Cистема мотивации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 13:14, реферат

Описание

Задача мотивации персонала в организации состоит в определенном манипулировании трудовыми ресурсами предприятия. Это означает, что с помощью мотивации и стимулирования персонала руководство компании может добиваться эффективной организации рабочего процесса, трудовой дисциплины и других факторов, от которых зависит деятельность предприятия. Кроме того, четко сформированная система мотивации персонала способна значительно оптимизировать производственный процесс.

Работа состоит из  1 файл

Многие кто управляет персоналом значительное время.doc

— 335.50 Кб (Скачать документ)

Многие  кто управляет  персоналом значительное время, я уверен, заметили, что люди все разные, и что мотивирует одних, абсолютно  безразлично  другим. К сожалению, для управленцев нет одной общей «кнопки» управления для ваших сотрудников. Какой же выход вы можете меня спросить? Выход, конечно, есть. И он далеко не так прост. Многие привыкли использовать в своем управлении так называемый метод «кнута и пряника» - это слишком просто.  

Мотивация труда  персонала – одна из основополагающих задач менеджера компании, это мощный инструмент влияния  на кадры предприятия.    

Задача мотивации  персонала в организации состоит  в определенном манипулировании  трудовыми ресурсами предприятия. Это означает, что с помощью  мотивации и стимулирования персонала  руководство компании может добиваться эффективной организации рабочего процесса, трудовой дисциплины и других факторов, от которых зависит деятельность предприятия. Кроме того, четко сформированная система мотивации персонала способна значительно оптимизировать производственный процесс. Таким образом, сотрудники подчиняются единому своду правил, принятых на данном предприятии, где четко прописаны полномочия каждого работника и его ответственность.

Управление  мотивацией персонала помогает упорядочить  трудовые функции каждого сотрудника. Благодаря системе мотивации труда персонала, руководителю всегда известно кто отвечает за тот или иной проект и в какие сроки этот проект должен быть готов. Анализ мотивации персонала позволяет выявить допущенные ошибки и исправить их, а также позволяет не упустить из виду работника, заслуживающего поощрения.  

Нужна система  мотивации персонала. 

В первую очередь  проводится анализ мотивации персонала  в организации и составляется, так называемый мотивационный профиль  сотрудника (об этом более подробно на моем тренинге «Практика эффективного управления персоналом»).

После этого  подбираются индивидуальные стимулы, которые будут эффективны именно для данного индивида. Что это  вам дает? О! Это вам дает мотивированного  сотрудника, который будет денно  и нощно трудиться на благо вашего бизнеса.

Существуют  еще, так называемые, Демотиваторы. Это, то, что должно быть устранено  в первую очередь. И только после  этого вы можете приступать к составлению  мотивационного профиля. Вы можете меня спросить, что же это за такие Демотиваторы? Отвечаю. Это в первую очередь гигиенические условия. Например, вы требуете с сотрудника, чтобы он трудился в поте лица, а на вашем предприятии нет туалета (шучу, конечно). Или работа вредная и пыльная, а вы не поите бедненького молочком и не покупаете ему рабочую одежду. 

Мотивация деятельности персонала – один из простейших способов усовершенствовать производство и повысить трудовую дисциплину. Этот способ позволяет руководителю не терять контроль над рабочей ситуацией, всегда быть в курсе произошедших изменений. Мотивация персонала важна на предприятии любого типа, будь то организация, оказывающая услуги или производящая товары. Трудовая мотивация персонала – это тот фактор, который везде имеет большое значение, от него зависит репутация и доходность фирмы, а также срок ее успешного существования на рынке товаров и услуг. 

Сама система  мотивации и стимулирования персонала  в организации выстраивается  определенным образом. Об этом подробно на моем тренинге «Построение отдела продаж. Практика эффективного управления персоналом». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И  МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ  МОТИВАЦИЕЙ ТРУДА РАБОТНИКОВ

1.1 СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ  В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

Мотивация - одна из центральных  категорий науки управления. В научной литературе существуют различные определения мотивации. В качестве рабочего определения мотивации будем использовать следующее: мотивация есть процесс побуждения человека к деятельности во имя достижения определенных целей. Мотивировать поведение означает уметь понимать и воспринимать внутренние потребности работника, системы и побуждать людей к сознательному самостоятельному выбору действий по удовлетворению потребностей и достижению личных и коллективных целей. Мотивация работников означает также умение добиваться понимания, восприятия и освоения ими целей организации. В этом случае необходимые для организации действия работников будут высокомотивированными, а результаты труда высокими Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 464с..

В конкретно-содержательном отношении мотивация понимается как психологический феномен, как  биопсихическая реакция человека на внешние воздействия и внутренние потребности, опосредованная особенностями  среды и личности, и приводящая к определенному результату. При этом принципиально важно подчеркнуть наличие в мотивации естественного единства сознательных и бессознательных, рациональных и эмоциональных побуждений, отражающего человеческую природу, нарушение которого может приводить к ощутимым искажениям и потерям в практике управления. Таким образом, мотивация есть сознательный (подсознательный, надсознательный) процесс выбора человеком, социумом того или иного типа поведения, обусловленный воздействием потребностей развития и связанных с их удовлетворением ожиданиями. Процесс мотивации основан на функциях и свойствах (элементах) сознания и психики и включает восприятие и оценивание ситуации, целеполагание, выработку решений, ожидание результатов действий и их сознательную корректировку.

Мотивация занимает одно из центральных мест в системе  управления любым социально-экономическим  объектом. Независимо от природы объекта  управления в управлении этим объектом всегда участвует мотивация. Мотивация  является одной из функций управления наряду с другими функциями, такими как планирование, организация, контроль, принятие решений и пр. Таким образом, мотивация присутствует в качестве функции управления в управлении любым объектом Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 464с..

Мотивация является неотъемлемым элементом управления коммерческой организации, государственного учреждения, общественной организации, церкви, а  также любой неформальной организации  Лазарева Н.В. Теоретические основы формирования мотивационного механизма управления // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2009. - №12. - 0,55 п.л..

Успешность управления любым социально-экономическим объектом зависит от того, насколько эффективна мотивация людей, работающих в рамках этого объекта. Даже если в рамках объекта управления действуют совершенная система планирования, продуманная система контроля, сбалансированная система координации действий, прогрессивная оргструктура, но при этом система мотивации недостаточно эффективна, общий результат функционирования данного объекта управления будет достаточно низким Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления. // Экономист. 2007. № 4. С.28 - 31..

По нашему мнению, одна из главных задач для предприятий  различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

Мотивация - стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.

Мотивация - это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости.

Для управления очень  важно знать направленность действий человека, однако не менее важно  уметь, если надо, с помощью мотивирования  ориентировать эти действия в направлении достижения определенных целей Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. - М.: Гардарике, 2009. - 318 с..

Мотив играет роль причины, объективной необходимости что-либо сделать, побуждение к какому-либо действию. Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду. Мотив находиться “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Создание, поддержание и формирование условий для побуждения людей - довольно непростое дело. Так как мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени. Тем не менее, имеют место общие принципы формирования и сохранения мотивации, и менеджер призван, по возможности, искать мотивацию персонала и в привлекательности труда, ее творческом характере, в высокой оплате труда, и в служебном росте Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2009. - 528с..

Поведение человека, обычно, определяется не одним мотивом, а их суммой, в рамках которой они находятся в конкретном отношении друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Отсюда мотивационная структура индивида является основой претворения им в жизнь определенных действий. Эта структура характеризуется определенной стабильностью, но в то же время способна изменятся, в том числе сознательно, в зависимости от воспитания человека, образования и других факторов. Изучить эту структуру - это задача менеджера.

Рассмотрим виды мотивов  к труду (таблица 1.1):

Таблица 1.1 Виды мотивов  к труду

 
Виды мотивов Характеристика  
1 2  
1. Мотив  социальности

(потребность быть  в коллективе)

Этот вид мотива характерен для восточного (японского) стиля управления персоналом «групповая мораль». Потребность работать в  «хорошем коллективе», входит в лидирующую группу ориентации работника в России.  
2. Мотив  самоутверждения Характерен для  значительного числа работников, преимущественно молодого и среднего возраста. По мнению Герцберга, он является собственно мотивирующим фактором для  сотрудников высокой квалификации.  
3. Мотив  самостоятельности Присущ работникам с «хозяйской» мотивацией, которые  готовы жертвовать стабильностью, а  иногда и более высокими заработками  взамен установки «быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес».  
4. Мотив  надежности

(стабильности)

Присутствует тогда, когда предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности. В силу различных  причин доля россиян, ориентирующихся  на надежность и стабильность, существенно  выше доли тех, кто предпочитает риск и предпринимательство.  
5. Мотив приобретения нового Лежит в основе многих элементов воздействия. Особенно он важен в среде высококвалифицированных  специалистов  
Мотив справедливости В каждом обществе устанавливается  свое понимание справедливости. Однако несоблюдение справедливости с точки зрения работников ведет к демотивации  
Мотив состязательности Основа организации  соревнования на предприятии один из сильнейших мотивов, действующих во все времена. Определенная степень  выражения состязательности генетически  присуща каждому человеку. При малых затратах он дает ощутимый экономический эффект.  
     

Мотивирование - это  процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. В  зависимости от того, какие цели преследует мотивация можно выделить два вида мотивирования: внешнее и внутреннее Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. - 4 - е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2010. - 511 с. .

Таблица 1.2 Виды мотивирования

 
Виды мотивирования Характеристика  
1. Внешнее мотивирование Процесс административного  воздействия или управления: руководитель поручает работу исполнителю. При таком  виде мотивирования работодателю нужно  знать, какие мотивы могут побуждать  конкретного работника выполнить  работу качественно и в срок. Это может быть как нормальная оплата работы или премия, так и простая похвала.  
2. Внутреннее  мотивирование Сложный процесс и  предполагает формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае нужно найти психологический  способ для усиления желательных качеств личности работника и ослабления отрицательных факторов, к примеру, снижения монотонности труда и др. Второй тип мотивации требует от самого менеджера, гораздо, больших усилий, знаний и способностей.  
     

Наиболее часто  встречающаяся модель мотивации имеет три элемента:

1. Потребности, т.е.  желания, стремления к определенным  результатам. Люди испытывают  потребность в таких вещах  как одежда, дом, личная машина  и т.д., но также и в “неосязаемых”  вещах как чувство уважения, возможность профессионального роста и т.д Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2009. - 304 с..

2. Целенаправленное  поведение - стремясь удовлетворить  свои потребности, люди выбирают  свою линию целенаправленного  поведения. Попытки продвинуться на руководящую должность - еще один тип целенаправленного поведения, устремленного на удовлетворение потребностей в признании.

3. Удовлетворение  потребностей - отражает позитивное  чувство облегчения и комфортного  состояния, которое ощущает человек, когда его желание реализуется Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Ученое

пособие для вузов / Науч. Редактор А.А. Радугин.М.: центр, 2005. - 432 с..

Информация о работе Cистема мотивации персонала