Государственные органы,осуществляющие налоговый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание

Объект исследования – налоговый контроль.
Предмет исследования – налоговый контроль и государственные органы, его осуществляющие.
Цель работы: отразить сущность, задачи и функции государственных органов, осуществляющих налоговый контроль.
Методы исследования: аналитические и статистические.

Содержание

Введение……………………………………………..……………………………
4
1 Теоретические основы налогового контроля……………...…………...…….
6
2 Международный опыт осуществления налогового контроля…….…………
19
3 Действующая практика органов, осуществляющих налоговый контроль, и пути совершенствования…………………………………………….…………..
28
Заключение…..………………………………….…………………………..…….
41
Список использованных источников……………………….……………..…….
43

Работа состоит из  1 файл

katya.doc

— 262.50 Кб (Скачать документ)

Контрольный обмер объемов выполненных работ осуществляется проверяющим с привлечением соответствующих специалистов в целях сопоставления фактического объема работ с объемом, отраженным в документах, являющихся основанием для оплаты этих работ.

Для проведения комплекса  мер по осуществлению контроля над  соблюдением налогового и иного  законодательства налоговым органам разрешено введение налогового поста. Под налоговым постом понимается нахождение работников налогового органа на объектах (территории, здания, сооружения) плательщика (иного обязанного лица), его структурных подразделений, осуществляющих производство ТМЦ, их реализацию, а также оказание работ, услуг, в том числе и по переработке сырья, материалов.

Должностные лица налоговых органов при осуществлении контрольных мероприятий вправе проводить контрольную закупку ТМЦ и контрольное оформление заказов на выполнение работ, в порядке, установленном законодательством, оказание услуг для проверки соблюдения плательщиками (иными обязанными лицами) налогового и иного законодательства, в том числе установленного порядка приема наличных денежных средств. [18, с.55-56]

Контрольной закупкой признаются ситуации, искусственно созданные должностными лицами налоговых органов, – контрольное приобретение ТМЦ, оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации.

Контрольная закупка  осуществляется с целью установления фактов осуществления предпринимательской  деятельности без государственной регистрации (не указанной в учредительных документах) либо без получения специального разрешения (лицензии), уклонения от уплаты налогов (в том числе путем не отражения в учете плательщика (иного обязанного лица) ТМЦ (работ, услуг), нарушения установленного порядка приобретения, транспортировки и хранения ТМЦ, порядка приема наличных денежных средств.

По итогам проверки проверяющими составляется акт или справка.

Акт (справка) выездной проверки – документ, содержащий систематизированные данные о результатах проверки. Акт, как правило, состоит из нескольких частей: В первой части акта, во введении, указываются общие сведения о проверенном плательщике (ином обязанном лице), физическом лице (основание назначения проверки; должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку; наименование, место нахождения и подчиненность проверяемого плательщика (иного обязанного лица); наличие книги учета проверок (ревизий), а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке и т.д.).

Во второй части акта, состоящей из двух разделов, излагается информация о выявленных нарушениях. В первом разделе отражается информация о нарушении плательщиком установленного порядка исчисления и уплаты налогов. Во втором разделе этой части акта излагаются выявленные факты нарушения плательщиком требований иных актов законодательства (разделы заполняются в зависимости от вида проверки). [18, с.57]

В третьей, итоговой, части акта проверяющие отражают итоговые суммы налогов, не уплаченных (переплаченных) плательщиком (иным обязанным лицом), и (или) суммы экономических санкций, подлежащих применению в соответствии с законодательством за допущенные нарушения, а также требования по устранению плательщиком (иным обязанным лицом) допущенных нарушений налогового и (или) иного законодательства. В итоговой части также указываются фамилии, имя, отчество лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения налогового и (или) иного законодательства.

В изложении акта должны быть соблюдены объективность, ясность  и точность описания выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода предположений и данных о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица), не подтвержденных документами.

Обязательным при составлении  акта проверки являются:

описание установленных  фактов нарушения плательщиком (иным обязанным лицом) конкретных предписаний актов законодательства, предусматривающих ответственность за данный вид нарушения. При этом в акте отражаются факты нарушений законодательства, за которые не применяется ответственность в связи с истечением сроков привлечения к ответственности с даты совершения нарушения;

определение объектов налогообложения  в соответствии с методикой, определенной законодательством (нарастающим итогом, помесячно, от даты совершения операции и т.д.). [18, с.58]

По результатам выездной проверки организации или индивидуальных предпринимателей, в результате которой выявлены нарушения налогового и иного законодательства, составляется акт выездной проверки. Если в результате проверки организации не установлено нарушений налогового и иного законодательства, то составляется справка выездной проверки.

При проведении тематической проверки налогового агента по вопросам правильности исчисления, удержания  и перечисления им в бюджет подоходного налога с физических лиц составляется акт проверки.

Результаты выездной тематической проверки по вопросам правильности взимания государственной пошлины  оформляются актом.

Акт (справка) выездной проверки должен быть составлен проверяющими не позднее пяти рабочих дней с даты завершения проверки (за исключением актов рейдовых проверок).

При наличии возражений по акту проверки подписывающие его лица делают об этом запись перед своей подписью и не позднее пяти рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в инспекцию МНС, назначившую проверку. По истечении пятидневного срока возражения к рассмотрению не принимаются.

Материалы проверок в  делах проверок плательщиков (иных обязанных лиц) хранятся налоговыми органами в течение 10 лет с даты составления акта проверки.

Поступившие в течение  пяти рабочих дней со дня вручения акта проверки возражения плательщика (иного обязанного лица) на выводы по результатам проверки рассматриваются в инспекции МНС, проводившей проверку плательщика (иного обязанного лица), в срок не свыше 15 рабочих дней со дня их поступления.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях плательщика (иного обязанного лица) на выводы по результатам проверки, проверяется должностным лицом, проводившим проверку. При необходимости с целью подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, руководителем налогового органа может быть назначена дополнительная проверка плательщика (иного обязанного лица), а также встречные проверки. В таком случае решение по акту проверки выносится после их завершения, но не свыше 30 дней с даты составления акта проверки.

В случае, если по результатам  дополнительных и (или) встречных проверок необходимо внести изменения в акт проверки, то составляется дополнение к акту проверки и выносится решение по результатам проверок.

По истечении пяти рабочих дней со дня вручения акта проверки плательщику (иному обязанному лицу) при отсутствии его письменных возражений, а при наличии возражений – на следующий день после составления по ним заключения, начальником отдела обеспечивается вынесение решения по акту проверки руководителю налогового органа.

Основанием для вынесения  решения по акту проверки является наличие нарушений законодательства, выявленных и отраженных во втором разделе акта.

Решение принимается  по каждому акту проверки одного и  того же плательщика, а также, как  правило, по промежуточным актам проверки без объединения в одном решении результатов нескольких актов проверок.

Не подлежит исполнению решение налогового органа по проверке исключительно вопросов финансово-хозяйственной  деятельности, если оно не было в  установленном порядке направлено плательщику (иному обязанному лицу), вручено представителям плательщика (иного обязанного лица) в трехмесячный срок со дня его вынесения, за исключением случаев регистрации плательщика (иного обязанного лица) по фиктивным документам либо при невозможности установления места нахождения представителей плательщика (иного обязанного лица), места жительства индивидуального предпринимателя. В случае подачи жалобы (искового заявления) исчисление указанного срока приостанавливается до ее (его) рассмотрения.

Решение по акту налоговой  проверки может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные главой 11 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемых решений налогового органа или действий (бездействия) его должностных лиц. [18, с.61-62]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Международный опыт осуществления налогового контроля

 

 

 

 

 Налоговая служба Украины. Государственная налоговая служба Украины создана как единая система управления и контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством. Налоговые инспекции есть в каждом районе, в каждом городе областного подчинения. Они не зависят от других институтов исполнительной власти на местах, но по некоторым вопросам (например, по постановке на налоговый учет налогоплательщиков, регистрации предпринимательской деятельности) работают в тесном взаимодействии с ними. Спектр обязанностей налоговых инспекций довольно широкий – от постановки налогоплательщиков на учет до выявления и принудительного взыскания неуплат по налогам и сборам.

Государственное управление налогообложением и налоговый контроль как часть государственного управления и финансового контроля вообще отличаются от других форм управления и контроля тем, что их объектом являются различные виды налогов, организация функционирования системы уплаты налогов.

Государственные налоговые  органы организуют работу и выполняют  основные функции по обеспечению полноты, правильности и своевременности внесения налогов в бюджеты, предотвращению налоговых нарушений и привлечению к ответственности за нарушение налогового законодательства. Государственная налоговая служба Украины – центральный орган исполнительной власти, возглавляющий систему органов государственной налоговой службы Украины. Государственную налоговую службу Украины возглавляет Председатель Государственной налоговой администрации Украины, которого назначает на должность и освобождает от должности Президент Украины.

Функции государственных налоговых органов дифференцируются в зависимости от уровня налоговых органов. К ним относятся:

1. Учет налогоплательщиков.

2. Контроль за выполнением  налогоплательщиками законодательства.

3. Обеспечение бухгалтерского  учета.

4. Утверждение форм расчетов и отчетности.

5. Разработка направлений,  форм и методов налоговых проверок  и их осуществление.

6. Применение мер ответственности  к нарушителям законодательства  о налогах.

Все права и обязанности, формирующие полномочия налоговых  органов, распределяются на две группы. Во-первых, это группа, которая корреспондируется и согласуется с правами и обязанностями плательщиков (обязанность давать информацию относительно налогообложения, связанная с правом налогоплательщиков на такую информацию). Во-вторых, группа самостоятельных прав и обязанностей, которые реализуются при взаимодействии с другими органами или при наложении санкций. Очень важно закрепление исчерпывающего перечня прав и обязанностей налоговых органов. Именно это может ограничить противозаконное применение действий относительно плательщиков налогов, а у последних создать уверенность в защите со стороны государства, которое рассматривает налогоплательщика не как потенциального правонарушителя, а как партнера. [25]

Государственная налоговая  администрация Украины является органом исполнительной власти, возглавляемым Председателем, который по должности является министром. Председатели государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе назначаются и освобождаются Президентом Украины.

Главными задачами Государственной  налоговой администрации Украины  является:

осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления и уплаты налогов;

принятие решений по наложению финансовых санкций и административных штрафов;

принятие нормативных  и методических документов по вопросам налогообложения.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие  функции всех подразделений Государственной налоговой службы (общие функции налоговых органов):

1) обеспечивать учет  плательщиков налогов;

2) обеспечивать контроль  за выполнением плательщиками  налогов и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства;

3) осуществлять расчет  окладных налогов;

4) вести оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов и других платежей;

5) применять меры к  прекращению (предотвращению) нарушений  налогового законодательства;

6) осуществлять контроль за исполнением субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства относительно наличного денежного обращения;

7) применять восстановительные меры по предотвращению или ликвидации убытков, нанесенных бюджету или плательщику налогов;

8) применять меры ответственности  к нарушителям налогового законодательства;

9) осуществлять учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозного имущества, имущества, которое перешло по праву наследования к государству, и кладов;

10) выступать агентом валютного  контроля:

11) выступать исполнительным органом  по применению мер взыскания,  налагаемых государственными инспекциями и другими контролирующими органами. [25]

Создание налоговой милиции  в 1998 году стало необходимым условием формирования эффективной налоговой системы. Наряду с Государственной таможенной службой, подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел налоговая милиция являются частью сил, которые обеспечивают экономическую безопасность Украины.

По своему содержанию полномочия органов  налоговой милиции аналогичны полномочиям других правоохранительных органов, в частности, органов внутренних дел, Службы безопасности. Однако они отличаются своим предметом и основными направлениями деятельности. Иногда полномочия органов налоговой милиции несколько шире. Это касается, например, административных полномочий в финансовой сфере.

Информация о работе Государственные органы,осуществляющие налоговый контроль в Республике Беларусь