Анализ продаж продукции на примере компании ООО «Колбаса Торг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание

Целями данной работы являются:
изучение способов ведения учета продаж продукции;
исследование методов анализа показателей, характеризующих объемы продаж продукции;
оценка эффективности работы предприятия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
изучить основы бухгалтерского учета в части учета продажи продукции;
рассмотреть правила документального оформления продаж, ознакомиться с формами первичных документов;
оценить показатели объёмов реализации, динамики, структуры продукции;
выявить влияния отдельных факторов на финансовые результаты от реализации продукции;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы анализа продаж услуг 4
1.1. Нормативно-правовая база по учету продаж продукции 4
1.2. Роль и задачи бухгалтерского учета и анализа продаж продукции 6
1.3. Организация бухгалтерского учета продаж продукции 9
Глава 2. Анализ продаж услуг компании ООО«Колбаса Торг» 18
2.1. Экономическая характеристика условий и результатов производственной деятельности компании 18
2.2. Анализ показателей продажи продукции в компании 21
2.3. Пути совершенствования учета продаж продукции 34
Заключение 36
Использованная литература 38

Работа состоит из  1 файл

Ильягуева З.Г. - Финансовый анализ.docx

— 162.13 Кб (Скачать документ)

На основании данных таблицы 4 определим, сколько процентов составляет оборот (выручка от продаж) отчетного периода в отношении к предшествующему периоду.

Таблица 4. Динамика реализации продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем реализации, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

2010

341 486

100,0

100,0

2011

404 970

118,6

118,6

2012

459 695

134,6

113,5


 

Из таблицы видно, что  за последние 3 года объем реализации продукции вырос на 34,6% (134,6% - 100%).

Рассчитаем среднегодовой  темп роста (прироста) реализации продукции  методом среднегеометрической взвешенной:

     (1)

       (2)

Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:

;

Также стоит рассмотреть  объемы продаж по отдельным видам  продукции (табл. 5). Это позволяет  проследить изменение динамики реализации каждого конкретного вида произведенного изделия, и выявить, как изменение  объемов продаж каждого из них  влияет на общий показатель реализации продукции.

Таблица 5. Объем продаж по видам продукции за период 2010-2012 гг.

Группа изделий

Реализация продукции

2010 г.

2011 г.

2012 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Колбасные изделия

268 606

78,6

323 687

79,9

376 950

82,0

Сардельки

3 687

1,1

4 050

1,0

4 597

1,0

Прочая продукция

69 193

20,3

76 655

19,1

78 148

17,0

Итого:

341 486

100,0

404 970

100,0

459 695

100,0


 

Очевидно, что объем продаж выпускаемой продукции в денежном выражении за 3 последних года увеличился с 341 486 тыс. руб. до 459 695 тыс. руб., соответственно увеличился и объем производства продукции. Причем наблюдается тенденция  увеличения объемов продаж колбасных изделий, одновременно доля прочих изделий сократилась на 2,1 % в результате снижения спроса.

В процессе анализа необходимо сравнить плановый и фактический объёмы продажи продукции по наименованиям, выявить отклонения фактического показателя от ранее запланированного. Тем самым оценить уровень выполнения плана по реализации продукции за отчетный период (табл.6).

 

Таблица 6. Анализ выполнения плана по реализации продукции за 2010 г.

Группа изделий

Реализация продукции, тыс. руб.

План

Факт

+, -

% к плану

Колбасные изделия

375 000

376 950

+ 1 950

100,5

Сардельки

79 500

78 148

- 1 352

98,2

Прочая продукция

4 300

4 597

+297

106,9

Итого:

461 800

459 695

-2 105

99,5


 

Из таблицы видно, что  фактический объем продаж продукции в 2012 году меньше планового на 0,5 %. Не выполнен план реализации сарделек (на 1,8%), а объем продаж колбасных изделий и прочей продукции наоборот – превышает плановые показатели. Это связано с тем, что спрос на колбасу меняется иначе, чем на другие товары повседневного спроса..

Анализ реализации продукции  необходимо проводить во взаимосвязи  с анализом выполнения договорных обязательств в разрезе покупателей и заказчиков, а также заключенных. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается по формуле:

(3)

где   - искомый процент выполнения плана договорных обязательств, %;

- плановый объем продукции  по заключенным договорам;

- недопоставка продукции по  договорам.

Анализ выполнения договорных обязательств должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

Недовыполнение плана  по договорам для предприятия  оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме  того, в условиях конкуренции предприятие  может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Таблица 7. Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции в 2012 году, тыс. руб.

Вид изделия

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

Колбасные изделия

Образовательные учреждения

18 990

19 300

 

18 990

Учреждения здравоохранения

7 130

7 237

 

7 130

ООО «Гудвин»

30 950

31 362

 

30 950

ЗАО «Пятерочка»

20 803

21 712

 

20 803

ООО «Магнит»

27 239

26 537

-702

26 537

ИП Сарделькин

14 480

14 475

-5

14 475

ИП Колбаскин

19 300

19 299

 

19 299

Прочие

12 000

12 062

-62

12 000

Сардельки

Образовательные учреждения

2 650

2 344

-306

2 344

ООО «Гудвин»

14 100

14 067

-33

14 067

ЗАО «Пятерочка»

9 350

9 378

 

9 350

ООО «Магнит»

16 400

16 411

 

16 400

ИП Сарделькин

7 100

7 033

-67

7 033

ИП Колбаскин

8 600

8 596

-4

8 596

Прочие

4 600

4 689

 

4 600

Прочая продукция

ООО «Гудвин»

55 100

55 164

 

55 100

ЗАО «Пятерочка»

82 700

82 746

 

82 700

ООО «Магнит»

64 500

64 358

-142

64 358

ИП Сарделькин

18 000

18 388

 

18 000

ИП Колбаскин

26 998

27 582

 

26 998

Прочие

59 462

59 761

 

59 462

Итого:

520 452

522 501

-1897

519 992


 

В данную таблицу не включена сумма реализации продукции через  магазины «Колбасы».

Процент выполнения договорных обязательств равен 99,6 %.

, или 99,6 %

Из таблицы видно, что  за отчетный год по договорам недопоставлено продукции на сумму 1 897 тыс. рублей, или на 0,4 %. Если проводить анализ по видам продукции, то можно увидеть, что по сарделькам недопоставка составляет 409 тыс. рублей, по прочей продукции – 142 тыс. рублей.

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную её оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п.

На основе данных, полученных при анализе обеспеченности продукции  контрактами, оценивается риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на неё. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы её возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения  могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция – это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку [10].

Одним из важнейших условий  повышения эффективности хозяйственной  деятельности относится экономически рациональная структура ассортимента выпускаемой продукции, поскольку  для обеспечения более полного  удовлетворения потребностей необходимо выполнение плана не только по общему объему, но и по номенклатуре и в  ассортименте.

Широкий ассортимент позволяет  организации удовлетворить различные  требования покупателей и, соответственно, увеличивать объем производства и продаж.

Таким образом, в процессе проведения первого этапа анализа  продаж получены следующие результаты:

  • выявлены тенденции, складывающиеся в отношении продажи продукции – за три последних года наблюдается увеличение темпов роста выручки на 34,6 %;
  • по прежнему лидирующие позиции в выручке от реализации продукции занимают колбасные изделия (82 %) и сардельки (17 %).

В рамках второго этапа  анализа продажи продукции осуществляется оценка равномерности продаж. Определяется коэффициент вариации, ритмичности, и делаются выводы относительно причин, вызывающих неравномерность продаж, а также разрабатываются мероприятия по их устранению и повышению ритмичности.

Ритмичность – это равномерный  выпуск и отгрузка продукции в  соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом [10]. Анализ ритмичности производства и реализации продукции очень важен, поскольку ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Важной составляющей анализа является оценка равномерности продаж. В случае снижения ритмичности продаж, а также если ритмичность продаж остается на низком уровне, необходимо оценить причины, вызывающие снижение ритмичности.

Для оценки выполнения плана  по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Рассчитаем прямые показатели, характеризующие  ритмичность работы компании.

Таблица 8. Ритмичность реализации продукции в 2012 г.

Месяцы

Реализация продукции, тыс. рублей

Удельный вес, %

Выполнение плана, коэффициент

Доля продукции, зачтенная в  выполнение плана по ритмичности, %

план

факт

план

факт

Январь

39 030

38 907

8,45

8,46

0,996849

8,45

Февраль

38 300

39 695

8,29

8,64

1,036423

8,29

Март

39 883

38 003

8,64

8,27

0,952862

8,27

Апрель

38 483

38 000

8,33

8,27

0,987449

8,27

Май

46 104

38 100

9,98

8,29

0,826393

8,29

Июнь

39 000

37 805

8,45

8,22

0,969359

8,22

Июль

38 907

37 800

8,43

8,22

0,971548

8,22

Август

38 400

38 060

8,32

8,28

0,991146

8,28

Сентябрь

39 070

38 040

8,46

8,28

0,973637

8,28

Октябрь

38 000

37 600

8,23

8,18

0,989474

8,18

Ноябрь

32 603

37 085

7,06

8,07

1,137472

8,07

Декабрь

34 020

40 600

7,37

8,83

1,193416

7,37

Итого

461 800

459 695

100,00

100,00

12,02603

98,19


 

Из таблицы видно, что  в течение года удельный вес фактически реализованной продукции незначительно  расходится с плановым показателем. Наибольшее отклонение фактического удельного  веса от ранее запланированного наблюдается в мае (на 1,69%), что является допустимым. В остальном же отклонения настолько незначительны, что при оценке равномерности продаж ими можно пренебречь.

Определим коэффициент ритмичности  путем суммирования доли продукции, зачтенной в выполнение плана  по ритмичности: Критм = 98,19 %.

Ритмичность работы предприятия  составляет 98,19 %. Это связано с  недовыполнением договорных обязательств на 0,4 %, а это в свою очередь  связано с возникновением в отчетном году дефицита одного из сырьевых ресурсов – свиного фарша. Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за отчетный период к среднему плановому объему продаж продукции:

, (4)

где  n – число суммируемых отклонений от планового задания;

- средний объем продаж за  период;

- фактический объем продаж  в отчетном периоде;

- плановый объем продаж в  отчетном периоде.

Итак, коэффициент вариации продаж будет равен:

По завершению второго этапа  получены результаты:

    • Продажа продукции по месяцам в среднем отклоняется от плана –графика на 1,57%, что является допустимым.
    • Недовыполнение договорных обязательств на 0,4 % оказало влияние на ритмичность продаж, которая составила 98,19%.

Третьим этапом анализа продажи продукции является определение критического объема продаж (РПБ) и оценка запаса прочности (ЗП)

 

       (5)

 

где  Зпост – постоянные затраты на производство и сбыт продукции;

Умд – уровень маржинального дохода.

 

Уровень маржинального дохода определяется отношением маржинального дохода к  общему объему выручки. Маржинальный доход  представляет собой прибыль за минусом  переменных издержек за отчетный период. Определим, при каком объеме продаж продукции, компания не понесет убытков, но и не получит прибыли (табл. 9).

Таблица 9. Расчет критического объема продаж

Год

Затраты, тыс. руб.

Выручка, тыс. руб.

Маржинальный доход

Уровень маржинального дохода в  сумме выручки

Уровень безубыточности

Постоянные

Переменные

2010

70 322

172 170

341 486

169 316

0,49

141 830

2011

95 045

221 772

404 970

183 198

0,45

210 104

2012

117 165

316 778

459 695

142 917

0,31

376 870

Информация о работе Анализ продаж продукции на примере компании ООО «Колбаса Торг»