Государственное финансирование инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание

Развитие рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведения (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организации и экономики в целом.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1. Государственная поддержка инновационной деятельности 4
2. Государственное регулирование инновационной деятельности 6
3. Государственное финансирование инновационных проектов 10
Заключение 14
Список литературы………………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

Инновации.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

       Управление сферой НИОКР должно основываться на изменении не абсолютных объемов, а удельных весов выделяемых финансовых ресурсов в зависимости от степени приоритетности направлений с тем, чтобы по крайней мере частично сберечь научный потенциал на неприоритетных направлениях, необходимых для сохранения научной среды в стране (огромные ее размеры, большая численность населения, значительные масштабы экономики, высокий уровень научно-технического потенциала России и ее геополитическое положение требуют проведения научных исследований по широкому спектру направлений).

     Для стимулирования развития сферы НИОКР  в период перехода к новой экономической системе нужно поддержание максимально возможного спроса на научную продукцию со стороны государства путем соблюдения законодательно установленного уровня бюджетных ассигнований на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения, а также увеличения доли НИОКР в ассигнованиях, выделяемых на цели обороны (с учетом инфляции). Только при этом условии можно будет перейти к решению проблем реформирования науки, совершенствования системы ее финансирования. Кроме того, при разработке предложений по реформированию науки следует учитывать, что малый бизнес является лишь дополнительным источником спроса на научные достижения. Основная составляющая спроса зависит от крупных предприятий, главным образом наукоемкого сектора экономики, который обеспечивает, по оценке автора, около 75% совокупного спроса на достижения науки.

     В переходный период будут необходимы еще в течение по крайней мере 5-7 лет немалые государственные ассигнования в отраслевую науку при сохранении государственной поддержки фундаментальных исследований, поскольку перевод отраслевой науки на самофинансирование при практически полном сокращении бюджетных ассигнований ведет к разрушению большинства отраслевых научно-исследовательских организаций.

     Анализ  показывает, что реализация предложений  о многозвенном финансировании науки не только за счет государственного бюджета, но и из других источников, включая внебюджетные фонды, при крайне низком общем уровне государственного финансирования российской науки, скорее всего, приведет к снижению управляемости сферой НИОКР, распылению средств и ухудшению контроля за их расходованием.

     Разработка и реализация новых путей и методов стимулирования развития научного потенциала могут осуществляться в рамках лишь тех немногочисленных направлений и научно-исследовательских организаций, где спад прекратился или наблюдается некоторое расширение научно-технической деятельности за счет возникновения внутреннего либо внешнего спроса на отдельные научные разработки. Там же, где спад продолжается, основной целью всех управленческих мероприятий должно быть не реформирование, а максимально возможное сохранение научного потенциала и обеспечение преемственности научных знаний.

     Требуются специальные законодательные акты, предусматривающие дополнительные ассигнования на науку в наукоемких городах и регионах за счет местных бюджетов. Помимо бюджетных ассигнований и субсидий, должны использоваться и такие меры, как полное освобождение от налогообложения части прибыли организаций-заказчиков в размере выделяемой ими суммы для проведения НИОКР научными организациями, освобождение их от оплаты НДС на научную продукцию, значительное снижение тарифов на электроэнергию и тепло и др. На наш взгляд, следует разработать механизм целевого (на развитие сферы НИОКР) налогообложения финансово-кредитных организаций и предприятий сферы услуг, а также льготного с предоставлением гарантий со стороны государства кредитования коммерческими банками научно-исследовательских организаций и предприятий промышленности, осваивающих новые технологии и образцы техники. Правительство должно способствовать максимальному участию российских ученых и специалистов в проектах развития и реконструкции производства, осуществляемых за счет средств иностранных инвесторов.

     Необходимо  совершенствовать государственную  систему статистической отчетности в сфере НИОКР (в первую очередь проводить обследования сети научных организаций, регулярно анализировать половозрастную структуру занятых в науке и научном обслуживании, оценивать численность научных кадров с учетом полного времени работы по научной тематике и др.), обеспечивать ученых, специалистов, аспирантов и студентов современной научной литературой, учебниками и периодическими изданиями как отечественными, так и зарубежными, осуществлять техническое переоснащение ведущих научных библиотек в Москве и других крупных городах страны, объединяя их в единую сеть научной и научно-технической информации с использованием новейших информационных технологий, включая всемирную информационную сеть Интернет [3, 4, 5, 6, 7, 8]. 

 

 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДА

      

3.1. Механизм разработки  комплексных муниципальных 

программ  привлечения инвестиций в деятельность города 

     Разработку  комплексных  и  муниципальных  программ  осуществляют специальные  комитеты и комиссии местных органов  власти, организации и учреждения академической, вузовской и отраслевой науки.

     Главные направления создания механизма  управления программами муниципального  уровня:

  • классификатор комплексных технологий;
  • конкурсный механизм отбора, экспертизу предложений по созданию

     перспективных технологий;

  • порядок образования и расходования целевых (бюджетных) фондов

     для финансирования инновационных программ;

  • автоматизированную информационную технологию согласованного

     формирования  целей, состава работ, технического уровня, стоимости, длительности и т.д.;

  • систему управления реализацией каждой программой с акцентом на

     контроль  технического уровня, стоимости, длительности, ожидаемой надежности.

     Планирование  инновационного процесса должно коснуться  формирования приоритетных направлений научно – технического прогресса, создания и распространение целостных комплексов технически сопряженных производств, развитие которых приводит к крупномасштабному перераспределению ресурсов из устаревших производств в новые, обеспечивает многократное повышение производительности труда, качественно новый уровень ресурсосбережения и экологическую безопасность. Они базируются на развитии областей науки и техники, способных изменить технологический уклад, обеспечить коренные прогрессивные сдвиги в структуре производительных сил страны для достижения целей общего благосостояния. 

3.2. Изменение системы  управления 

     Плановые  решения проблем инвестиции в  инновационную деятельность города должны быть направлены в будущее, т. е.   в тот период времени, когда  условия могут отличаться от существующих  в момент принятия решения. Чтобы цели были достигнуты, они должны быть реалистичными в экономической обстановке, которая сложится в будущем. Прогноз определяется как вероятное суждение о состоянии какого – либо объекта или явления в будущем. Поэтому необходимы прогнозы, включающие период до планового горизонта для каждого фактора, подтвержденного изменениям, который может оказать влияние на выполнение плана. Во внимание принимаются экономические, научно – технические и политические факторы.

     Область прогнозирования  включает:

  • прогнозы мирового уровня развития науки и техники;
  • прогноз потребностей;
  • прогнозы возможного уровня расхода ресурсов и оценок ресурсов;
  • прогноз рисков;
  • прогнозы возможного времени, свершения событий, мероприятий;
  • прогнозы последствий (экономических, экологических, социальных)

     от  инноваций.

     Процесс организации технологической цепочки  внедрения соответствующего проекта составляет неотъемлемую честь цикла управления, он заключается в следующем:

  • согласование организационной схемы;
  • согласование плана эффективности;
  • поиск инвестора;
  • подготовка и согласование нормативных документов;
  • определение форм оповещения, взаимодействия, воздействия;
  • утверждение даты начала функционирования технологической цепочки;

     получение денежных средств и начало функционирования.

     При разработке инвестиционного проекта  производится оценка рисков инвестирования. Под риском понимается возможная  опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.

     Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

     Риском  можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

     Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска – это  распределение риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.

     Научно  обоснованная классификация риска  позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов и приемов управления риском. Каждому риску соответствует своя система приемов управления риском.

     В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно разделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.

     Чистые  риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этим рискам относятся: природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые).

     К природно-естественным рискам относятся риски, связанные с проявлениями стихийных сил природы: землетрясение, наводнение, буря, пожар, эпидемия и т. п.

     Экологические риски - это риски, связанные с загрязнением окружающей среды.

     Политические  риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. Политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не зависящим от хозяйствующего субъекта. К политическим рискам относятся:

     - невозможность осуществления хозяйственной  деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации товаров и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства и т. п.;

    • введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный

срок  ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка,

война и т. п.);

     - неблагоприятное изменение налогового законодательства;

     - запрет или ограничение конверсии  национальной валюты в валюту  платежа. В этом случае обязательство перед экспертами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.

     Транспортные риски - это риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, самолетами и др.

     Коммерческие  риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов от данной коммерческой сделки. По структурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые, финансовые.

Информация о работе Государственное финансирование инновационных проектов