Бенчмаркинг и его значение для малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:48, реферат

Описание

Бенчмаркинг - это непрерывный поиск новых идей и последующее использование на практике. Сущность бенчмаркинг заключается, во-первых, в сравнении своих показателей с показателями конкурентов и лучших организаций. Во-вторых, в изучении и применении успешного опыта других у себя в организации.
Пройдя путь от промышленного шпионажа и конкурентного анализа, эталонное сопоставление в конце 1970-х годов становится эффективным инструментом менеджмента и на протяжении последних лет прочно входит в число самых популярных методов управления.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Бенчмаркинг - что это? 4
Глава 2. Бенчмаркинг - специфика для малого и среднего бизнеса. 7
Глава 3. Бенчмаркинг шаг за шагом. 9
Заключение. 13
Список литературы. 14

Работа состоит из  1 файл

Бенчмаркетинг на печать.docx

— 41.89 Кб (Скачать документ)

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ

НОУ ВПО  «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА»

 

 

 

РЕФЕРАТ 

 

по дисциплине: Менеджмент малого и среднего бизнеса

 

на тему: «Бенчмаркинг и его значение для малого бизнеса»

 

 

 

Выполнила студентка 5 курса, …

1 группы         

Пахотина Марина Николаевна

 Ф.И.О.

Научный руководитель

Пьянова Людмила Андреевна

 Ф.И.О.

К. ф. н., доцент

(должность, ученая  степень)

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2013 г.

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Бенчмаркинг - что это? 4

Глава 2. Бенчмаркинг - специфика для малого и среднего бизнеса. 7

Глава 3. Бенчмаркинг  шаг за шагом. 9

Заключение. 13

Список литературы. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Сегодня для большинства руководителей  малых и средних предприятий  России " бенчмаркинг " - это незнакомое слово, а эталонное сопоставление воспринимается не как метод управления, а как обычный анализ конкурентов или маркетинговое исследование. Однако еще 10 лет назад мало кто из наших предпринимателей различал понятия "менеджмент" и "маркетинг", а сегодня это неотъемлемые атрибуты хозяйственной деятельности практически каждой российской компании, от крупной до малой и мельчайшей.

Бенчмаркинг уверенно находит свое место в управленческом арсенале руководителей малых и средних предприятий за рубежом. Очередь за российскими компаниями, и уже сегодня, те организации, которые освоят этот метод, будут иметь неоспоримые конкурентные преимущества на рынке.

Бенчмаркинг - это непрерывный поиск новых идей и последующее использование на практике. Сущность бенчмаркинг заключается, во-первых, в сравнении своих показателей с показателями конкурентов и лучших организаций. Во-вторых, в изучении и применении успешного опыта других у себя в организации.

Пройдя путь от промышленного шпионажа и конкурентного анализа, эталонное  сопоставление в конце 1970-х годов  становится эффективным инструментом менеджмента и на протяжении последних  лет прочно входит в число самых  популярных методов управления.

 

 

 

Глава 1. Бенчмаркинг - что это?

Название метода происходит от английских слов "bench" (уровень, высота) и "mark" (отметка). Это словосочетание трактуется по-разному: "опорная отметка", "отметка высоты", "эталонное  сравнение" и т. п.

Бенчмаркинг, или эталонное сопоставление, вошел в арсенал инструментов управления сравнительно недавно, поэтому  в России редкий экономический словарь  содержит определение данного явления. Бенчмаркинг в России - это:

  • метод контроля;
  • особая управленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организаций-аналогов;
  • непрерывный поиск новых идей и последующее использование на практике;
  • непрерывный систематизированный процесс усовершенствования различных аспектов деятельности компании;
  • механизм сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями других, более успешных фирм.

Таким образом, бенчмаркинг, по сути, - это, во-первых, сравнение своих  показателей с показателями других организаций (конкурентами и компаниями-лидерами); во-вторых, изучение и применение успешного  опыта других фирм в своей организации, независимо от того, работают они с  ней в одной отрасли или  нет.

Практика мирового бизнеса показывает, что для достижения конкурентных преимуществ необходимо изучать, знать  и использовать опыт своих конкурентов, уже добившихся успехов в различных  направлениях деятельности. Конкурентный бенчмаркинг, при котором происходит отказ от соперничества в пользу сотрудничества, можно считать движущей силой в изменении философии  современного бизнеса. Именно об этом неоднократно говорил “гуру” современного менеджмента Эдвард Деминг: “Конкуренция - кто-то выиграл, кто-то проиграл. Сотрудничество - выигрывают все!” Именно так работают многие успешные мировые компании, применяя в той или иной форме  опыт коллег по цеху и рассматривая бенчмаркинг в качестве инструмента  совершенствования бизнеса и  достижения конкурентных преимуществ.

Что же касается «официального» бенчмаркинга и его перспектив в  отечественном бизнесе, то их омрачает ряд барьеров, которые мы обсудим  далее.

Мейнард Кейнс неслучайно говорил: «Для людей самое сложное  не признать новые идеи, а позабыть старые». Сегодняшнюю позицию многих руководителей по поводу бенчмаркинга (и вообще всего, что связано с  получением новых знаний и требует  пересмотра привычных подходов к  управлению, а также основательного изменения в сознании) можно сформулировать приблизительно следующим образом: «напрасная трата времени и ресурсов», или же, говоря словами одного из менеджеров, «бенчмаркинг придуман консультантами для консультантов». Но, к счастью, появляются организации, которые своим примером опровергают этот уже сложившийся стереотип. Таких компаний (точек роста) становится все больше, поэтому барьер «дремучести» бизнеса со временем преодолим. Тем более, рынок все жестче требует от менеджеров освоения новых управленческих компетенций.

На фоне стандартных причин отказа от эталонного сопоставления  более существенной преградой выглядит «закрытость» отечественного бизнеса. При всех позитивных тенденциях, наш  бизнес никак нельзя назвать прозрачным. Отчетность о деятельности компании, численность работающих сотрудников, базы поставщиков и клиентов, объемы поставок и продаж обычно тщательно  оберегаются от посторонних глаз и ушей. Поэтому официальное предложение  обменяться подобной информацией может  вызвать даже агрессию. Большинство  компаний устанавливает повышенный уровень секретности, как говорится, на всякий случай. Хотя, как мы выяснили, бенчмаркинг подразумевает использование  только открытой информации. Все, что  касается выведывания коммерческой тайны или ноу-хау, — чистой воды промышленный шпионаж и к бенчмаркингу не имеет никакого отношения. Вместе с тем, несовершенная система  налогообложения, вызывающий массу  вопросов финансовый учет и другие проблемы не всегда позволяют компаниям  предоставить/получить реальные данные по тем или иным показателям. Рады были бы руководители провести бенчмаркинг, да не могут. Хотя практически в каждой компании имеется большой пласт  информации, которую выгоднее открыть  конкуренту, партнеру, другим заинтересованным компаниям, чтобы взамен узнать что-то полезное для себя от своих оппонентов. Вот несколько цитат менеджеров, которые видят в бенчмаркинге потенциал для совершенствования  бизнеса:

  • Держать секреты — это вчерашний день. Так ты только стимулируешь свой застой. Если открыть — развиваешься;
  • На то, чтобы просто так кого-то учить, у нас, увы, не хватает времени. Хотя если нам взамен предложат интересную информацию, то почему бы и нет?;
  • Практика показала, что проведение даже эпизодических сопоставительных исследований приносит их участникам безусловную пользу;
  • Пускай лучше оба предприятия пойдут вперед, чем оба будут топтаться на месте.

Комплекс «засекреченности» отечественный бизнес постепенно преодолевает. Предприятия, стремящиеся занять устойчивое положение на рынке и думающие о завтрашнем дне, выходят из тени, легализуют свою деятельность по всем направлениям. Этому способствует и возрастающее влияние фактора социальной ответственности бизнеса в конкурентной борьбе.

Таким образом, постепенный  переход к цивилизованному рынку  все-таки происходит и метод бенчмаркинга способствует этому процессу, более  того, является его катализатором.

Джейсон Грейсон-младший (Jason Grason Jr.), глава International Benchmarking Clearinghouse, выделяет следующие причины популярности бенчмаркинга:

  • Глобальная конкуренция. В эпоху глобализации бизнеса компании осознают необходимость всестороннего и детального изучения лучших достижений конкурентов и последующего использования полученной информации в целях собственного выживания.
  • Вознаграждение за качество. Все большее распространение получают проходящие на национальном уровне конкурсы на звание лидера в области качества. Обязательным условием участия в них, помимо демонстрации компаниями-участниками конкурентных преимуществ выпускаемых ими продуктов, является применение концепции бенчмаркинга.
  • Необходимость адаптации и использования мировых достижений в области производственных и бизнес-технологий. Чтобы не остаться позади своих конкурентов, всем компаниям, независимо от размера и сферы деятельности, необходимо постоянно изучать и применять передовой опыт в области производственных и бизнес-технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Бенчмаркинг - специфика для малого и среднего бизнеса.

В малом бизнесе бенчмаркинг  имеет свои особенности, как и  любой другой инструмент управления, пришедший из крупного бизнеса. При  том бенчмаркинг с определенными  оговорками можно рассматривать  и как продукт малых компаний, возникший из необходимости обучаться  у больших фирм и возведенный  в ранг метода управления. Например, традиция транспонировать опыт крупных  компаний на собственные системы  управления замечена у малых организаций  Японии еще задолго до признания  бенчмаркинга в качестве официального инструмента управления.

Успех проекта бенчмаркинга в большой  степени зависит от определения  того, что будет подвергнуто сравнению. Проблем у малых предприятий  всегда много, и у руководителей  возникает желание улучшить все  сразу, а выбор показателей для  сравнения преимущественно охватывает проблемы, лежащие “на поверхности” и уже имеющие сложившиеся  подходы к измерению, такие как  финансовые результаты деятельности, характеристики товара, цена. Более  гибкие и менее осязаемые показатели, такие как командный дух или  удовлетворенность работников организации  своей деятельностью, используются реже: трудно определить конечный объект сопоставления и произвести нормализацию информации. Факт использования малыми компаниями при бенчмаркинге легко  измеряемых показателей продиктован  динамичной конкурентной средой в малом  бизнесе. Поэтому объектом для сопоставления  чаще становятся показатели, связанные  с ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе, а бенчмаркинг  принимает форму конкурентного  анализа. Недостаточное внимание к  менее осязаемым показателям - вопрос времени и развития культуры совершенствования.

Среди руководителей малых компаний, хотя бы шапочно знакомых с бенчмаркингом, бытует мнение, что бенчмаркинг придуман консультантами для консультантов, что это напрасная трата времени  и ресурсов. Однако, как это ни парадоксально, малые компании имеют  гораздо больший потенциал для  эталонного сопоставления, чем принято  думать. Теоретически их руководители всегда имеют перед глазами массу  примеров (ориентиров, бенчмарков), к  которым следует стремиться. Практически  же методы, которые используют ведущие  компании, либо недоступны, либо неизвестны. Кроме этого, применению бенчмаркинга в малых компаниях препятствует еще целый ряд факторов. Помимо стандартных причин отказа от эталонного сопоставления, таких как “нехватка  времени и средств”, некоторые  преграды для малого бизнеса выглядят существенными, особенно на фоне крупных  компаний. Ниже перечислены эти основные барьеры.

1. Ограниченность ресурсов и,  как следствие, отсутствие возможности  привлечь специалистов по бенчмаркингу. В лучшем случае консультантов заменяют статьи, книги, интернет-публикации.

2. Работники крупных компаний  со знанием и опытом применения  современных методов управления, в том числе бенчмаркинга, все  реже переходят на работу в малые фирмы.

3. Членство в любом из бенчмаркинговых  “клубов” довольно дорого для  малых компаний. Так, членство  в Европейском фонде управления  качеством (EFQM - www.efqm.org) для небольшой  компании составит 1350 евро в год.  Кроме того, практически все имеющиеся  ресурсы и информация англоязычные, а потенциальные партнеры по  бенчмаркингу в рамках этих  клубов - зарубежные компании.

4. Менеджеры малых предприятий  намного ближе к своим потребителям, работникам и конкурентам, чем  их коллеги из корпораций. Зачастую  их внимание рассеивается между  стратегической и оперативной  информацией. Как преимущество  здесь можно отметить возможность  постоянно “держать руку на  пульсе” в отношении показателей  ежедневной деятельности, от которых  менеджеры в больших компаниях  относительно удалены. Вместе  с тем подобное положение не  всегда позволяет руководителям  иметь объективное представление  о деятельности организации в  стратегическом плане.

5. Для достижения желаемого эффекта  от бенчмаркинга измеряемые показатели  должны быть достаточно гибкими,  отражающими разнообразные особенности  малого бизнеса.

Еще одна труднопреодолимая сегодня  в России преграда для проведения эталонного сопоставления и поиска партнеров для бенчмаркинга –  “закрытость” бизнеса, в особенности  малого и среднего. Действительно, у  нас далеко не каждый готов раскрыть информацию о своем предприятии.

Информация о работе Бенчмаркинг и его значение для малого бизнеса