Бенчмаркинг и его влияние на сферу ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:05, научная работа

Описание

В современном обществе четко прослеживается тенденция к развитию предпринимательской деятельности. Последствием данного процесса можно назвать высокую конкуренцию среди предприятий разных отраслей, как промышленной деятельности, так и сферы обслуживания и др.

Работа состоит из  1 файл

default.docx

— 7.17 Кб (Скачать документ)

БЕНЧМАРКИНГ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СФЕРУ ЖКХ 

В современном обществе четко прослеживается тенденция к развитию предпринимательской деятельности. Последствием данного процесса можно назвать высокую конкуренцию среди предприятий разных отраслей, как промышленной деятельности, так и сферы обслуживания и др. Для каждого предпринимателя и директора предприятия является принципиально важным поддерживать свое детище процветающим и конкурентоспособным. Для этого было разработано множество управленческих решений и инструментов, но среди всего множества хотелось бы выделить именно бенчмаркинг.

 Бенчмаркинг – инструмент изучения деятельности хозяйствующих субъектов, для дальнейшего применения их положительного опыта в своей работе. [1]

На сегодняшний день, мировым лидером в заимствовании чужого опыта является Япония, где технология бенчмаркинга налажена до мелочей. В Европе так же, данный процесс представляет собой своеобразную консолидированную систему, которая включает в себя: стратегию, принципы и инструменты бенчмаркинга. Все составляющие данной системы контролируются Европейским фондом управления качеством. [2] В России бенчмаркинг, в настоящее время применяют в различных отраслях. Но, к сожалению, попытки внедрения данной технологии конкурентного анализа носят ограниченный характер, наиболее активно проявляя себя на уровне крупного бизнеса и компаний, имеющих устойчивые деловые контакты с зарубежными партнерами, связано это в основном со следующими причинами:

    • высокая затратность данного вида анализа;
    • нежелание предприятий преодолеть «комплекс засекреченности»;
    • отсутствие эталонных данных, а так же понятного инструментария для проведения исследований.
  • Бенчмаркинг подразделяется на четыре вида:
  • Внутренний – сравнение работы подразделений компании;
  • Конкурентный – сравнение своего предприятия с конкурентами по различным параметрам;
  • Функциональный – сравнение по функциям. Предполагает проведение сравнения с организациями, не относящимися к числу внутриотраслевых конкурентов, но осуществляющих функциональную деятельность, в улучшении которой заинтересована компания.
  • Общий – сопоставление данных о работе компаний, относящихся к разным отраслям, для проведения широких аналогий и сопоставлений при оценке схожих процессов.
  • По целям проведения бенчмаркинг может быть стратегическим и операционным.
  • Для непосредственного ознакомления хотелось бы подробнее рассмотреть функциональный бенчмаркинг. Если говорить о стратегическом и операционном видах бенчмаркинга в разрезе функционального бенчмаркинга, невозможно не охарактеризовать данные понятия.
  • Стратегический функциональный бенчмаркинг – проводимое предприятием сопоставление работы своих отдельных подразделений с целью выявления возможности их совместного успешного сотрудничества.
  • Операционный функциональный бенчмаркинг – проводимое предприятием исследование работы своих подразделений и определение факторов, влияющих на успешность их деятельности. [1]
  • Для достижения максимально положительных результатов, бенчмаркинговые исследования не должны иметь одноразовый характер, а напротив должно представлять собой систематическую деятельность. Таким образом, появится возможность выделять не только сильные, но и слабые, нуждающиеся в улучшении, стороны исследуемого предприятия.
  • Одним из ярких примеров применения стратегии функционального бенчмаркинга является огромнейшая работа, проделанная компанией General Motors в начале 80-х годов. Компания поставила перед собой задачу поиска альтернативных способов менеджмента качества и надежности. General Motors стали заботиться о качестве, признавая его главным отличительным признаком конкурентоспособной продукции. Объектами исследования стали такие известные компании, как Hewlett-Packard, 3M, John Deer. Для проведения исследования были выявлены 10 факторов, которые, по мнению исследователей, имеют непосредственное влияние на качество продукции. Их правомерность необходимо было подтвердить данными о работе компаний-партнеров. В результате исследования General Motors удалось дать объективную комплексную оценку систем менеджмента качества, существовавших в компаниях-участниках бенчмаркинга. Это позволило понять, в какой степени общая эффективность работы предприятий зависит от управления качеством.[1]
  • Именно из-за успешной практики применения бенчмаркинга в России и в мире и из-за интереса к технологии в целом, особое внимание начинают уделять этому направлению в сфере ЖКХ. Столь положительное влияние на коммунальный комплекс бенчмаркинг может оказать по многим причинам, но главное потому, что коммунальное хозяйство является социально-значимой отраслью. Вне зависимости от региона страны, мы постоянно сталкиваемся с конфликтом интересов между потребителями коммунальных услуг и поставщиками. Одни хотят получать качественные услуги без перебоев, в достаточном объеме и по более низкой цене, а другие упираются в изношенность основных фондов и нехватку материальных средств. Но и в данной ситуации компромисс найти возможно.
  • Функциональный бенчмаркинг, применительно к сфере ЖКХ, может позволить получить новые знания о тех областях, где остальные виды бенчмаркинга неэффективны. Например достижения в диагностике состояния нефте- и газопроводов могут оказаться полезными для водного и теплового хозяйств, а опыт работы телекоммуникационных компаний с клиентами – для обеспечения расчетов сбытовых подразделений/организаций с потребителями. [3]
  • Основными показателями могут служить:
    • отношения с конечным потребителем;
    • состояние объектов и сетей;
    • производство и потребление;
    • качество работы персонала;
    • энергоэффективность и т.д.[4]
  • Для каждого отдельного сектора ЖКХ можно разработать дополнительный перечень оценочных параметров, который будет  эффективно работать в каждом отдельном секторе.
  • Если делать вывод  о положительном влиянии бенчмаркинга на деятельность жилищно-коммунальных хозяйств, то можно опираться на успешную практику зарубежных стран. Уже не первый год с помощью проведения бенчмаркинговых исследований в данной отрасли многие предприятия выходят на высокий уровень функционирования и предоставления коммунальных услуг. Поэтому постепенное применение инструментов бенчмаркинга в сфере жилищно-коммунального хозяйства России, постепенно, может привнести оживление в сложившийся порядок ведения хозяйственной деятельности и предоставления услуг. Как следствие данные изменения могут оказать значительное влияние на показатели экономической эффективности отдельных предприятий, сократить издержки, повысить результативность. Так же будет оказано влияние на формирование тарифов на коммунальные услуги ну и естественно конкурентоспособность рынка жилищно-коммунальных услуг будет направлена в нужное русло, ведь здоровая конкуренция это всегда двигатель прогресса.
  • Список использованной литературы:
  • Грегори Х. Ватсон. Бенчмаркинг в примерах   // Деловое совершенство. –2006. – № 8. – С. 28–32
  • Бенчмаркинг и его особенности в России // DASgroupPROFESSIONAL. 2013. URL: http://www.autsorsing.net/benchmarking-i-ego-osobennosti-v-rossii/
  • Лукьянец А.А., Ротарь В.Г., Шумский А.А., Чернов А.Г. Возможности бенчмаркинга для управления предприятиями коммунального комплекса // Экономика. –2009. – С. 126–131.
  • Парий А., Лысов А. Бенчмаркинг в сфере теплоснабжения // Коммунальный комплекс России – ежемесячный деловой журнал о коммунальном хозяйстве. 2013. URL: http://gkhprofi.ru/news.php?id=743
  • Роль бенчмаркинга в повышении эффективности работы теплоснабжающих предприятий // РосТепло.ru. URL: http://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=2652

Информация о работе Бенчмаркинг и его влияние на сферу ЖКХ