Долгосрочное финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности долгосрочного финансового планирования.

Содержание

Введение 2
1 Методологические основы долгосрочного финансового планирования
на предприятии 4
1.1 Сущность финансового планирования. 4
1.2 Принципы и методы финансового планирования 10
1.3 Долгосрочное финансирование и планирование 14
2 Практика финансового долгосрочного планирования на предприятии
ОАО «Хлебозавод №7» 19
2.1 Общая характеристика предприятия 19
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 20
2.2.1 Анализ баланса (вертикальный, горизонтальный) и отчета о прибылях и
убытках 20
2.2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 26
2.2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия 28
2.2.4 Анализ деловой активности предприятия 30
2.2.5 Анализ рентабельности предприятия 32
2.3 Мероприятия по совершенствованию финансового планирования 34
Заключение 36
Список использованных источников 38

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 102.47 Кб (Скачать документ)

Основными понятиями в  финансовом планировании являются[10]:

Финансовый план - обобщенный плановый документ, отражающий поступление  и расходование денежных средств  предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Он включает в себя составление  операционных и текущих бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два - три года. В России он обычно составляется в форме баланса  доходов и расходов (на квартал, год, пятилетие).

Бюджет предприятия - оперативный  финансовый план, составленный, как  правило, на период одного года, отражающий расходы и поступления средств  по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами фирмы используются два основных вида бюджетов - оперативный (текущий) и капитальный.

Бюджетирование - процесс  разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий  месяц).

Бюджетирование капитала - процесс разработки конкретных бюджетов по управлению капиталом предприятия - источниками формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса), например прогноз  баланса активов и пассивов на предстоящий период.

Бюджетный контроль - текущий  контроль за исполнением отдельных  показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.[2]

Бюджет по балансовому  листу - один из ключевых видов финансового  плана предприятия, отражающий прогноз  активов и пассивов бухгалтерского баланса на конец предстоящего квартала. Целью разработки бюджета по балансовому  листу является определение возможности  прироста отдельных активов за счет предполагаемых источников финансирования по пассиву баланса. С помощью  этого документа обеспечивается финансовая устойчивость предприятия  в прогнозном периоде.

Бизнес-план - основной документ, разрабатываемый предприятием и представляемый инвестору (кредитору) по реальному инвестиционному проекту или проекту санации данного предприятия при угрозе его банкротства. В данном документе в краткой форме и общепринятой последовательности разделов излагаются ключевые параметры проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией.[9]

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Принципы и методы финансового планирования.

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, многовариантности, экономико-математического моделирования.[10]

1. Метод экономического  анализа метод (экстраполяции, коэффициентный метод) - заключается в планировании финансовых показателей на основе установления их динамики за ряд прошлых лет. позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

2. Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующего субъекта, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроль за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Современные методы калькулирования затрат, такие, как стандарт-кост и маржинал-костинг, основаны на использовании хозяйственных норм.

3. Использование метода  балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Причем большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.[6]

4. Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.

5. Метод многовариантности  расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.

Так, например, в одном  варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом - рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой  экономики и снижение цен на продукцию.

6. Методы экономико-математического  моделирования позволяют количественно  выразить тесноту взаимосвязи  между финансовыми показателями  и основными факторами, их определяющими. Позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели;

7. Метод экспертных оценок дает возможности более обоснованного предвидения эффективности намеченных заданий основанный на привлечении компетентных организаций и лиц к процессу планирования; [7]

Принципы финансового  планирования. Принципы финансового планирования базируются на общих принципах теории планирования в сложных системах.

Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный  характер. Понятие «система» означает совокупность элементов (подразделений); взаимосвязь между ними; наличие  единого направления развития элементов, ориентированных на общие цели предприятия. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений  становятся возможными в рамках вертикального  единства предприятия.

Координация планов отдельных  подразделений выражается в том, что нельзя планировать деятельность одних подразделений фирмы вне  связи с другими; всякие изменения  в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других структурных подразделений. Следовательно, взаимосвязь и одновременность - главные черты координации планирования на предприятии.[5]

Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой функции.

Принцип непрерывности заключается  в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные  планы должны непрерывно приходить  на смену друг другу (план закупок - план производства - план по маркетингу). В то же время неопределенность внешней  среды и наличие непредусмотренных  изменений внутренней обстановки требуют  корректировки и уточнения планов фирмы.

Принцип гибкости тесно связан с предыдущим принципом и заключается  в придании планам и процессу планирования в целом способности изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые «резервы безопасности» (ресурсов, производственных мощностей и т.д.)

Принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют  внешние и внутренние условия  деятельности фирмы.

В развитие этих общих положений  целесообразно выделить именно принципы непосредственно финансового планирования на предприятиях.[8]

Принцип финансового соотношения  сроков («золотое банковское правило») - получение и использование средств  должны происходить в установленные  сроки, капитальные вложения с длительными  сроками окупаемости целесообразно  финансировать за счет долгосрочных заемных средств.

Принцип платежеспособности - планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия  в любое время года. В данном случае у предприятия должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы  обеспечивать погашение краткосрочных  обязательств.[2]

Принцип рентабельности капиталовложений - для капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые способы  финансирования (финансовый лизинг и  др.). Заемный капитал выгодно  привлекать лишь в том случае, если он превышает рентабельность собственного капитала, т.е. обеспечивается действие эффекта финансового рычага (левериджа).[9]

Финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого капитала предприятием. Финансовый леверидж связан с решением о выборе тех или иных форм привлечения заемных средств. Эффективное управление заемным капиталом увеличивает рентабельность собственных средств. Перед финансовым менеджером стоят две противоположные задачи - не допустить потери финансовой независимости, и вместе с тем увеличить рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств. Механизм оценки влияния заемных средств на рентабельность собственного капитала основан на эффекте финансового левериджа.

Принцип сбалансированности рисков - особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).

Принцип приспособления к  потребностям рынка - для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою независимость от предоставления кредитов.

Принцип предельной рентабельности - целесообразно выбирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.[9]

Финансовое планирование в западных фирмах ориентируется  на извлечение приемлемой прибыли и  сохранение своих позиций на рынке  товаров и услуг. Под прибылью понимается чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после  налогообложения. Поэтому при разработке финансовых планов руководство предприятия  должно учитывать как размеры  налогообложения, так и возможность их понижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

   1.3 Долгосрочное финансирование и планирование

Управление привлечением заемных инвестиционных ресурсов представляет собой целенаправленный процесс  их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия  в заемном капитале на различных  этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого  управления, определяет необходимость  разработки специальной инвестиционной политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.[2]

Сущность долгосрочного  финансирования заключается:

1. В установлении источников  долгосрочного финансирования (банковский  кредит, облигационные займы, финансовый  лизинг, эмиссия акций и др.) и  способов использования резервов;

2. Выборе способов увеличения  долгосрочного капитала;

3. Определении объема  и структуры капитала.

Заемный капитал характеризуется  следующими положительными особенностями[1]:

1. Достаточно широкими  возможностями привлечения, особенно  при высоком кредитном рейтинге  предприятия, наличии залога или  гарантии получателя.

2. Обеспечением роста  финансового потенциала предприятия  при необходимости существенного  расширения его активов и возрастания  темпов роста объема его хозяйственной  деятельности.

3. Более низкой стоимостью  в сравнении с собственным  капиталом за счет обеспечения  эффекта "налогового щита" (изъятия  затрат по его обслуживанию  из налогооблагаемой базы при  уплате налога на прибыль).

     4. Способностью генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала).

В то же время использование  заемного капитала имеет следующие  недостатки:

1. Использование этого  капитала генерирует наиболее  опасные финансовые риски в  хозяйственной деятельности предприятия  – риск снижения финансовой  устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорционального росту удельного веса использования заемного капитала.

  2. Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента во всех его формах (процента за банковский кредит; лизинговой ставки; купонного процента по облигациям; вексельного процента за товарный кредит).

 3. Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней ставки судного процента на рынке использование ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов.

4. Сложность процедуры  привлечения (особенно в больших  размерах), так как предоставление  кредитных ресурсов зависит от  решения других хозяйствующих  субъектов (кредиторов), требует  в ряде случаев соответствующих  сторонних гарантий или залога (при этом гарантии страховых  компаний, банков, или других хозяйствующих  субъектов предоставляются, как  правило, на платной основе).[4]

Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал для  формирования своих активов, имеет  более высокий финансовый потенциал  своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и  возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств  в общей сумме используемого  капитала).

С учетом избранной схемы  финансирования активов формируется  система источников привлечения  капитала на предприятие. На первом этапе  жизненного цикла предприятия состав этих источников ограничен и носит  несколько специфический характер. Основные из этих источников формирования активов создаваемого предприятия  приведены на рис. 1.

В настоящее время практически  отсутствует единый показатель, с  помощью которого однозначно можно  определить целесообразность выбора того или иного способа финансирования, поэтому обычно производится рассмотрение различных вариантов с выбором  лучшего, используя показатели прибыльности.[3]

Финансирование зависит  от способа привлечения дополнительных средств путем:

Информация о работе Долгосрочное финансовое планирование