

в % к общей сумме

Доходы

Выручка

147936

70,71

185052

72,05

37116

77,92

Прочие  доходы

61285

29,29

71804

27,95

10519

22,08

Итого

доходов

209221

100

256856

100

47635

100

Расходы

Себестоимость

161453

92,34

199062

92,38

37609

92,58

Прочие  расходы

13363

7,64

16417

7,62

3054

7,52

Текущий налог на прибыль

38

0,02

-

-

38

0,09

Итого расходов

174854

100

215479

100

40625

100

Прибыль

384075

-

472335

-

88260

-


 

Рост общей  суммы доходов предприятия составило 47635  тыс. руб. или 122,76%.  На долю прочих операционных доходов приходится 22,08% общей величины доходов, поэтому  их изменение значительно повлияло на общую сумму доходов.

Расходы предприятия  в отчетном периоде росли менее  высокими темпами по сравнению с  доходами – прирост составил 23,23%, что произошло за счет увеличения темпов роста себестоимости на 92,58%. 

Величина  расходов на 1 руб. доходов в 2009 году составила 0,84 руб., в 2010-0,85 руб. Расходы в расчете на 1 руб. доходов увеличились на 1 копейку. Соответственно изменился показатель доходов на рубль расходов. Его уменьшение составило  1 копейку (2009 г.-1,20 руб.; 2010 г.- 1,19 руб.).

Расходы по основной деятельности на 1 руб. выручки  составили в прошлом году – 1,09 руб., в отчетном – 1,08 руб.  В отчетном году уровень затрат по основной деятельности снизился на 0,01 копеек. Доля доходов от основной деятельности в общей сумме доходов предприятия в 2009 году составляла 70,71, в 2010 – 72,05 , стала выше  на  1,34%. Сумма чистой прибыли возросла на 88260 тыс. руб.

Положительно  на увеличение чистой прибыли повлияли:

- рост выручки – на 37116 тыс.руб. ;

- увеличение прочих операционных доходов – на 10519 тыс. руб. (в 1,17 раза).

Итого: 47635 тыс. руб.

Отрицательное влияние на чистую прибыль оказали:

- увеличение себестоимости – на 37609 тыс. руб. ( на 1,23%);

- увеличение прочих операционных расходов – на 3054 тыс. руб. ; 

- уплата налога на прибыль – на 40625 тыс. руб.

Итого: 40625 тыс. руб.

Совокупное  влияние факторов:

47635-40625=7010 тыс.руб.

Далее рассмотрим влияние внутренних факторов второго  порядка на сумму прибыли на основе данных сводной таблицы показателей прибыли (приложение 4).

Абсолютное  изменение прибыли от продаж составляет:

~

П= -14010-(-13517)=-493 тыс.руб.

Относительное изменение прибыли от продаж:

-493/-13517*100=3,65%

Темп роста  прибыли (103,65%) ниже темпа роста выручки (125,09%). Следовательно, основная деятельность ОАО «Агрофирма «Вельская»  в 2010 году была не  достаточно эффективна.

Сравнить  с раб тетрадью

Рассчитаем  влияние факторов на сумму прибыли  от продаж, к которым относятся:

1. Выручка:

~∆В=((185052-147936)*7,04)/100=2612,97 тыс. руб.

где рентабельность продаж равна =7,04 %.

В результате роста выручки на 37116 тыс. руб. при удельном весе  7,04% прибыли  в выручке произошло увеличение  прибыли от продаж на 2612,97 тыс. руб.

- уровень себестоимости  (затраты в расчете на 1 руб.  выручки):

∆УС=

Снижение  расходов на 1 руб. выручки на 1,57 копеек позволило получить дополнительную прибыль в сумме 1850,520тыс. руб.

Итак, рост прибыли от продаж обеспечен  снижением себестоимости на 1,57 копеек в расчете на 1 рубль выручки, несмотря на снижение прибыли от продаж  на 2612,97 тыс. руб.

 

3.3 Факторный анализ прибыли от  продаж

Прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг представляет собой конечный финансовый результат деятельности предприятия не только в сфере  производства, но и в сфере обращения. Формализованный расчет прибыли  от реализации продукции [3]:

PQ=Qp – S – K,                             (3.3.1)

где  Qp – выручка (нетто ) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

S – себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг;

K – коммерческие расходы.

В ОАО «Агрофирма «Вельская»  убыток от продаж составил 14010 тыс.руб.

Важнейшими  условиями роста прибыли от реализации являются увеличение объема, обеспечение  ритмичности производства и отгрузки продукции, снижение ее себестоимости, повышение ее качества и конкурентоспособности, оптимизация запасов готовой  продукции на складах, своевременная  оплата покупателями заказанной ими  продукции, применение прогрессивных  форм расчетов за продукции [4].

Фактически  полученная в отчетном периоде в  процессе реализации прибыль может  отличаться от прибыли за прошлый  период или плановой в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов. В связи с этим в анализе  важно дать не только общую оценку динамики и выполнения плана по прибыли  от реализации товаров, продукции, работ, услуг, но и всесторонне изучить  факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них.

Основными факторами, влияющими на сумму прибыли являются:

- изменение объема продаж;

- изменение ассортимента реализованной  продукции;

- изменение себестоимости продукции;

- изменение цены реализации  продукции.

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений [8].

Для проведения анализа составим аналитическую  таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и  отчета о прибылях и убытках предприятия.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.3.1 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж

 

Показатели

2009 г., тыс.руб.

2010 г., тыс.руб.

Абсолютное изменение, тыс.руб.

Относительные изменения, %

Выручка от продажи продукции, работ, услуг

147936

185052

37116

25,09

Себестоимость

161453

199062

-2391

-1,48

Прибыль (убыток) от продаж

-13517

-14010

-493

3,65


Определим влияние факторов на сумму  прибыли агрофирмы  следующим  образом.

1. Для определения влияния объема  продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.

Выручка от реализации товаров предприятия  в отчетном периоде составила 185052 тыс. руб., для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (185052/1,15), который составил 160914,78 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 108,77% (160914,78/147936*100%), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции  на 8,77%. За счет увеличения объема продажи  продукции прибыль от продажи  продукции, работ, услуг увеличилась  на 1189,50 тыс.руб.  (13517 * (0,088) = 1189,50 тыс. руб.)

Необходимо отметить что, основная методическая сложность определения  влияния объема продаж на прибыль  предприятия связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги рассчитывается путем  деления объема реализации отчетного  периода на индекс изменения цен  реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного  периода [6].

2. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного  периода, можно определить с некоторой  долей условности следующим образом:

- выручка от продажи отчетного  периода в ценах базисного  периода 160914,78 тыс. руб.;

- фактически реализованная продукция,  рассчитанная по базисной себестоимости  (161453*1,088) = 175660,86 тыс. руб.;

- прибыль отчетного периода,  рассчитанная по базисной себестоимости  и базисным ценам (160914,78-175660,86) = -14746,08 тыс. руб.

Таким образом, влияние сдвигов  в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

-14746,08 – (13517*1,088) = -29452,58 тыс. руб.

3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: 199062 – (161453*1,088) = 23401,14 тыс.руб.

 Себестоимость реализованной  продукции увеличилась, следовательно,  прибыль от продажи продукции  снизилась на ту же сумму.

4. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:

185052-160914 = 24137,22  тыс. руб.

Подводя итог, посчитаем общее влияние  всех перечисленных факторов:

Информация о работе Анализ финансовых результатов ОАО «Агрофирма «Вельская»