Американская, японская, западноевропейская модели менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:56, реферат

Описание

Экономические отношения в настоящее время связывают национальные экономики и в значительной степени нейтрализуют национальные особенности экономического поведения. На основании этого нередко говорят о том, что экономическая деятельность и менеджмент как ее составная часть становятся интернациональными, то есть утрачивают национальную специфику.

Работа состоит из  1 файл

Американская.docx

— 26.99 Кб (Скачать документ)

Важнейшим шагом на пути образования  федерации государств ЕС стало введение с 1 января 1999г. новой единой денежной единицы – евро с одновременными упразднениями национальных валют.

Основой для международного муниципального менеджмента в Европе служит Европейская Хартия местного самоуправления 1995г. Она предусматривает  возможность принадлежать к международным  ассоциациям местных властей, что  должно быть признано законодательством  в каждом государстве.

Международный менеджмент развивается  и на уровне предприятий и организаций. К ним относятся транснациональные  корпорации, совместные предприятия  и др.

К 90-м годам XX века в менеджменте  как науке сформировались ряд  научных школ, издано достаточно книг и учебников. Менеджмент развивается  в масштабах многих стран, приобретает  интернациональный характер. В подготовке менеджеров наряду с изучением теории важным становится получение практических навыков. В последнее время стало  выходить немало работ о новейших достижениях в сфере менеджмента  – управление производством в  Японии, США, Швеции, Финляндии, Франции  и др. К примеру, стали бестселлерами  книги Ли Якокка «Карьера менеджера», К.Татенси «Вечный дух предпринимательства», Г.Форда «Моя жизнь, мои достижения», Ж-Л. Сулицер «Зеленый король» и  т.д. Анализ этих работ и попыток  применить их на практике позволяют  избежать многих ошибок в сфере менеджмента, быстрее и точнее находить пути решения  управленческих проблем. Особенно важны  апробированные знания о том, как  надо работать в сфере управления, для российских руководителей предприятия, организаций, фирм. Классические произведения менеджмента, на которых воспитаны поколения зарубежных менеджеров, содержит фундаментальные идеи теории и практики управления, на их основе создаются новейшие достижения менеджмента.

Этапы и школы в истории  менеджмента

Основателем классической школы  « научного менеджмента» считается  Фредерик Тейлор (1856-1915) – инженер-практик  и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения  производительности и эффективности. Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления»(1911).

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать  системой, основанной на определённых научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и  мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать  не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему  оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.

Бурное развитие промышленности предопределило дальнейшую эволюцию научных  взглядов классической школы. Развитее идей Тейлора было продолжено выдающим французским инженером Анри Файолем ( 1841-1925), который предложил формализованное  описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них  виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию  и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении  управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается  основателем так называемой классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается  в том, что она рассматривает  управление, как универсальный процесс, стоящий из нескольких взаимосвязанных  функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.

К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации, названная  ее автором, немецким социологом Максом Вебером (1864-1920) «бюрократией». Большинство  американских теоретиков управления, высоко оценивая эвристическое значение организационной модели Вебера, подчеркивают вместе с тем, что он интересовался  лишь формальной организацией управления, а все отклонения от нее рассматривал как «идиосинкразию», которая не представляет интереса для теоретика.

Школа «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент), уделяет  внимание психологии отношений, поведению  и потребностям людей, социальным взаимодействиям  и групповым интересам. Выделяют три области направления : человеческие отношения, человеческие ресурсы и  бихевиоризм.

Считается, что начало этому  направлению положил Элтон Мэйо (1880-1945); который пришёл к сенсационному  в то время открытию, исследуя зависимость  производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). После многочисленных экспериментов (хоторнские эксперименты) был сделан вывод о том, что поведение  группы может в большой степени  не зависеть от рабочих условий или  схемы оплаты труда.

Ещё до получения Э.Мэйо практических результатов, их теоретически превосходила англичанка Мэри Фоллет (1868-1933). Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах  его поведения, а на достижениях  научной психологии.

Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40-60-е годы, когда  учеными - бихевиористами ( от англ.behaviour-поведение) было разработано несколько теорий мотивации. Одно из них является иерархическая  теория потребностей Абрахама Маслоу (1908-1970).

Одно из наиболее известных  концепций мотивации, продолжающей теорию Маслоу, является взгляды профессора Фредерика Херцберга (род.1904), обусловливающие  мотивацию удовлетворенностью или  неудовлетворенностью работой.

Современная система взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е  гг. XX в. как количественная школа  науки управления, основанная на понимании  сложных управленческих проблем, благодаря  разработке и применению моделей  с использованием количественных методов. В школе науки управления различают  два главных направления: производство рассматривается как социальная система, а также используются системный  и ситуационный анализ с применением  матметодов и ЭВМ. Среди новых  подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный  менеджмент. Другими направлениями  является выведение общих принципов  сложных систем с помощью синергетической  методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности  экономических процессов). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент».


Информация о работе Американская, японская, западноевропейская модели менеджмента