Антикризисное управление на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – охарактеризовать систему антикризисного управления предприятием.
Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:
1. раскрыть понятие, виды и признаки кризиса предприятия;
2. определить сущность и задачи антикризисного управления;
3. раскрыть принципы антикризисного управления предприятием;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы антикризисного управления предприя-тием………………………………………………………………….5
1.1 Понятие кризиса. Его виды и признаки…………………………………...5
1.2 Причины возникновения кризиса на предприятии………………………10
1.3 Проблематика антикризисного управления………………………………12
1.4 Сущность антикризисного управления……………………………………13
1.5 Эффективность антикризисного управления……………………………..15
Глава II. Типы антикризисных процессов и варианты действий в кри-зисных ситуациях…………………………………………………………20
2.1 Особенности антикризисных процедур……………………………………20
2.2 Антикризисная программа………………………………………………….22
2.3 Инвестиционная политика………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.docx

— 93.57 Кб (Скачать документ)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Курсовая  работа

По  дисциплине «Основы  менеджмента»

на  тему:

«  Антикризисное управление  на предприятии  » 
 
 
 
 
 

Работу выполнила: студентка 2 курса гр. СВХМ

                                                                              

                                                              
 
 

Москва 2010 

                                                 Содержание 

Введение………………………………………………………………………3

Глава I.  Теоретические основы антикризисного управления предприятием………………………………………………………………….5

    1. Понятие кризиса. Его виды и признаки…………………………………...5
    2. Причины возникновения кризиса на предприятии………………………10
    3. Проблематика антикризисного управления………………………………12
    4. Сущность антикризисного управления……………………………………13
    5. Эффективность антикризисного управления……………………………..15

Глава II. Типы антикризисных процессов и варианты действий в кризисных ситуациях…………………………………………………………20

2.1 Особенности  антикризисных процедур……………………………………20

2.2 Антикризисная  программа………………………………………………….22

2.3 Инвестиционная  политика………………………………………………….28

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованной литературы…………………………………………...32

 Приложения   
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления - это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует "окружающей среде" должно либо приспособится, и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран. Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящиеся в стадии кризиса. Некоторые из авторов рассматривают антикризисное управление с точки зрения проблем финансов на микроуровне, другие же пытаются рассмотреть комплекс проблем связанных не только с кризисом отдельного предприятия, но кризисом в государственных финансах, в экономике целом.

     Тема курсовой работы является актуальной, т.к. реформирование экономической жизни нашей страны сделало актуальной проблему управления в условиях кризисной ситуации. Рыночная форма хозяйствования сопровождается разными формами нестабильности, которые изменяются под воздействием внешних факторов (например, изменение рыночной конъюнктуры, изменение курса национальной валюты и т.п.), и влечет за собой внутриорганизационные изменения (неплатежеспособность, сокращение объемов производства, сокращение персонала и т.д.). В тех случаях, когда предприятие неспособно осуществить финансовое обеспечение своей деятельности и расплатиться по своим обязательствам, состояние его может расцениваться как кризисное, при котором наступление банкротства представляется весьма вероятным. Выход из такого состояния требует разработки и осуществления системы антикризисных мер управления.

     Цель  курсовой работы – охарактеризовать систему антикризисного управления предприятием.

      Исходя  из цели, можно поставить следующие  задачи:

  1. раскрыть понятие, виды и признаки кризиса предприятия;
  2. определить сущность и задачи антикризисного управления;
  3. раскрыть принципы антикризисного управления предприятием;
  4. найти пути выхода предприятия из кризиса
  5. и т.д.
 

   Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

   Во  введении сформулирована основная цель и поставлены задачи работы, доказана актуальность выбранной темы.

   В первой главе были исследованы теоретические  основы антикризисного управления предприятием.

   Во  второй главе были исследованы типы антикризисных процессов и варианты действий в кризисных ситуациях.

   В заключении подведены основные итоги исследования. 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы антикризисного    управления предприятием.

1.1 Понятие кризиса. Его виды и признаки. 

     Слово "кризис" происходит от греческого слова "crisis", которое означает "приговор, решение по какому-либо вопросу, или в сомнительной ситуации".

     В микроэкономике используется понятие "кризис предприятия". В широком смысле это означает процесс, который ставит под угрозу существование предприятия.

     Кризис - это период нестабильности или такого состояния бизнеса, когда надвигаются серьезные перемены. Причем результат этих перемен может быть как крайне неблагоприятный, так и положительный. 
Каждый, кто может предсказывать или планировать кризис в своем бизнесе априори имеет гораздо более высокие шансы на успех, чем тот, кто позволяет кризисам застигнуть себя врасплох.

     Понятие "кризис предприятия / кризис на предприятии" описывает в современной экономической  литературе различные феномены в  жизни предприятия, от просто помех в функционировании предприятия через различные конфликты вплоть до уничтожения предприятия, которые как минимум для данного предприятия можно характеризовать как катастрофические.

     Кризис  предприятия представляет собой  переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее, или это ликвидация предприятия как экстремальная форма, или успешное преодоление кризиса (см. рис.1)

     Кризисы в деятельности конкретного предприятия  могут совпадать и не совпадать  с ритмами общего экономического развития. Они зависят от него, но могут иметь и свой цикл. Интенсивные, масштабные экономические явления могут лишь незначительно влиять на экономическую ситуацию предприятия, и наоборот незначительные сдвиги могут вызывать существенные и даже критические для фирмы экономические последствия. Ясное понимание причин кризиса помогает наметить адекватные меры его предупреждения и преодоления.

     

       Рис.1. "Начало, переломный пункт  и конец кризиса на предприятии". 

                                                                                               

     Глубина кризисного состояния  и продолжительность  периода, в течение которого оно наступает, зависит от целого ряда факторов:

    • Соотношения числа и интенсивности действия исходных событий.
    • Количества и силы факторов внешней и внутренней среды, воздействующих на организацию.
    • Интенсивности действия промежуточных факторов в цепочке.
    • Значимости каждого фактора как для фирмы, так и для отрасли в целом.

     Кризисы возникают при наличии, по крайней  мере, двух условий: во-первых, факторы, вызывающие организационный кризис, должны воздействовать на всю организацию как целостную систему; во-вторых, доминирующее в организации мировоззрение оказывается не способным правильно отразить причинно-следственные отношения, порождающие угрозу кризиса, или создает защитных механизм, препятствующий осознанию истинных причин кризиса.

       Можно выделить общие признаки кризиса:

    • Неопределенность причин и последствий.
    • Угрожают целостности и существованию организации.
    • Ограниченное время на сбор информации и локализацию последствий кризиса.
    • Модификация или даже парализация работы команды топ-менеджеров.
    • Необходимость быстрого принятия управленческих решений, имеющих важные последствия для организации.
    • их последствия носят тяжелый характер для будущего задействованных в нем участников.
    • они состоят из событий, которые создают новые условия для достижения успеха.
    • они снижают контроль над событиями и их влиянием.
    • они меняют отношения между участниками.

     Обычно  причины кризиса  подразделяют на:

    • объективные (те, которые складываются под воздействием многих разнонаправленных факторов, и их устранение или смягчение возможно, но не в ближайшей перспективе, и не только силами самой организации);
    • субъективные (те, которые в большей степени подвержены воздействию и управлению, и могут быть устранены в краткосрочной перспективы);
    • внешние (формируются макросредой, окружающей предприятие);
    • и внутренние.

Что позволяет  классифицировать кризисы на управляемые, частично управляемые, неуправляемые.

     Специфичной причиной возникновения кризиса  можно назвать «кризис-менеджмент», под которым  понимается технология создания кризисных ситуаций у конкурентов. В число задач этой технологии входят захват новых рынков с вытеснением с них конкурентов, доведение конкурента до банкротства, поглощение фирмы конкурента, лоббирование через органы власти. Либо это задачи обнаружения и срыва кризисных программ конкурентов, обычно это различные PR  акции.

       Перед началом повышательной волны каждого цикла, или в ее начале, наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Необходимость таких изменений порождается тем обстоятельством, что в период кризиса эффективность оздоровления конкретной организации в значительной степени  зависит от макроэкономической ситуации, а в условиях оживления – от качества управления на микроуровне.

Виды  кризисов.

    Кризисы можно классифицировать по различным критериям.  
    Возможно использовать следующую классификацию:

  1. Стратегическое развитие предприятия. Здесь может идти речь о кризисе роста, стагнации или упадка.
  2. Стадии жизненного цикла предприятия. В этом смысле возможно разделение на кризис основания, роста и старости.
  3. Причины кризисов. Здесь возможно грубое разделение причин на экзогенные и эндогенные.
  4. Агрегированное состояние. Различают латентный и острый кризисы.
  5. Угроза целям предприятия. Обязательными предпосылками нормального состояния предприятия является: 
      а)поддержание платежеспособности 
      б) исключение обременения предприятия долгами, т.е. превышения пассивов над активами.

Информация о работе Антикризисное управление на предприятии