Алгоритм разрешения коллективных трудовых конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:29, контрольная работа

Описание

Деятельность и психические процессы. Психические процессы как внутренние компоненты деятельности. Зависимость развития психических процессов человека от его деятельности. Идентичность строения внешней (практической) и внутренней (психической) деятельности. Участие деятельности в процессах ощущения и восприятия. Деятельнбсть и внимание. Активный, деятельност-ный характер представлений. Участие деятельности в формировании и развитии памяти человека. Деятельность и интеллектуальные процессы. Зависимость речи от характера деятельности человека.

Содержание

Введение 2
Понятие и строение человеческой деятельности 3
Виды и развитие человеческой деятельности 10
Деятельность и психические процессы 15
Умения, навыки, привычки 18
Список используемой литературы 22

Работа состоит из  1 файл

деятельность психология.docx

— 44.38 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 2
Понятие и строение человеческой деятельности 3
Виды  и развитие человеческой деятельности 10
Деятельность  и психические процессы 15
Умения, навыки, привычки 18
Список  используемой литературы 22

 

Введение

Понятие и строение человеческой деятельности. Определение деятельности. Отличие деятельности от поведения и активности. Специфика человеческой деятельности. Основные атрибуты деятельности. Структура деятельности. Понятия действия, операции и средства осуществления деятельности. Мотивация деятельности. Внутренние и внешние компоненты деятельности, взаимопереходы между ними.

Виды  и развитие человеческой деятельности. Виды человеческой деятельности. Труд как деятельность. Учение и его особенности. Общение как деятельность. Игра как вид деятельности. Особенности и функции игр у людей разного возраста. Специфика детской игры. Игровые формы поведения у взрослых людей. Деятельность и развитие человека. Общие и специальные закономерности формирования различных видов деятельности. Структурные преобразования деятельности в процессе ее развития.

Деятельность  и психические  процессы. Психические процессы как внутренние компоненты деятельности. Зависимость развития психических процессов человека от его деятельности. Идентичность строения внешней (практической) и внутренней (психической) деятельности. Участие деятельности в процессах ощущения и восприятия. Деятельнбсть и внимание. Активный, деятельност-ный характер представлений. Участие деятельности в формировании и развитии памяти человека. Деятельность и интеллектуальные процессы. Зависимость речи от характера деятельности человека.

Умения, навыки и привычки. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Образование умений и навыков. Двигательные умения и навыки. Познавательные умения и навыки: перцептивные, мнемические, интеллектуальные, ориентировочные. Практические умения и навыки. Понятие привычки и ее место в структуре деятельности.

 

Понятие и строение человеческой деятельности

Основное, чисто внешнее отличие живой  материи от неживой, высших форм жизни  от низших, более развитых живых  существ от менее развитых заключается  в том, что названы первыми гораздо более подвижны и активны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Элементарные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Это относится к разнообразию и скорости движений, возможности перемещаться в пространстве на различные расстояния. Простейшие могут жить только в водной среде, земноводные выходят на сушу; червеобразные живут на земле и под землей, птицы поднимаются в небо. Человек способен создать себе условия И обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в последние годы и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активное™.

Активность  растений практически ограничена обменом  веществами с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы  исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных  для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность  можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же геноти-пически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Современный человек живет в окружении  таких предметов, ни один из которых  не является чистым творением природы.

Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той  или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением  человеческих способностей. В них  как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения  с такими предметами, включение их в деятельность выступает как  собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

Иными словами, деятельность человека проявляется  и продолжается в творениях, она  носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Деятельность  человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана  естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается  и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического  развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это — потребности  в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании  и другие.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны  со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, — умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.

Система движений, совершаемых животными, обусловлена  анатомо-физиологическим устройством  организма. С предметами человеческой материальной культуры (книга, карандаш, ложка и т.п.) животные обращаются так, как если бы они были обычными природными предметами, без учета  их культурного назначения и способа  употребления людьми. У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам культуры использования  соответствующих предметов, т.е. становятся искусственными, более совершенными и социально обусловленными.

Животные  только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность животных, носила в основном потребительский характер, то нескольким десяткам поколений людей не удалось бы за исторически сравнительно короткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это — благодаря деятельностному характеру человеческой активности.

Подведем  итоги. Главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:

1.  Деятельность  человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность  животных имеет потребительскую  основу, она в результате ничего  нового по сравнению с тем,  что дано природой, не производит  и не создает.

2.  Деятельность  человека связана с предметами  материальной и духовной культуры, которые используются им или  в качестве инструментов, или  в качестве предметов удовлетворения  потребностей, или в качестве  средств собственного развития. Для животных человеческие орудия  и средства удовлетворения потребностей  как таковые не существуют.

3.  Деятельность  человека преобразует его самого, его способности, потребности,  условия жизни. Активность животных  практически ничего не меняет  ни в них самих, ни во внешних  условиях жизни.

4.  Человеческая  деятельность в ее разнообразных  формах и средствах реализации  есть продукт истории. Активность  животных выступает как результат  их биологической эволюции.

5.  Предметная  деятельность людей с рождения  им не дана. Она «задана» в  культурном предназначении и  способе использования окружающих  предметов. Такую деятельность  необходимо формировать и развивать  в обучении и воспитании. То  же относится к внутренним, нейрофизиологическим  и психологическим структурам, управляющим  внешней стороной практической  деятельности. Активность животных  изначально задана, генотипически  обусловлена и разворачивается  по мере естественного анатомо-физиологического  созревания организма.

Деятельность  отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

Деятельность  человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом  деятельности называется то, что побуждает  ее, ради чего она осуществляется. В  качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и  с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы  человеческой деятельности могут быть самыми различными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека — на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это — производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель  деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие  одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными  конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги  для человека может выступить  как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это  получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в  кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень  нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как  приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем  виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что  бы то ни стало чьего-либо расположения.

Информация о работе Алгоритм разрешения коллективных трудовых конфликтов