Информационное обеспечение финансового менеджмента и его роль в принятии управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:31, курсовая работа

Описание

Цель и задачи написания работы определили ее структуру, которая состоит из введения, трёх глав и заключения. Первая глава раскрывает теоретическое значение и сущность информации. Во второй главе рассматривается информационно-управляющие системы в финансовом менеджменте. В третьей главе раскрывается технология принятия управленческих решений с информационных позиций. В заключении представлены основные выводы по работе.

Содержание

Введение
1. Значение и сущность информации
1.1 Определение информации
1.2 Типы информации
1.3 Категории управленческой информации
1.4 Источники информации
1.5 Полезность информации
1.6 Информационные ограничения
2. Информационно-управляющие системы
2.1 Необходимость в формальной информационной системе
2.2 Цели и задачи информационно-управляющей системы
2.3 Компьютерная революция и информационно-управляющие системы
2.4 Проектирование информационно-управляющих систем
2.4.1 Информационно-управляющие системы и управленческая деятельность
2.4.2 Внешняя среда и информационно-управляющие системы
2.4.3 Этапы проектирования информационно-управляющих систем
2.5 Повышение эффективности информационно-управляющей системы
2.5.1 Участие пользователей в проектировании системы
2.5.2 Процесс обучения пользователей
2.5.3 Критерий затраты - эффективность
2.5.4 Отбор нужной информации
2.5.5 Обслуживающий персонал и тестирование оборудования
2.5.6 Модернизация системы и данных
3. Технология принятия управленческих решений с информационных позиций
3.1 Менеджер в информационном поле
3.2 Внешнее управление предприятием
3.3 Информационный потенциал
3.4 Технология принятия управленческого решения
3.5 Команда менеджеров
3.6 Информационный потенциал команды менеджеров
3.7 Технология принятия управленческого решения командой менеджеров
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по финансовому менеджменту.docx

— 172.76 Кб (Скачать документ)

     Если  подвижность и неопределенность внешней обстановки минимальны, то многие решения могут быть запрограммированы  и приняты посредством заранее  определенных процедур. Это позволяет  пропорционально увеличить использование  обезличенных источников информации, таких как сообщения и анализ. Однако, так как многие решения  являются нестандартными и неопределенными, то для их принятия нужно использовать больше информации из личных источников, таких как взаимодействие и самонаблюдение. Трудность использования таких  источников требует от руководства  уделять особое внимание таким поведенческим  факторам, как коллективное мнение, разногласия и неформальные взаимоотношения, которые часто влияют на качество получаемой информации. 

     2.4.3 Этапы проектирования  информационно-управляющих  систем

     Процесс проектирования ИУС можно разделить  на пять этапов:

     Анализ  системы принятия решений. Процесс  начинается с определения всех типов  решений, для принятия которых требуется  информация. Должны быть учтены потребности  каждого уровня и функциональной сферы.

     Анализ  информационных требований. Определяется, как описано выше, какой тип  информации требуется для принятия каждого решения.

     Агрегирование решений. Решения, для принятия которых  требуется одна и та же или значительно  перекрывающаяся информация, должны быть сгруппированы в одну задачу управления. Другими словами ИУС  должна быть скоординирована и интегрирована  с организационной структурой. Учет опыта решений, принятых одним управляющим  или группой, значительным образом  “направляет” процесс создания ИУС.

     Проектирование  процесса обработки информации. На данном этапе разрабатывается реальная система для сбора, хранения, передачи и модификации информации. Если предполагается использование компьютера, должны учитываться  возможности персонала для обработки  данных.

     Проектирование  и контроль за системой контроля. Последний, важнейший этап - это создание и  воплощение системы, служащей для оценки выдаваемой ИУС информации и позволяющей  распознавать и исправлять замеченные ошибки. Кроме того, было бы необходимо иметь возможность модифицировать ИУС в соответствии с изменениями  ситуации. Нужно допустить, что проектируемая  система будет иметь много  недостатков, в том числе значительных. Следовательно, необходимо определить, в чем именно она имеет недостатки, и создать процедуры для их выявления и корректировки системы  с целью их устранения. Таким образом, следует проектировать систему  так, чтобы она была гибкой и приспособляемой. 
 

         2.5 Повышение эффективности  информационно-управляющей  системы 

     При обсуждении вопросов проектирования ИУС  отмечались некоторые из требований к повышению их эффективности, например, требование, чтобы тип выдаваемой информации соответствовал потребностям управляющего для принятия им решения.

     К сожалению, множество потенциальных  проблем не позволяет эффективно работать даже такой ИУС, которая, на первый взгляд, хорошо спроектирована. Возможно, потенциальные пользователи не поймут преимуществ системы или  будут испытывать перед ней страх  и не захотят ею пользоваться. Может  также оказаться, что система  получилась слишком дорогой. Следовательно, необходимо обратить внимание на то, как  разрешить эти и другие проблемы, чтобы новая ИУС оказалась  эффективной не только на бумаге, но и на практике. 

     2.5.1 Участие пользователей  в проектировании  системы

     Сложные компьютеризированные информационно-управляющие  системы обычно проектируются группой  специалистов с помощью сторонних  консультантов. Чтобы проектируемая  ИУС была эффективной на практике, этим специалистам очень важно привлечь к процессу проектирования тех управляющих, которые впоследствии будут ею пользоваться. Эти пользователи лучше других знают, какие решения являются главными и какая информация нужна для  их принятия.

     Кроме того, если те руководители, которые  будут пользоваться информацией, не примут определенного участия в  процессе разработки, может оказаться, что система не будет давать им необходимой информации или будет  перегружать их бесполезной информацией. Не следует забывать и то, что  привлечение к проектированию людей, ответственных за внедрение, обычно уменьшает сопротивление изменениям. 

     2.5.2 Процесс обучения  пользователей

     Уменьшить сопротивление переменам также  можно, если как следует обучить  пользователей работе с системой. Такое обучение должно уменьшить  страх перед неизвестностью, который  внушает сложная ИУС. И, что наиболее важно, предварительное обучение позволит пользователям глубоко узнать возможности  системы и поможет им избежать тех “ловушек”, которые являются следствием имеющихся ограничений. Без такого обучения пользователи могут  оказаться во власти обслуживающего технического персонала и чувствовать  себя так, будто ИУС управляет  ими, а не наоборот. В результате может возникнуть чувство досады и нежелания пользоваться системой. 

     2.5.3 Критерий затраты  – эффективность

     ИУС не может считаться эффективной, если выгоды от ее использования заметно  не превышают затраты на ее создание. Наилучшая ИУС - это не обязательно  такая, которая дает наибольшее количество информации и наибольшую точность и  скорость. Лучшая система - это система, которая дает информацию такого количества и качества, которое необходимо для  целей управления при наименьших возможных затратах. Стоимость эксплуатации ИУС значительно превосходит  затраты на оплату труда специалистов и стоимость оборудования обработки  данных. В состав затрат входит время, затраченное на проектирование системы, ее установку, обучение персонала, а  также время и расходы, связанные  со сбором, накоплением и обработкой информации. Однако, оценкой экономической  эффективности ИУС часто пренебрегают. 
 
 
 

     2.5.4 Отбор нужной информации

     Одна  из важных проблем, связанных с новой  технологией ИУС, - это легкость, с которой можно выдавать чрезмерное количество информации. А избыток  информации также затрудняет процесс  принятия решения, как и ее недостаток. Погребенный под грудой несущественных фактов, руководитель или может просмотреть  важную информацию, или не сможет достаточно быстро установить ее для современного принятия решения. Следовательно, хорошо проектированная ИУС избирательно снабжает руководителя информацией  лишь того типа, которая необходима для его деятельности. По возможности, информацию необходимо как можно  плотнее “сжимать”, чтобы ускорить процесс ее накопления.

     Необработанная  информация, вводимая в компьютерную информационную систему, называемую базой  данных, должна быть организованна  так, чтобы ее можно было извлечь  в пригодном виде. Разные управляющие  имеют разную потребность в информации в разное время. Чтобы помочь им эффективно использовать аппаратное оснащение  системы, были разработаны разнообразные  пакеты программного обеспечения. Некоторые  их этих пакетов программного обеспечения, их применение и название, под которыми они реализуются на рынке показаны в таблице (см. В). 

     Таблица B Программное обеспечение для разных целей

Категория      Цель Имеющийся образец
Текстовой процессор Вводит, запоминает, редактирует, переставляет, стирает, формирует  и печатает (заменяет машинопись) Word Star

Easy Writer

Word Master

Широкие электронные таблицы Позволяют пользователю разрабатывать большие финансовые рабочие ведомости, рассматривать  вопросы типа “что, если” VisiCals

Multiplan

     Exel

Управление  базой данных Содержит списки наименований, счетов, предметов хранения, и т.д.

Сортирует в любой последовательности имеющуюся  информацию

dBASE

Paradox

Oracle

Informic

Составление графиков Представляет  цифровую информацию в виде линейных графиков, секторных диаграмм и специальных  графиков Auto-Graph

Masterplot

Graph&Calc

Бухгалтерский учет С помощью электроники  ведет финансовый учет, например, счетов дебиторов, амортизации, налогов, заработной платы и т.д. Accounting General

Leader

Управление  запасами Прослеживает  уровни запасов, их размещение, издержки, объем продаж, доходы, окупаемость  и резервы INFOTORY

The Store Manager

Коммуникации Передает и  принимает информацию из других компьютеров, коммерческих баз данных и электронной  почты Data Link

Visi Term

Data Comp

Управление  проектами Разрабатывает календарные планы, координирует ресурсы  и контролирует программы Estimacs

Job Cost

PERT

 

     2.5.5 Обслуживающий персонал  и тестирование  оборудования

     Если  ИУС использует компьютер, то организация  должна нанять соответствующее количество обслуживающего технического персонала  и операторов. Эти специалисты  должны стать частью организации  и проникнуться пониманием того, что  их обязанность - помочь организации  в достижении ее целей, а не просто обеспечить безотказную работу компьютеров. Кроме того, новые компьютеры и  программы могут плохо работать из-за имеющихся ошибок. Поэтому  все производители настоятельно рекомендуют, чтобы оборудование было проверено на точность в процессе работы в параллель с другими системами, прежде чем на систему можно будет положиться. 

 

      2.5.6 Модернизация  системы и данных

     Как и большинство других вспомогательных  средств управления, на работу ИУС  оказывают влияния изменения  внутренних и внешних обстоятельств. Любое изменение в структуре  организации обычно означает, что  какую-то конкретную информацию нужно  будет направлять по другому адресу. Например, если высшее руководство  принимает шаги к децентрализации  организационной структуры, необходимо модифицировать ИУС таким образом, чтобы снабжать руководителей более  низких звеньев отчетами и другой информацией, которая ранее была адресована только высшему руководству. Аналогично, если произошло изменение  целей, например, вследствие решения  выпускать новое изделие, нужно  также изменить и модернизировать  ИУС, чтобы она выдавала информацию о новых потребителях и конкурентах. Если от правительственных органов  поступают новые распоряжения относительно налогообложения, безопасности изделия, потребительской информации, гарантий прав на работу и т.п., необходимо модернизировать  ИУС с целью сбора, хранения, обработки  и распределения новой необходимой  информации.

     Руководящие работники не могут предвидеть, какая  именно информация им может понадобиться. Изменения банковского процента, возможное слияние компаний, объявление конкурентов о выпуске нового изделия может заставить управляющего разыскивать соответствующие данные и собирать буквально по крохам необходимую  ему для принятия решения информацию. Даже рутинный анализ оперативных данных может породить самые неожиданные  вопросы.

 

         3. Технология принятия  управленческих решений  с информационных  позиций 

     3.1 Менеджер в информационном  поле 

     Принципы  управления предприятием как единым организмом, имеющим свои цели и  задачи, достаточно хорошо разработаны  в научном и практическом планах. Переход к рыночным отношениям, прежде всего, отразился на проблеме поведения  предприятия во внешней среде, которая  все более активно осуществляет регулирующую роль.

     Принимая  внутренние или внешние управленческие решения, менеджер не должен нарушать правила установленные внешней  средой, а для этого он должен их знать и понимать.

     Внешняя среда представляет собой метасистему, состоящую из множества организационных  систем. Одной из таких оргсистем  является предприятие. Системы, осуществляющие в отношении предприятия явное  или неявное управление, являются управляющими системами.

     В метасистеме существует глобальное информационное поле, создаваемое продуктами деятельности физических и юридических  субъектов, а также результатами отражения одних материальных объектов и явлений в других, которые  можно рассматривать как точечные источники информации (ТИИ).

     В глобальном информационном поле можно  выделить ситуативное информационное поле, точечные источники информации которого определяют регламентированное поведение предприятия.

     Управляющие системы изготавливают и “выпускают”  в информационное поле точечные источники  информации, разные по содержанию (законы, распоряжения, рекомендации, учебники и т.д.), форме (книги, статьи в газетах  и журналах, письма, файлы, базы данных и т.д.), на различных материальных носителях (бумага, магнитный диск, лента и т.д.).

     Точечные  источники информации, предназначенные  для управляющего воздействия на поведение предприятия, называются информационными продуктами (ИП), а  не предназначенные - информационными  изделиями (ИИ). Как правило, управляющая  система изготавливает конкретный ИП, предназначенный для множества  предприятий, в единственном экземпляре. Другие системы, не имеющие статуса  управляющих, изготавливают информационные копии этих ИП, то есть такие информационные продукты, которые должны восприниматься предприятием, как ИП, изготовленные  непосредственно управляющими системами.

     Глобальное  информационное поле наполняется множеством копий управляющих ИП, которые  могут быть относительно равномерно распределены в пространстве или  скапливаться в отдельных точках этого пространства.

Информация о работе Информационное обеспечение финансового менеджмента и его роль в принятии управленческих решений