Классификация ценных бумаг и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:21, курсовая работа

Описание

Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на часть, которая вновь направляется в производство, и ту часть, которая временно высвобождается. Последняя, как правило, и представляет собой сводные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.
Возникновение и обращение капитала, представленного в ценных бумагах, тесно связанно с функционированием рынка реальных активов, т.е. рынка, на котором происходит купля-продажа материальных ресурсов. С появлением ценных бумаг (фондовых активов) происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой - его отражение в ценных бумагах.
Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.
Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.
Итак, в первой части работы, постараемся охарактеризовать ключевые моменты фондового
рынка, его определение, исторический аспект развития, структуру, возможные способы размещения ценных бумаг – первичный и вторичный рынки, понятие фондовой биржи.
Во второй части, постараемся изложить определение ценных бумаг, классифицировать их,
по характеру эмитента: корпоративные, государственные, муниципальные, прочие ценные
бумаги; способы защиты ценных бумаг. В разделе ценные государственные бумаги, т.ж. попытаемся подробно рассмотреть и проанализировать феномен процветания и краха рынка
ГКО-ОФЗ.
В третьей части выделим две неотъемлемые части регулятивной инфраструктуры рынка: государственное регулирование и саморегулятивную организацию, постараемся увидеть их воздействие на рынок ценных бумаг.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
I РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ 4
I.1 Понятие фондового рынка 4
I.2 Исторический аспект развития рынка ценных бумаг в России 4
I.3 Структура фондового рынка 8
II КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ 11
II.1 Виды ценных бумаг и их характеристика 11
II.2 Корпоративные ценные бумаги 13
II.2.2.1 Виды акций 15
II.2.2.2 Сопоставление прав, предоставляемых владельцам акций и облигаций 17
II.2.3.1 Земельный вексель 19
II.4 Муниципальные облигации 28
ЗА К Л Ю Ч Е Н И Е 29
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 30

Работа состоит из  1 файл

Классификация ценных бумаг и их виды.doc

— 330.50 Кб (Скачать документ)

    Действия  Министерства финансов РФ и Центрального банка Российской Федерации в  этих случаях оговорены специальным  договором № 5-2-1 “О размещении и  обслуживании выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций” от 6 мая 1993 г. 

    Государственные ценные бумаги, выпускаемые в виде срочных долговых обязательств, являются одним из инструментов управления государственным  долгом.

    Обращение ГКО в России регламентируется "Основными  условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993г. №107 Совета Министров.

      Создание рынка ГКО решает следующие задачи:

  • финансирование бюджета из неинфляционного источника (привлечение финансовых ресурсов с рынка);
  • определение реальной стоимости обслуживания государственного долга (процентная ставка ГКО определяется рынком);
  • установление ориентира для рыночных ставок по другим инструментам финансового и денежного рынков;
  • предоставление участникам рынка высоконадёжного, высоколиквидного инструмента для размещения свободных финансовых ресурсов;
  • предоставление в распоряжение ЦБ инструмента для проведения денежно-кредитной политики посредством операций на "открытом рынке";
  • организация широкой сети коммерческих посредников, охватывающих значительные слои инвесторов;
  • внедрение современной электронной технологии торговли, расчётов и депозитарного учёта.

    ГКО являются высоконадёжным финансовым инструментом, так как являются государственными обязательствами. ГКО обращаются в безбумажной форме - в виде записей на счетах владельцев, что резко сужает круг возможных махинаций, исключает возможность краж и подделок.

    Все облигации являются именными. Облигации  выпускаются на срок 3 и 6 месяцев. Эмиссия облигаций осуществляется периодически в форме отдельных выпусков.

    Каждый  выпуск производится, как правило, один раз в месяц. ГКО всех выпусков имеют одинаковую номинальную стоимость 100 тысяч рублей. Цены на облигации  устанавливаются в процентах к номиналу с точностью до 0,01%. Облигации размещаются с дисконтом, то есть по цене ниже номинала.

    Доходом по ГКО считается разница между  ценой реализации и ценой покупки. Так как доход по ГКО приравнен  к доходу по процентам по государственным  ценным бумагам, то он не облагается налогом.

    При совершении сделок с ГКО с покупателя взимается налог на операции с  ценными бумагами в размере 0,1% от величины сделки.

    Реальная  доходность от вложений в ГКО определяется с учётом размеров налогообложения  субъектов инвестирования: для банков 30%, для небанковских организаций - 32%. Следовательно, при прочих равных условиях доходность по ГКО для небанковских организаций несколько выше. В капиталистически развитых странах реальные доходы по ГКО не превышают 6-7%.

    На сегодняшний день рынка ГКО фактически не существует. 14 августа правительство приостановило выплаты по ГКО и ОФЗ, что стало одной из причин кризиса в августе 1998г. По данным Доклада, подготовленного сотрудниками Департамента финансовой политики МЭКа (Межгосударственного Экономического Комитета) и Исполнительной дирекции МВК (Межгосударственного Валютного Комитета) под редакцией д.э.н. Д.А. Чегодаева на основании материалов Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Межгосударственного статистического комитета СНГ, министерств экономики, финансов и Центрального Банка Российской Федерации и публикаций в средствах массовой информации, причинами кризиса явилось то, что:

  • Правительство проглядело смену экономических фаз и не смогло (или не захотело) скорректировать систему экономических регуляторов;
  • Правительство не увидело специфики настоящего кризиса, приняв его за классический “кризис бюджетных дефицитов”. В результате меры, примененные им, были направлены на реструктуризацию внутренних обязательств, а не на приведение к реальности завышенной системы цен, эти обязательства спровоцировавшие;
  • Правительство пыталось одновременно условно девальвировать рубль и санировать рынок ГКО - ОФЗ, повысить налоговые поступления и заморозить обязательства крупных российских банков перед иностранными кредиторами. Полученные результаты не имели ничего общего с поставленными задачами: на рынок хлынул шквал “отсроченной инфляции”, была спровоцирована паника и “расходы будущих периодов” неумелыми действиями были переведены в “текущие обязательства”;
  • Попытка Правительства ослабить давление на валютный сегмент финансового рынка, образовавшийся в результате оттока больших объемов рублевой денежной массы из корпоративного сектора, вследствие резкого снижения привлекательности арбитражных сделок путем увеличения доходности ценных государственных бумаг, привела к критическому росту бюджетных расходов по обслуживанию внутреннего долга;
  • Фактической ликвидацией 14 августа рынка ГКО Правительство только усилило это давление, и вся высвободившаяся рублевая масса хлынула на валютный рынок;
  • Принятие правительством и ЦБ РФ 17 августа экстренных защитных мер спровоцировало резкое снижение ликвидности банковской системы России, многие из банков оказались на грани банкротства. Население начало скупать доллары в обменных пунктах, снимать вклады с рублевых и валютных банковских счетов, начался ажиотажный спрос на все товары и продовольствие.

    Кризиса можно было избежать или, по крайней  мере, смягчить, если бы вместо панического  повышения доходности ГКО и ОФЗ был найден иной доходный сегмент рынка, куда были бы направлены финансовые потоки, высвобожденные после краха рынка корпоративных бумаг, например в реальный сектор российской экономики, способный при правильном управлении эффективно использовать значительный объем инвестиций

    Также можно было бы расширить объемы денежных масс за счет увеличения капитализации  предприятий, введения в финансовый оборот земельных участков, принадлежащих  предприятиям.

    Практически невостребованной оказалась и интеллектуальная собственность не только в России, но и во всех странах СНГ. Имея огромный интеллектуальный потенциал, наши государства так и не смогли вовлечь интеллектуальную собственность в хозяйственный оборот, как это уже давно сделано в развитых странах. Так, по некоторым оценкам экспертов, в составе основных фондов технологических фирм развитых стран доля интеллектуальной собственности в виде нематериальных активов составляет до 40%, в то время как на подобных предприятиях государств СНГ, в лучшем случае, - доли процента. Однако это вопрос перспективы, и он не решается в течение года.

    Как известно, ситуация на финансовых и  фондовых рынках является только индикатором  общего экономического состояния государства. Поэтому все достижения в области  валютной стабилизации, не подкрепленные позитивными изменениями в “реальном секторе”, крайне уязвимы под воздействием внешнего кризиса.

    Хотя  тенденции последних дней дают надежду  на улучшение ситуации, пока рано говорить о завершении кризиса, и еще долго  придется преодолевать его последствия.

    В первую очередь необходимо сохранить  объемы товарооборота между нашими странами, снижение которого вызвано  как финансовым кризисом, так и  защитными мерами, введенными для  пополнения валютных резервов, не допустить  паралича в платежно-расчетных отношениях.

    Также в случае продолжения снижения курса  доллара по отношению к рублю, ряд крупных банков стран Содружества  может испытать значительные трудности. Это обстоятельство, а также сокращение объемов золотовалютных резервов могут вызвать проблемы в банковских системах этих государств

    На  сегодняшний день можно сказать, что правительство борется с  кризисом в большей степени административными  методами, нежели чем экономическими. Правительство, дабы не допустить резкого  роста цен, ограничило перемещение денег по рынкам. Сейчас рублю абсолютно некуда податься. Рынок ценных бумаг – как государственных, так и корпоративных – фактически не работает. Обновленные ГКО торгуются мизерными по сравнению с серединой 1997 года объемами. Валютный рынок пребывает в стагнации после того, как правительство и Центральный банк жестко привязали покупку долларов к наличию у покупателя импортного контракта. 

II.3.2 Облигации государственного  российского республиканского  внутреннего 5%-ного  займа 1990 г.

    Были  выпущены 1 января 1990 г. сроком на 16 лет. Номинал облигаций — 5000, 10000, 25000 и 100000 руб. Размещались облигации среди юридических лиц. Доход по облигациям фиксирован в размере 5% от номинала и выплачивается один раз в год.  

II.3.3 Облигации выигрышного российского внутреннего займа 1992 г.

    Выпущены 1 октября 1992 г. сроком на 10 лет. Номиналы облигации 500 и 1000 руб. Характерная особенность этого займа - он выпускался отдельными разрядами по 5 млрд. руб. и общий объем займа при выпуске не устанавливался. Доход по облигациям выплачивается в форме выигрышей из расчета 30% в год. В течение 10 лет обращения облигаций предусмотрен выигрыш 32% всех облигаций. Остальные облигации по истечении этого срока погашаются по номиналу. 

II.3.4 Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (облигации ВЭБ) эмитированы Министерством финансов РФ в 1993 г.

    Для компенсации валютных средств предприятий, находившихся на счетах Внешэкономбанка. Облигации выпущены в бумажной форме номиналом в 1000,  10000 и 100000 долл. в виде семи серий (траншей) со сроками погашения 14 мая 1994 г., 1996 г., 1999 г., 2003 г., 2008 г.,  2006 г. и 2011 г. По облигациям начисляется 3% годовых с 14 мая 1993 г. Проценты уплачиваются держателям облигаций раз в год 14 мая по предъявлении ими соответствующего  купона. После погашения облигаций ВЭБ первого транша в 1994 г. доверие инвесторов к ним заметно повысилось, в результате чего начал быстро формироваться вторичный рынок. В настоящее время облигации продаются на договорной основе с дисконтом в цене (скидкой в процентах от номинала). Значение цены этих облигаций (на начало июня 1996 г.) в процентах от номинала для разных траншей, а также эквивалентная величина доходности валютных вложений на соответствующие сроки (с учетом выплачиваемых 3% годовых) представлены в таблице. 

Номер

Транша

Год погашения Цена, % от номинала Доходность  к погашению
3 1999 70,5-70,9 16,3
4 2003 40,9-41,25 19,0
5 2008 28,9-29,25 17,6
6 2006 31,6-31,65 18,5
7 2011     24,5 17,5
 

II.3.5 Облигации государственного сберегательного займа (ОСЗ)

    Эмиссия ОСЗ проводится в форме отдельных  выпусков в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого законом о федеральном бюджете  на соответствующий  финансовый год.

    Выдержка  из приказа Минфина РФ от 11.02.98 г. '' О выпуске облигаций государственного сберегательного займа РФ двадцать шестой серии. '' Утвердить прилагаемые Условия выпуска облигаций государственного сберегательного займа РФ двадцать  шестой серии, определив следующие параметры эмиссии:

  • объем эмиссии — 1 млрд. рублей;
  • номинальная стоимость облигации 500 рублей;
  • общее количество облигаций — 2000000 штук;
  • дата начала выпуска — 22 апреля 1998 года;
  • дата начала погашения — 22 апреля 1999 года;
  • дата окончания погашения — 22 октября 1999 года;
  • срок обращения облигаций — 1 год... ''

    Владельцами ОСЗ могут быть юридические  и  физические лица, являющиеся по российскому  законодательству резидентами и  нерезидентами. С облигациями государственного сберегательного займа можно  совершать сделки купли-продажи в течение одного года — срока их обращения.   

    Облигации выпускаются в документарной  форме, являются  государственными ценными бумагами на предъявителя и  предоставляют право их владельцам на получение процентного  дохода, начисляемого ежеквартально к номинальной стоимости  при их погашении. Купонный период составляет три календарных месяца. Процентный доход по купону определяется эмитентом на каждый  купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов  с переменным купонным доходом плюс установленная Министерством финансов РФ премия. Таким образом, процентный  доход по рассматриваемым облигациям превышает уровень доходности по другим видам государственных ценных бумаг. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации. При  этом владельцу выплачивается номинальная стоимость облигации и процентный доход по последнему купону. Банки и финансовые организации, участвующие в размещении ОСЗ, в течение 60 дней с момента начала выпуска обязаны продать по рыночным ценам не менее 90% купленных ими у эмитента облигаций. 

Информация о работе Классификация ценных бумаг и их виды