Государственное финансирование инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание

Развитие рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведения (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организации и экономики в целом.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1. Государственная поддержка инновационной деятельности 4
2. Государственное регулирование инновационной деятельности 6
3. Государственное финансирование инновационных проектов 10
Заключение 14
Список литературы………………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

Инновации.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

     Значительную  роль в развитии инновационного предпринимательства  играет  также Указ Президента РФ «О частных инвестициях в РФ», который принят в целях привлечения  частных инвестиций, а также создание различных отраслевых, межотраслевых внебюджетных фондов научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ, призванных содействовать инновационным проектам. Средства этих фондов должны на договорной основе направляться на финансирование:

  • научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по

созданию  новых видов наукоемких продукции, сырья и материалов;

  • разработки новых и совершенствования применяемых технологий;
  • мероприятий по повышению технического уровня продукции;
  • работ по стандартизации, сертификации и лицензированию

продукции;

  • работ в области охраны труда и техники безопасности;
  • разработок нормативных и инструктивных материалов и других

научно- исследовательских и опытно –  конструкторских работ.

     Внебюджетные  фонды могут средства фондов размещать на депозитных счетах в банках, уплачивая в бюджет налог на полученный доход от суммы полученных депозитных процентов, а оставшуюся после уплаты налога часть на увеличение средств внебюджетного фонда.  Правительством РФ запрещено использовать средства внебюджетных фондов на осуществление коммерческих мероприятий. Ответственность за целевое использование средств внебюджетных фондов НИОКР возлагается на руководителей федеральных министерств, иных федеральных и муниципальных органов исполнительной власти и на руководителей объединений, в которых созданы внебюджетные средства [1, 5, 13, 14].

1.3. Зарубежный опыт  поддержки инновационной  деятельности 

       Особый интерес в этой области представляет опыт таких стран, как США, Японии, Великобритания, Канада, Франция, Израиль. Центральное место в этой системе занимает сфера НИОКР и внедрения новейших технологий на основе льготных кредитования и налогообложения, страхования и прямого финансирования венчурного предпринимательства. Для предоставления соответствующих льгот инновационным предприятиям создаются специальные институты: министерства и ведомства, научно-технические и технологические фонды, технопарковые структуры, коммерческие банки, страховые фонды и т.д. Деятельность их основана на законах о поддержке инновационного бизнеса, защите промышленной и интеллектуальной собственности. Поддержка осуществляется следующими методами государственного регулирования:

     Прямые – в административно-ведомственной и программно-целевой формах. Первая форма в виде прямого дотационного финансирования.

     В США в рамках введенной в 1992 г. программы помощи мелкому инновационному бизнесу 12 федеральных ведомств, имеющих более 100 млн. долл. на НИОКР, рассматривают предложения, поступающие от мелких предприятий, и выделяют средства мелким фирмам для разработки новых идей или продукции только в том случае, если в этом не принимает участие ни банковский,  ни венчурный капитал.

        Большое внимание уделяется развитию  передовых наукоемких производств в Канаде, предлагает финансирование в области информационных технологий, новых промышленных материалов и биотехнологии, за счет программы по микроэлектронике и разработке систем предприятиям возмещается до 50 % их затрат на НИОКР.

     Особое  место в системе прямых мер  воздействия государства на инновационный бизнес занимает стимулирование развития технопарковых структур (своеобразных «инкубаторов» малого инновационного бизнеса). Их главная задача – оказание разнообразных услуг и создание наиболее благоприятных для инновационных предприятий условий. Это достигается путем объединения усилий высших учебных заведений, научно-исследовательских центров и новых наукоемких предприятий. «Инкубаторы» создают необходимую инфраструктуру для нормальной жизнедеятельности малых инновационных предприятий. Как правило, подобные предприятия ориентированны на удовлетворение потребности крупных городов и создаются вокруг них. Очень часто региональная направленность деятельности технопарковых структур успешно сочетается с отраслевой.

     Многие  подобные комплексы возникли вокруг крупных университетов и научных центров и возглавляются ими. Новые предприятия часто создаются самими учеными и специалистами при помощи и участии университетов, местных органов власти, финансовых учреждений, торгово – промышленных палат и частного бизнеса. На предприятиях, успешно действующих в рамках таких комплексов, период внедрения новшеств сокращается в 2-3 раза по сравнению со средним сроком.

     Косвенные меры государственной поддержки направлены, с одной стороны, на стимулирование непосредственно инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятного экономического климата для новаторской деятельности. К таким мерам относятся налоговые и кредитные льготы по научным исследованиям, НИОКР, разработке и внедрению инноваций. Льготные кредиты предоставляются обычно на 10-15 лет на более выгодных по сравнению с другими видами кредитования по величине процента и порядку погашения.

     Значительную  положительную роль в поддержке  инновационной деятельности имеют налоговые льготы на прибыль. Например, во Франции с 1979 г. существуют специальные премии за нововведения, в целом составляющие 25% суммы затрат на НИОКР, также исследовательский налоговый кредит (налоговая скидка, равная приросту расходов на НИОКР в текущем периоде по сравнению с базисным) [9, 11].

 

2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО  ИНВЕСТИЦИОННОГО  КЛИМАТА  

2.1. Классификация инвестиций  и инвесторов 

     Наиболее  общие правовые, экономические и  социальные условия инвестиционной деятельности на территории РФ определяет Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР". В качестве инвестиций, согласно этому закону, могут выступать материальные и нематериальные средства и другие ценности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта,  в том числе:

    • денежные средства;
    • целевые банковские вклады;
    • паи, акции и другие ценные бумаги;
    • технологии;
    • машины, оборудование;
    • лицензии, в том числе и на товарные знаки;
    • кредиты;
    • любое другое имущество или имущественные права;
    • интеллектуальные ценности;

     Целевые ориентиры участников инвестирования.

       С понятием "инвестиции" связано  представление об использовании финансовых и иных средств для достижения целей привлечения инвестиций в инновационную деятельность города, в том числе:

    • прибыль;
    • амортизационные отчисления;
    • денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц;
    • страховые возмещения от аварий, стихийных бедствий и другие;
    • банковские и бюджетные кредиты;
    • облигационные займы;
    • средства от продажи акций;
    • паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц;
    • денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий;
    • бюджетные инвестиционные ассигнования;
    • внебюджетные фонды;
    • иностранные инвестиции.

       Когда речь идет о финансировании  инновационных проектов, возникает представление о взносе финансовых средств или о формировании капитала. Этот капитал показывает, какая часть капитала предприятия, собственника, долевого участника в качестве собственного капитала и какая часть капитала от банков и других кредиторов (например, поставщиков) в качестве заемного капитала предоставлена в распоряжение команды разработчиков. Под финансированием, следовательно, понимается предоставление капитала для формирования имущества, формирования финансовых средств, а под инвестициями - их использование.

     В инвестиционно-инновационном процессе могут принимать участие различные  субъекты: граждане, юридические лица, организации, муниципальные образования, регионы государства. Мотивы их участия в инвестиционной деятельности, интересы, которые они отстаивают, цели, которых хотят достичь, весьма разнообразны. Их устремления могут не только совпадать, но и существенно отличаться, быть противоречивыми или конфликтными. Они зависят от функциональной роли субъекта в инвестиционном процессе, его статуса, стратегии развития, характера инвестиционного проекта, объекта инвестирования, инвестиционного климата и многих других факторов. Например, инвестор, вкладывающий собственные средства в инвестиционный бизнес-проект, желает его завершения в сжатые сроки, с требуемым качеством, за приемлемую цену и с минимальным риском для вложенного капитала.

     Исполнитель проекта или субподрядчик, наоборот, может быть заинтересован в том, чтобы подороже продать свои услуги или подольше "осваивать" средства инвестора. Хотя термин "субъект" охватывает различные категории участников инвестиционной деятельности, решения, в том числе инвестиционные, принимают на разных уровнях управления конкретные люди: частные лица, менеджеры, руководители, предприниматели, руководители муниципальных образований  и т. д.

     Целевые представления и ожидания людей  различного профессионального и социального статуса относительно результатов инвестиций существенно отличаются. Укрупненная классификация целевых предпочтений различных категорий лиц (субъектов), заинтересованных в результатах инвестиционно-инновационного проекта, приведена на рис. 3. 

     
     
     

Рис. 3  Классификация целевых  предпочтений различных

категорий лиц 

 

    2.2. Понятие инвестиционного  климата 

     Для анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория инвестиционного климата. Это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, муниципальных образований).

     На  рисунке 4 показаны составляющие инвестиционного  климата и под влиянием каких  факторов он формируется.

     Инвестиционный  климат любой хозяйственной системы  характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону. Это особенно справедливо применительно к современным российским условиями. Поэтому актуальна задача мониторинга инвестиционного климата.

       Одним из вариантов подобного  мониторинга для России представляется  следующий вариант, он позволяет:

     - учесть сходство инвестиционных  условий в пределах межрегиональных образований и различия, а также специфику разных зон;

     - облегчить развитие системы мониторинга,  поскольку он учитывает возрастающую роль субъектов Федерации в инвестиционной политике страны;

     - уменьшить субъективизм при анализе  инвестиционного климата в хозяйственных системах разного уровня;

     - упростить управление системой мониторинга, сбор, обработку и передачу информации и подготовить конкретные рекомендации по улучшению инвестиционного климата на всех уровнях экономики России.

     Наиболее  обоснованный вариант механизма  организации и функционирования подобной системы мониторинга предложен экономистами ИЭ РАН, но его необходимо дополнить включением федерального и внутриобластных уровней.

     

 

Информация о работе Государственное финансирование инновационных проектов