Государственные органы,осуществляющие налоговый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание

Объект исследования – налоговый контроль.
Предмет исследования – налоговый контроль и государственные органы, его осуществляющие.
Цель работы: отразить сущность, задачи и функции государственных органов, осуществляющих налоговый контроль.
Методы исследования: аналитические и статистические.

Содержание

Введение……………………………………………..……………………………
4
1 Теоретические основы налогового контроля……………...…………...…….
6
2 Международный опыт осуществления налогового контроля…….…………
19
3 Действующая практика органов, осуществляющих налоговый контроль, и пути совершенствования…………………………………………….…………..
28
Заключение…..………………………………….…………………………..…….
41
Список использованных источников……………………….……………..…….
43

Работа состоит из  1 файл

katya.doc

— 262.50 Кб (Скачать документ)

При взыскании с плательщика (иного обязанного лица) пени за несвоевременное исполнение налогового обязательства не требуется оформления акта камеральной проверки.

В целях сокращения числа  проверок одного и того же плательщика (иного обязанного лица) налоговые органы, как правило, совмещают проведение налоговой проверки с проверкой финансово-хозяйственной и иной деятельности организаций и физических лиц. Такая проверка является выездной. [18, с.47]

Выездная налоговая  проверка проводится по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) либо в помещении инспекции МНС путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, с последующим сравнением фактических размеров сумм налогов, определенных в ходе проверки, с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, связанных с исчислением налогов, представлявшихся налоговому органу, в период проверки.

Выездные налоговые проверки могут быть комплексными, тематическими, встречными и рейдовыми.

Выездная налоговая  проверка может быть комплексной и тематической:

при проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов, обязанность уплаты которых возложена в соответствии с законодательством на проверяемого плательщика (иного обязанного лица) за период:

с даты государственной  регистрации плательщика (иного  обязанного лица; в случае, если он не проверялся налоговыми органами с момента регистрации) либо с даты фактического начала предпринимательской деятельности (в случае осуществления такой деятельности без государственной регистрации и без постановки на учет в налоговых органах);

с даты, установленной  законодательством для представления налоговых деклараций (расчетов) по налогам, следующей за периодом, охваченным предыдущей проверкой, и до даты, установленной законодательством для сдачи налоговых деклараций (расчетов) перед датой начала текущей выездной проверки.

В случае, когда проверка проводится по требованию правоохранительных и других контролирующих органов, период проверки и дополнительные вопросы, подлежащие проверке, определяются по согласованию с указанными органами. [18, с.48]

В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки изучаются вопросы уплаты отдельных налогов, обязанность уплаты которых возложена в соответствии с законодательством на проверяемого плательщика (иного обязанного лица), а также другие вопросы, отнесенные законодательством к компетенции налоговых органов.

Тематические выездные налоговые проверки изучения причин образования задолженности по налогам, а также выявления имущества и активов плательщика (иного обязанного лица) для обращения их в погашение образовавшейся задолженности по налогам оформляются актом (справкой) произвольной формы и на них не распространяется порядок рассмотрения и принятия решений.

Встречная выездная налоговая проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете проверяемого плательщика (иного обязанного лица) хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими плательщиками (иными обязанными лицами), в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки. Проведение встречных выездных налоговых проверок осуществляется путем сопоставления разных экземпляров одного и того же документа по содержанию, а также имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) записей, документов и фактических данных с соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися у других плательщиков (иных обязанных лиц), от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы. [18, с.49]

Рейдовая проверка является одним из методов осуществления контроля налоговых органов за плательщиками (иными обязанными лицами) в части хозяйственной деятельности, непосредственно связанной с приемом наличных денежных средств при реализации товаров, оказании услуг и выполнении работ. Путем рейдовой проверки осуществляется контроль над соблюдением налогового и иного законодательства.

Рейдовая проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности плательщиков (иных обязанных лиц) и связана:

с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов);

производством продукции, выполнением работ (оказанием услуг);

хранением и перемещением товарно-материальных ценностей в других местах, связанных с извлечением доходов.

Целями рейдовой проверки являются: контроль над соблюдением налогового законодательства, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных операций; установление фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия); сбор оперативной информации; проверка заявлений и жалоб организаций и физических лиц.

В ходе выездной проверки могут использоваться методы документальной и фактической проверки.

При использовании метода документальной проверки проверяющие применяют следующие приемы проверки:

изучение действующей  у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

проверка документов в целях установления соблюдения требований законодательства по произведенным хозяйственным и финансовым операциям;

анализ первичных документов бухгалтерского учета с целью  определения их соответствия установленным  требованиям;

сопоставление данных бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);

сличение в необходимых  случаях выписок банка по текущим (расчетным, валютным и другим) счетам с подлинными записями по этим счетам, имеющимся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) в банке, а также путем ознакомления с документами, послужившими основанием для производства указанных записей, сопоставления их с копиями;

сопоставление записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого плательщика (иного обязанного лица), и(или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц. [18, с.50]

При использовании метода фактической проверки проверяющие применяют следующие формы налогового контроля:

проведение встречных  проверок, т.е. сличение записей, документов, имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица), с документальными данными, находящимися у других плательщиков (иных обязанных лиц), а также сличение данных документа, предъявленного плательщиком, с данными, отраженными в других экземплярах документа, предъявленного плательщиком, и находящихся в разных подразделениях проверяемого плательщика или у других плательщиков;

сличение в случаях  и порядке, предусмотренных законодательством, копий платежных документов, имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица), с платежными документами, хранящимися в банке;

осмотр территорий или помещений, используемых для осуществления деятельности плательщика (иного обязанного лица), либо объектов налогообложения;

проведение личного  досмотра физических лиц, находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств, в порядке, установленном законодательством;

контрольный обмер объемов  выполненных работ;

взвешивание и обмер  сырья, материалов, полуфабрикатов и  готовых изделий;

назначение инвентаризации имущества плательщика (иного обязанного лица);

контрольный запуск сырья  и материалов в производство, контрольный анализ сырья, материалов и готовой продукции для установления действительных расходов сырья и материалов, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установление норм их расходов, сопоставление фактических и заправочных данных;

проверка полноты оприходования  готовой продукции, соблюдение норм естественной убыли при хранении, транспортировке и реализации товаров и материальных ценностей;

создание налоговых  постов;

контрольная закупка  товарно-материальных ценностей, контрольное оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг;

проведение мониторинга  на предприятиях, занимающихся коммерческой деятельностью, с целью установления объектов налогообложения. [18, с.51]

Учитывая программу  проверки, проверяющий самостоятельно определяет методы и приемы проверки, состояния бухгалтерского учета и вопросов, возникающих у него при анализе документов бухгалтерского учета проверяемого плательщика (иного обязанного лица).

Контрольный запуск сырья и материалов в производство назначается для установления фактического расхода сырья и материалов для изготовления единицы готовой продукции.

Контрольный запуск сырья  и материалов в производство производится специалистом организации в присутствии  эксперта и проверяющего. После получения готовой продукции эксперт составляет и подписывает заключение о фактическом расходе сырья и материалов на изготовление одной единицы готовой продукции, которое должны подписать проверяющий и плательщик (иное обязанное лицо), ознакомившись с ним. Первый экземпляр заключения передается проверяющему, второй – плательщику (иному обязанному лицу) или его представителям.

На основании заключения о фактическом расходе сырья  и материалов, составленного экспертом, проверяющий делает выводы о правильности списания сырья и материалов на затраты, связанные с выпуском продукции за весь период проверки.

В ходе осмотра осуществляется сопоставление наличия товарно-материальных ценностей (ТМЦ), фактического выполнения работ, услуг и других физических объемов с документальными данными, представляемыми плательщиком (иным обязанным лицом) налоговым органам. Объектами осмотра могут быть производственные, торговые, складские и подсобные помещения (собственные и арендованные), используемые для оказания работ (услуг), хранения ТМЦ, кабинеты, рабочие места должностных лиц и иные территории плательщика (иного обязанного лица).

При недопущении проверяющего на территорию или в помещение составляется акт, подписываемый этим лицом и плательщиком (иным обязанным лицом). На основании данного акта проверяющий вправе определить суммы налогов, подлежащие уплате, имеющихся у него сведений о данном плательщике (ином обязанном лице). Это относится к случаям, если недопущение повлекло невозможность проверки должностными лицами налогового органа документов бухгалтерского учета, а также документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов, пошлин, иных документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность проверяемого плательщика (иного обязанного лица).

При отказе плательщика (иного обязанного лица) подписать  акт делается соответствующая запись.

В случае получения достоверной  информации о нарушении физическим лицом налогового и иного законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы, проверяющий вправе производить личный досмотр нарушителя законодательства о налогах и предпринимательстве, а также досмотр находящихся при нем вещей (в том числе денежных средств), документов, ТМЦ и транспортных средств. [18, с.52-53]

Личный досмотр является исключительной формой контрольного мероприятия и проводится в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, вещей, свидетельствующих о нарушении налогового и иного законодательства. До начала проведения личного досмотра проверяющие обязаны предложить проверяемому физическому лицу в добровольном порядке предъявить имеющиеся при себе вещи, документы, выручку (иные денежные средства) и ТМЦ и обеспечить доступ к осмотру транспортного средства.

При проведении досмотра составляется акт личного досмотра нарушителей налогового и иного законодательства и досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств. При изъятии имущества, принадлежащего физическому лицу, составляется акт изъятия. [18, с.54]

При проверке фактического наличия денежных средств и ценностей в кассе и (или) у подотчетных лиц производятся полный покупюрный пересчет денежной наличности и проверка других ценностей, находящихся в кассе. До начала пересчета необходимо у материально ответственного и (или) у подотчетного лиц истребовать письменное подтверждение о том, что все приходные документы на денежные средства и иные ценности сданы в бухгалтерию и все денежные средства (иные ценности), поступившие под его ответственность (под отчет), оприходованы, а выбывшие – списаны в расход.

Результаты проверки оформляются актом проверки наличия денежных средств и иных ценностей в кассе (кассовом помещении) и (или) у подотчетного лица. В данном акте указывается остаток денежных средств и ценностей в наличии и по данным учета на день проверки и определяется результат проверки. При этом истребуется письменное подтверждение материально ответственного (подотчетного) лица о том, что денежные средства и иные ценности, перечисленные в акте, находятся на его ответственном хранении (в подотчете).

По выявленным проверкой  отклонениям фактического наличия денежных средств и иных ценностей в кассе (у подотчетного лица) от данных бухгалтерского учета и (или) учета доходов и расходов материально ответственное (подотчетное) лицо обязано представить проверяющему письменное объяснение причин излишков или недостач. [18, с.54-55]

Назначение инвентаризации заключается в получении точной информации о наличии имущества проверяемого плательщика (иного обязанного лица) и его соответствии данным бухгалтерского учета (учета доходов и расходов) на одну и ту же дату. Инвентаризации подлежат не только имущество (обязательства) плательщика (иного обязанного лица), но и его финансовые обязательства.

Контрольный анализ сырья, материалов и готовой продукции проводится проверяющими с привлечением экспертов для установления качества сырья и причин брака, проверки действительных расходов сырья и материалов для изготовления единицы готовой продукции и обоснованности установленных норм.

Информация о работе Государственные органы,осуществляющие налоговый контроль в Республике Беларусь