Эффективное управление и типичные ошибки управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание

Основной целью моей работы является исследовать модели эффективного управляющего на основе социально-психологических факторов. Для того чтобы полно и целостно изучить этот вопрос нужно рассмотреть такие аспекты, как: человек в социальной системе управления, а именно — базовые роли руководителя, организаторские способности, склонности личности; и понятия профессионализма и эффективности управления.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Одной из основных проблем психологии управления является проблема управленческой эффективности. Необходимо не просто управлять, а управлять  эффективно, получая высокий результат, при минимальных затратах времени, денег, сил, энергии. При каких условиях управление может быть максимально эффективным, по каким параметрам, признакам, критериям оценить эффективное управление отличить от неэффективного? Каковы психологические критерии эффективного управления? — круг вопросов, ставших центральными в психологии управления.

Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства  зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения  и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.

Предметом изучения в работе станет личность руководителя, а объектом — эффективность  управления и модели эффективного менеджера.

Основной  целью моей работы является исследовать  модели эффективного управляющего на основе социально-психологических  факторов.  Для того чтобы полно  и целостно изучить этот вопрос нужно  рассмотреть такие аспекты, как: человек в социальной системе управления, а именно — базовые роли руководителя, организаторские способности, склонности личности; и понятия профессионализма и эффективности управления.

Управленческий  труд изучался с разных сторон показывающих его сложность и особенность, требования к качествам людей этой профессии высоки. Реальная жизнь многократно показывает, что далеко не каждый может быть хорошим руководителем, а любая целенаправленная работа в команде требует грамотного руководства, поэтому тема, выбранная мной, действительно актуальна.

Выделенная  проблема всегда привлекала внимание исследователей различных направлений  знаний: психологии личности, социальной психологии, психологии управления. Основные подходы к проблеме эффективности  лидерства можно разделить на 2 больших группы:  теории поведенческого подхода и ситуационные подходы к эффективному лидерству.

Теории  поведенческого подхода:  теория Д. Мак Грегори,  теория Р. Лайкерта,  двухмерная трактовка Р. Стогдилла,  управленческая решётка Блэйка и  Мутона, концепция рационального управления Т. Коно, вероятностная модель управления.

Ситуационные  подходы к эффективному лидерству: теория Фидлера,  теория Митчела-Хауса, теория жизненного цикла,  модель Врума-Йеттона, теория соучаствующего управления, теория ситуационного лидерства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1 Социальная система  управления

1.1 Человек в социальной системе управления

В стремительно взрослеющей российской бизнес-среде  системный подход уверенно входит в  теорию и практику организационного управления. Законы управления сложными системами с помощью информации стали объективными законами организационного развития. Организация, являясь сложной открытой социотехнической системой, действующей в многомерной и многофакторной среде, подчиняется всем законам системного подхода. Одним из основополагающих принципов управления организацией является системное свойство эквифинальности. Закон эквифинальности определяет, что некое целевое состояние системы может быть достигнуто разными путями. Для организационного развития важны также некоторые следствия этого закона:  - всегда существует несколько способов решения любой организационной задачи;  - наиболее быстрый способ решения задачи не всегда самый короткий;  - самый короткий путь не всегда самый эффективный. Следует признать, что представленная трактовка закона эквифинальности представляет собой лишь частный случай, отражающий несколько механистический, жесткий подход к управлению. Поставлена конкретная цель, определены параметры актуального состояния системы. Из актуального состояния в желаемое, характеризуемое целевыми критериями, можно попасть различными путями. Необходимо понимать, что, говоря об управлении сложной социотехнической системой – организацией – следует учитывать, что это еще и мягкая система, основными элементами которой являются люди. Управляющая информация воспринимается и транслируется элементами системы с учетом ментальных моделей ее участников. Поэтому, во-первых, задать жестко прописанный, учитывающий все возможные факторы изменений, алгоритм перехода из актуального состояния в целевое практически не удается никогда. Реальный маршрут всегда будет отклоняться от предначертанного: его будут корректировать участники перехода, реализуя механизм обратной связи со средой и интерпретируя полученную информацию. Во-вторых, и само целевое состояние может в части параметров отличаться от того, которое было задано в процессе постановки цели. Это может быть качественно несколько иное состояние, потому что качественно изменилась сама система в процессе достижения целей. Чтобы несколько упростить моделирование процесса понимания закона эквифинальности и сконцентрироваться на ключевых аспектах этого свойства, принимается допущение, что «из пункта А в пункт Б» можно попасть несколькими путями. Тогда, с точки зрения выбора стратегии развития организации, справедливо допустить, что, как сама стратегия, так и способы и направления реализации такой стратегии могут быть разными. Задачей стратегического управления становится выбор стратегии и пути ее реализации, равно как и мониторинг следования выбранным путем. 

    Модель  «Человек-Стратегия-Организация»

В качестве системы координат, в  которой мы обычно предлагаем вести  общение нашим заказчикам – руководителям  предприятий, мы предлагаем свое видение  модели системы управления бизнесом.  В ней не заложена строгая математическая логика, и она не предполагает одинакового содержания для разных случаев. Это логика здравого смысла, принцип построения максимально жизнеспособных и эффективных организаций, «точкой сборки» которых является человек.  Любая организация использует энергию человека. Однако, вид и объем человеческой энергии, вовлекаемой в деятельность организации, зависит от того, какое место занимает Человек в системе управления. Установление разумного баланса между целями организации и личными целями работающих в ней людей сегодня является необходимым условием для существования и развития бизнеса. Система управления – всего лишь способ преобразования энергии человека для достижения целей дела, в котором он участвует. Желательно - при условии принятия и разделения им этих целей, так как экономическая эффективность любой организации основана на максимальной продуктивности человеческой деятельности, опирающейся на внутреннюю мотивацию. Чем более серьезное и внимательное отношение в организации к Человеку, чем выше ее «точка сборки», тем больше тот внутренний потенциал, который можно превратить в движение. Как строится и работает такая система управления

    1.2 Проектирование модели управления организацией

Создание  управленческих моделей - коллективный и творческий процесс. Его результат всегда уникален. Индивидуальность моделей обеспечивается личным отношением и вовлеченностью ключевых сотрудников, прежде всего - первого лица организации. Необходимое условие жизнеспособности этих моделей - постоянная коммуникация всех участников в процессе их создания и применения. Как построить хорошую модель? Для построения адекватной модели организации или ее подсистем должны быть обеспечены необходимые и достаточные условия. Одним из необходимых условий адекватности модели является ее близость к Человеку, автору модели или участнику ее разработки. Поскольку управленческое моделирование почти никогда не бывает индивидуальным процессом, и никогда – абсолютно рациональным, то мы выделяем здесь две составляющих: эмоциональную и рациональную. Эмоциональная близость подразумевает восприятие участниками проектной команды друг друга, общее доверие и стремление к конструктивному диалогу. Рациональная близость подразумевает - насколько участники воспринимают друг друга как специалистов, используют одну и ту же терминологию, компетентны в области конкретного бизнеса.С другой стороны, для адекватности необходима еще и корректность в ее содержательной и инструментальной составляющих. Содержательная корректность характеризует соответствие описания реальным процессам предприятия. Никто кроме сотрудников предприятия не может ее обеспечить (часто возникает надежда на решение данного вопроса внешними консультантами). Инструментальная корректность отражает возможность использования конкретного инструментария (математического аппарата, метода, методики и т.п.) для решения данной задачи. Как близость к Человеку, так и корректность могут быть обеспечены только посредством коммуникации. При этом коммуникация должна быть построена как среди сотрудников предприятия, так и с привлеченными консультантами. В противном случае проект разработки системы управления обречен на неудачу. Достаточными условиями адекватности являются точность и полезность. 

1.3. Организаторские способности и коммуникативные склонности личности

Коммуникативные способности менеджера относятся  к числу его важнейших профессиональных качеств, что предопределяет их выявление  еще на стадии вузовского обучения. Отечественная теория способностей создавалась трудами многих видных психологов, среди которых Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубенштейн, Б.М.Теплов и другие. Способности - это возможность достижения высокого уровня мастерства в том или ином виде деятельности. Различают общие и специальные способности. Общие способности необходимы для широкого круга занятий. К общим способностям относятся такие качества, как внимательность, сообразительность, целеустремленность, работоспособность и т. д. Эти качества важны во всех видах деятельности, в том числе в сфере управления. Специальные способности - это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относятся зрительная память, понимание людей, чувствительность рук. Коммуникационные и организаторские способности также можно отнести к специальным способностям, но именно эти способности играют большую роль в профессиональном росте человека и налаживании эффективных коммуникаций.

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских  способностях, которые объединяются в три типа.

Организационная проницательность, включающая:

психологическую избирательность — умение уделять  внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний  руководителя и подчиненных, способность  поставить себя на место другого;

практическую  направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование  данных о психологическом состоянии  коллектива для решения практических задач;

психологический такт — способность соблюдения чувства  меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

Эмоционально-волевая  результативность — умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она  складывается из следующих факторов:

энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

требовательность, способность добиваться решения  своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить  отклонения от намеченной программы  в деятельности работников.

Склонность  к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской  деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к  работе;

чувством  понимания ситуации;

творческим  отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;

нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью  и способностью генерировать идеи;

готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью  и чувством успеха;

эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

ситуационным  лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;

способностью  работать в коллективе и с коллективом;

умением предвидеть результат;

внутренней  потребностью к саморазвитию и самоорганизации;

способностью  и умением рисковать;

способностью  действовать самостоятельно;

ответственностью  за деятельность и за принятые решения;

способностью  увидеть, выделить существенное;

искусством  выполнять планы.

В настоящее  время выделяют следующие образцы  навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

умение  при управлении учитывать поведение  подчиненных;

способность устанавливать и контролировать дисциплину;

Информация о работе Эффективное управление и типичные ошибки управления