Анри Файоль основатель административной школы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:09, доклад

Описание

Файоль родился в 1841 году в пригороде Стамбула в Турции, где его отец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. В 1847 году его семья вернулась домой во Францию. Окончив в 1860 году Горную школу Сент-Этьена, он устроился на работу в горнодобывающую компаниюCompagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville, в которой с 1888 по 1918 год занимал пост руководителя. В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление» (фр. Administration Industrielle et Générale). В своей книге Файоль обобщал наработанные им схемы управления, создавая логически стройную систематическую теорию менеджмента

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 35.72 Кб (Скачать документ)

Анри  Файоль (фр. Henri Fayol29 июля 1841 — 19 ноября 1925) — французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления.

Биография

Файоль родился в 1841 году в пригороде Стамбула в Турции, где его отец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. В 1847 году его семья вернулась домой во Францию. Окончив в 1860 году Горную школу Сент-Этьена, он устроился на работу в горнодобывающую компаниюCompagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville, в которой с 1888 по 1918 год занимал пост руководителя. В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление» (фр. Administration Industrielle et Générale). В своей книге Файоль обобщал наработанные им схемы управления, создавая логически стройную систематическую теорию менеджмента

Управленческая концепция

Файоль выделяет пять функций менеджмента, представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время связанные с другими направлениями процесса управления[1].

Функции менеджмента  по Файолю:

  1. Планирование2Организация3Мотивация4Контроль5Координация

Файолем были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления. Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи — сформулированы впервые[1].

Принципы управления по Файолю:

  1. Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
  2. Полномочия и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.
  3. Дисциплина — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
  4. Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.
  5. Единство действий — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.
  6. Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.
  7. Вознаграждение — наличие справедливых методов стимулирования работников.
  8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.
  9. Иерархия — организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
  10. Порядок — рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.
  11. Справедливость — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия.
  12. Стабильность персонала — текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.
  13. Инициатива — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
  14. Корпоративный дух — сплочённость работников, единство силы.

Классическая или, как ее еще называют, администра-тивная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль (1841 -- 1925), французский горный инже-нер, выдающийся менеджер-практик, один из основопо-ложников теории управления. В 19 лет Файоль окончил Национальную школу горного дела в Сент-Этьене.В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной орга-низации труда отдельного рабочего, представители клас-сической школы занялись разработкой подходов к совершен-ствованию управления организацией в целом. Подобный подход в известной мере объясняется и тем обстоятель-ством, что Тейлор и Ф. Гилбрет начинали свою деятель-ность простыми рабочими, в то время как Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководи-телей высшего звена управления в большом бизнесе. Так Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого называют отцом менеджмента, на протяжении тридцати лет (1888--1918) был управ-ляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо». Когда он принял руководство, концерн находился на грани краха. К моменту выхода Файоля в отставку (1918) концерн пре-вратился в одно из крупнейших, эффективно работаю-щих предприятий, что способствовало укреплению обо-роноспособности Франции во время первой мировой войны.Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил Центр административных исследований, который зани-мался выполнением заказов по проведению исследова-ний в различных сферах экономической деятельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведом-ство). Файоль был награжден орденом Почетного легио-на и другими государственными наградами, имел высо-кие научные звания.Управленческой деятельностью занимались и другие представители этой школы. Так Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии, Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А.К. Рейли, работал под руководством П. Слоуна в компа-нии «Дженерал Моторс». Следовательно, работая в орга-низации на разных уровнях управления, представители школы научного управления и классической школы имели различные взгляды на проблемы управления ор-ганизацией. Создатели школы научного управления ос-новное внимание уделяли повышению эффективности производства, тогда как представители классической школы считали главным совершенствование управления организацией в целом. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классиче-скую школу называют административной.Наряду с вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего классическая школа начинает зани-маться разработкой общих принципов управления органи-зацией. Целью классической школы было создание универ- сальных принципов управления. При этом классическая школа придерживалась того мнения, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

Родоначальником классической школы считается Файоль, который в своих исследованиях исходил не из американского, а из европейского, в частности француз ского, опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в дос-тижении целей организации.

Основным трудом Файоля является его работа «Общее и промышленное управление», написанная в 1916 г. и пе-реизданная в СССР (1923) с предисловием А.К. Гастева.

В основе концепции  Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.

Файоль старался обосновать необходимость и воз-можность создания особой науки управления людьми, как части общего учения об управлении предприятием.

Что такое управление (по определению А.Файоля)?

Управлять, утверждал Файоль, значит вести пред-приятие к: его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

По мнению Файоля, администрирование составляет часть управления, которое включает шесть основных групп операций управленческой деятельности:

· техническую и технологическую (производство, изготовление, переработка);

· коммерческую (закупка, продажа, обмен);

· финансовую (привлечение капиталов и эффектив-ное управление ими);

· охранную (охрана собственности и физических лиц);

· учетную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);

· административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все шесть групп операций стали предметом его пристального изу-чения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. «Органом и инструментом адми-нистративной функции служит лишь образование соци-ального порядка. В то время как прочие функции (пер-вые пять из шести вышеперечисленных) опери-руют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал».

Файоль рекомендовал использовать санкции как ос-новной метод управленческого воздействия.

Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

В значительной степени  успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не под-дается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разде-лил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относя-щиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

Файоль рассматривал управление как особый вид дея-тельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать осо-бым объектом исследования. Файоль определил, что дея-тельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль.

Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т. п. Однако несмотря на это, она обязательно должна вклю-чать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и тех-нику их осуществления.

Предвидение (планирование). Оно выражается в раз-работке программы действий предприятия по техниче-ским, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на теку-щий период (год, месяц, неделю, сутки).

Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существен-ную часть управления. «Предвидеть -- ... означает исчис-лять будущее и подготавливать его; предвидеть -- это уже почти действовать».

Основное место  в предвидении отводится разработке программы действий, под которой  он понимал «конечную цель, руководящую  линию поведения, этапы предстоя-щего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представ-лена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.

Для разработки программы  действий необходимо знание:

· ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы, величина производственной мощности, конъюнктура рынка и т. д.);

· ведущих направлений  развития предприятия;

· возможных изменений  внешних условий, сроки наступления которых нельзя определить заранее.

· Составление необходимой  программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала:

· искусства управлять  людьми;

· известного нравственного  мужества;

· большой активности;

· достаточной устойчивости;

· известной компетенции  в производственной области;

· наличия достаточного опыта в делах.

Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в се-бя обеспечение предприятия необходимыми материала-ми, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социаль-ный организм должен быть способен выполнять все опе-рации, необходимые для осуществления производствен-ного процесса на предприятии.

Управление людьми (социальный организм) включает следующие  обязанности:

· установление программы  действий; определение задач, целей  и потребностей предприятия и  установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами;

· наблюдение за выполнением  программы;

· осуществление руководства  предприятием компетентным и энергичным руководителем;

· правильный подбор административного аппарата;

· точное определение  функций;

· согласование усилий для выполнения намеченной работы;

· ясное, отчетливое и  точное формулирование решений;

· поощрение ответственности  и инициативы;

· справедливое вознаграждение за труд;

· предупреждение ошибок и недоразумений;

· обязательное соблюдение дисциплины;

· подчинение личных интересов интересам предприятия;

· единство распорядительства;

· всеобщий контроль;

· борьба со злоупотреблениями  в регламентации, с бюрократическим  формализмом, бумажной волокитой и  т.д.

Все указанные обязанности  являются справедливыми, и для настоящего времени.

Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью  функции распорядительства.

Информация о работе Анри Файоль основатель административной школы управления