Беседа как форма делового бизнеса и управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание

Искусство общения, знание психологических особенностей и, в частности, речевого этикета, крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек-человек" – политикам, бизнесменам, менеджерам, психологам и многим другим. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе, нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения. Кроме психологических методов любому человеку, находящемуся в деловых взаимоотношениях, необходимо знать особенности деловой беседы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….….3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕСЕДЫ КАК ФОРМЫ
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ…………………………………………………………..…6
1.1. Содержание делового общения……………………………………………6
1.2. Деловая беседа как форма бизнеса и управления персоналом…………11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ………………….16
2.1. Планирование и подготовка деловой беседы……………………………16
2.2. Рекомендации по повышению эффективности беседы…………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

Беседа как форма делового бизнеса и управления персоналом. Курсовая..doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)


2

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….….3

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕСЕДЫ КАК ФОРМЫ

ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ…………………………………………………………..…6

1.1. Содержание делового общения……………………………………………6

1.2. Деловая беседа как форма бизнеса и управления персоналом…………11

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ………………….16

2.1. Планирование и подготовка деловой беседы……………………………16

2.2. Рекомендации по повышению эффективности беседы…………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Искусство общения, знание психологических особенностей и, в частности, речевого этикета, крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек-человек" – политикам, бизнесменам, менеджерам, психологам и многим другим. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе, нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения. Кроме психологических методов любому человеку, находящемуся в деловых взаимоотношениях, необходимо знать особенности деловой беседы.

Актуальность выбранной темы в том, что в условиях рыночных отношений беседа как форма делового общения приобретает всё большую роль. Сейчас, когда отошла в прошлое лишь материальная составляющая бизнеса, персонал, клиенты, партнеры любой фирмы придают всё большое значение межличностным взаимоотношениям. Часто прибыльность бизнеса стала зависеть не только от материальных и технических возможностей фирмы, но и от владения руководством навыками деловой беседы и правильного их применения. Процесс обмена информацией является важнейшим компонентом совместной деятельности людей и необходимым условием эффективной деятельности любой организации. При этом, сегодня нередко еще люди не придают должного значения коммуникативной стороне делового общения. В то же время, становится ясным, что отсутствие умения вести деловую беседу, в частности у руководи­телей, является пробелом в их профессиональной подго­товке и экономически обходится намного дороже, чем это кажется на первый взгляд.

Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже появились определенные приемы и наработки, рекомендующие как правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим образом подходят для выбранной темы. В каких случаях стоит делать акценты на личности партнера, а в каких – на его деятельности.

Таким образом, деловое общение с людьми можно определить и как науку и как искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому в современном обществе в учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов делового общения.

Основными дисциплинами, необходимыми для правильного общения между людьми являются риторика, культура речи, логика и философия, этика, индивидуальная и социальная психология. Разработкой вопросов делового общения на стыке этих дисциплин занимались такие авторы как Г.В.Бороздина,  А.С.Вечер, Б.Ф.Ломов,  П. Мицич, И.Н. Кузнецов и другие.

Однако, деловая беседа как форма делового бизнеса и управления персоналом в настоящее время изучена недостаточно. Практически все издания. найденные автором курсовой работы по данной теме, в той или иной мере копируют книгу хорватского исследователя Предрага Мицича, выпущенную еще в 1987 году (!!!). Естественно, стремительно меняющаяся действительность требует новых знаний об особенностях деловой беседы.

В связи  с этим, цель данной курсовой работы – изучить деловую беседу как форму делового бизнеса и управления персоналом.

Объект работы – деловая беседа, предмет – особенности деловой беседы как формы делового бизнеса и управления персоналом.

Задачи работы:

1. Раскрыть основные понятия делового общения.

2. Определить беседу как форму делового общения.

3. Изучить особенности деловой беседы.

4. Рассмотреть факторы применения деловой беседы в бизнесе и управлении персоналом.

Деловые беседы — один из надежных инструмен­тов совместного поиска оптимального решения разно­образных экономических и социальных задач. Как пользо­ваться словом, извлекая с его помощью подобный деловой эффект, сегодня волнует многих. Можно надеяться, что данная курсовая работа в связи с этим, приобретает свою практическую значимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕСЕДЫ КАК ФОРМЫ

ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

1.1. Содержание делового общения

 

В процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность.

Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, учения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования и согласования совместной деятельности.

Одной из форм общения является деловое общение[1].

Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение кон­кретной проблемы или реализацию определенной цели[2].

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосред­ственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические меха­низмы[3].

В целом, деловое общение отличается от обыденного (неформаль­ного) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении нельзя прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без по­терь для обеих сторон).

Рассматривая динамику общения (в том числе и делового), можно выделить следующие составляющие (фазы) этого процесса:  

1.   возникновение потребности в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) и уяснение целей (что конкретно я хочу достичь в результате общения);

2.   вход субъекта в коммуникативную ситуацию;

3.   ориентировка в ситуации общения и личности собеседника;

4.   планирование содержания и средств общения (человек представляет себе, что именно скажет, выбирает конкретные средства, фразы, решает, как себя вести и т. п. );

5.   пристройка к субъекту - партнёру по взаимодействию (занятие определённой позиции по отношению к партнёру по общению);

6.   фаза взаимоинформирования, взаимрдействия, обмена речевыми или контактными действиями;

7.   восприятие и оценка ответных реакций собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;

8.   корректировка направления, стиля, методов общения;

9.   фаза взаимоотключения и выхода из контакта[4].

Цель общения – конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей  в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

В процессе коммуникации задействованы, по меньшей мере, два участника: тот, кто передает сообщение, - коммуникатор, и тот, кто получает сообщение, - рецепиент.

При всем разнообразии передаваемых и получаемых сообщений – устных или письменных, распространяемых по телефону, факсу или электронной почте, содержащих распоряжения, инструкции или предложения, всех их можно сгруппировать в так называемые информационные потоки[5]:

- нисходящие – информация распространяется сверху вниз по иерархической лестнице организации – от руководства к подчиненным;

- восходящие – информация передается от нижестоящих звеньев организации к вышестоящим, от подчиненных к руководству;

- горизонтальные – информационный обмен осуществляется между подразделениями одного иерархического уровня[6].

Наряду с диалоговым общением, существуют различные формы группового обсуждения деловых (служебных) вопросов. Наиболее распространенными формами являются совещания и собрания.

По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

       Приветственная речь;

       Торговая речь (реклама);

       Информационная речь;

       Доклад (на заседании, собрании).

Диалогические виды:

      Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

      Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

      Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

      Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.

      Дискуссия;

      Совещание (собрание);

      Пресс-конференция.

      Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.

      Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию[7].

Таким образом, деловое общение определяется как обмен информацией между людьми, их взаимодействие по поводу профессиональной деятельности. Одной из основных форм делового общения является беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Деловая беседа как форма бизнеса и управления персоналом

 

Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа; деловые переговоры; деловые совещания; публичные выступления и т.д.

Информация о работе Беседа как форма делового бизнеса и управления персоналом