Контроль как функция менеджмента и его эффективность

Дата добавления: 03 Марта 2013 в 08:08
Автор работы: k**************@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать (81.18 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

КР_Кристина.docx

  —  85.62 Кб

 

 

Кафедра «Экономики и менеджмента»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Менеджмент»

на тему: « Контроль как функция менеджмента и его эффективность»

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ КАК ФУНКЦИИ  МЕНЕДЖМЕНТА 5

1.1. Понятие и сущность контроля 5

1.2.Виды и  методы контроля 10

1.3. Значение функции контроля и его взаимосвязь с другими

функциями менеджмента 14

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 19

2.1.Характеристики  эффективного контроля 19

2.2.Этапы процесса  контроля и выбор варианта  форм контроля 23

2.3.Различные подходы к организации  управленческого контроля…………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент как современная  система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной  деятельности. Речь идет о такой  системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной  необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы  на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических  достижений; регулированием межфирменных отношений.

Особенность современного менеджмента  состоит в его направленности на обеспечение рационального ведения  хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, необходимость  достижения высоких конечных результатов  с минимальными затратами, оптимальной  адаптации фирмы к новым рыночным условиям. Система управления, отвечающая таким требованиям, логике и закономерностям социально-экономического развития, должна быть гибкой и эффективной.

В организации управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с  помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия  непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых  само по себе является процессом, очень  важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии  взаимосвязанных действий. Процесс  управления является общей суммой всех функций. Актуальность выбранной темы заключена в том, что все вышесказанное  базируется на теоретической базе менеджмента, в том числе и функциях менеджмента как части процесса управления.

Ученые выделяют пять общих  функций управления: планирование (выбор  целей и план действий по их достижении); организация (распределение задач  между подразделениями или работниками  и установление взаимодействия между  ними); мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных  действий и достижению поставленных целей); контроль (соотнесение реально  достигаемых или достигнутых  результатов с запланированными).

Цель работы – исследовать контроль как управленческую функцию.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть сущность, виды и методы контроля;
  • Определить взаимосвязь контроля с другими управленческими функциями;
  • Проанализировать этапы процесса управленческого контроля и подходы к его организации;

Объектом исследования в  данной работе являются функции менеджмента. Предметом исследования –контроль как управленческая функция.

При написании курсовой работы использовались различные источники. Среди авторов, которые в той  или иной мере затрагивали рассматриваемую  проблему можно выделить Мескона М.Х., Альберта М., Хедоури Ф., Герчикову И.Н. и других авторов. Полный перечень использованных источников приведён в конце работы.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  КОНТРОЛЯ КАК ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

    1. Понятие и сущность контроля

В рамках курсовой работы подробно рассмотрена одна из функций управления – контроль. В России первые сведения о контроле как особом виде управленческой деятельности относятся к 50-м гг. XVI в., когда по указу царя Алексея Михайловича был создан Приказ тайных дел. Управлял Приказом сам царь. Этому Приказу были даны широкие полномочия, в том числе наблюдение за выполнением боярами должностных обязанностей, проверка деятельности «служилых людей» Приказов, воевод и других. В 1657 г. был образован Счетный приказ, которому царь поручил контролировать финансовую деятельность других Приказов. В начале XVII в. в России впервые появилась должность контролера – исполнителя обособившейся управленческой функции. Эта должность была введена в Санкт-Петербурге в портовой таможне Коммерц-коллегии для контроля за взиманием торговой пошлины. Но государство уже тогда контролеров не жаловало. Известно, что Петр I при учреждении лесной стражи повелел «оклады им положить минимальные, ибо должность сия воровская». С тех пор контрольная деятельность становилась все разнообразнее и шире, но отношение государства к контролерам, по существу, осталось прежним. В современной России контрольной деятельностью в управлении занимаются тысячи специалистов и государственных служащих различного профиля. Тем не менее из реальной практики известно, что исполняемость, например, правовых норм, и прежде всего законов, все еще оставляет желать лучшего. Разумеется, соблюдение законов, других управленческих решений или непочтительное отношение к ним во многом зависит от правовой культуры, законопослушания самих граждан. Но главное все же состоит в том, чтобы в обществе в целом был налажен и четко функционировал механизм действенного контроля, реально обеспечивающий исполнение управленческих решений.

Множество компаний во всем мире страдает от неэффективного использования  разного рода ресурсов – людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного  и преднамеренного искажения  отчетности, прямого мошенничества  со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы контроля.

Каждый из нас практически  ежедневно применяет самоконтроль или, другими словами, внутренний контроль. Это происходит, когда мы закрываем  дверь перед уходом из дома, проверяем  счет в ресторане, покупаем страховку. И подобные примеры можно продолжать. А вот некоторые примеры недостаточного контроля, но уже касающиеся крупнейших компаний. Хакеры проникают в систему  электронных расчетов банка и  крадут несколько сотен тысяч  долларов; компания-производитель тратит несколько миллионов долларов на устранение неисправности в тормозной  системе проданных автомобилей  – престиж дороже денег; самолет  попадает в катастрофу по причине  некачественного топлива. Все эти  негативные, порой трагичные, события  стали возможны, прежде всего, из-за недостаточно эффективной системы  внутреннего контроля или системы  контроля качества, которая по смыслу близка системе внутреннего контроля.

Контроль, как правило, ассоциируется  с властью, командованием, "поймать", "уличить", "схватить". Такое  представление о контроле уводит в сторону от главного содержания контроля. В самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Некоторые организации создали целые системы контроля. Их функции состоят в посредничестве между планами и деятельностью, т.е. система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами менеджмента, и реальными показателями деятельности организации. И та организация, которая имеет современные и точные системы контроля, имеет больше шансов выжить. Для менеджмента характерно большое количество не только различных видов планов, но и видов и систем контроля. Все системы контроля всегда базировались на идее обратной связи, а именно: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В результате устанавливаются отклонения с тем, чтобы либо исправить негативные влияния, либо усилить действие, если результаты позитивные.

Люди являются неотъемлемым элементом  контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение  людей.

    1. Нарочитая видимость контроля.

Идея, лежащая в основе желания сделать процесс контроля наглядным и видимым, состоит  не в том, чтобы зафиксировать  ошибки или мошенничество, а в  том, чтобы предотвратить их. Менеджеры  надеются, что сотрудники, зная о  том, что контроль существует и действует  эффективно, будут сознательно стараться  избегать ошибок, сомнительных сделок и т.п. Например, каждого банковского служащего, осуществляющего какие-либо сделки, совершенно недвусмысленно предупреждают, что каждый доллар банка должен проходить по счетам каждый день. Денежные расчеты часто проверяются и перепроверяются старшими служащими, как об этом и говорилось в предупреждении. Аналогично, никто не делает секрета из регулярных проверок качества изделий на заводах. Те сотрудники фирм, которые обладают правом выдавать кредиты или подписывать чеки, твердо знают, что вся финансовая отчетность будет тщательно проверена независимыми аудиторами. Побочными результатами наглядности действия системы контроля являются непреднамеренные срывы в поведении людей.

    1. Поведение, ориентированное на контроль.

Это тенденция сотрудников  всячески подчеркивать работу в тех  областях, где проводятся измерения, и пренебрегать той, где подобных измерений не проводится. Подчиненные  обычно делают то, что начальство хочет  увидеть от них при проверке. Необходимо тщательно спроектировать систему контроля с учетом этого эффекта, иначе она будет направлять сотрудников на то, чтобы хорошо выглядеть при проведении контрольных измерений, а вовсе не на то, чтобы достичь целей организации.

Например, такая проблема иногда может возникнуть, если оценивать  работу коммивояжеров только на основе объема их продаж. Опытные коммивояжеры знают, что звонок в уже знакомое место с большей вероятностью приведет к продаже их товара, чем  звонок в незнакомое место. Таким  образом, если объем проданных ими  товаров в долларах будет единственной оценкой их работы, то коммивояжеры будут сосредоточивать свои усилия на уже знакомых покупателях, не заботясь о перспективах. Если в перечень общих целей организации входит также увеличение ее доли на рынке, чего можно достичь только путем  привлечения новых покупателей, то, очевидно, что такое поведение  коммивояжеров может привести к  отрицательным последствиям. Так, в  частности, если фирмы-конкуренты будут  успешно увеличивать свои доли на рынке, то доля данной организации будет  прогрессирующе уменьшаться.

    1. Получение непригодной информации.

Контроль может побуждать  людей выдавать организации непригодную  информацию. Например, менеджеры могут  стараться устанавливать заниженные цели, увеличивая вероятность реального  их достижения и получения вознаграждения в период подведения итогов.

Итак, контроль – это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект и отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.

Контроль на предприятии (контроллинг) включает текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности фирмы от нормативных или плановых и, что более важно, – подготовку рекомендаций для принятия решения.

Контроль выявляет слабые стороны предпринимательской деятельности, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства  и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии включается в процесс  управления, установление целей, разработку бизнес-планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни  товара: от его создания до реализации. В современных условиях при создании новых изделий, организации работы, научных исследованиях и опытно-конструкторских  разработок (НИОКР), получение достижений в науке и технике роль контроля будет усиливаться.

Понятие «контроль в управлении»  следует рассматривать в трех основных аспектах:

  1. контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из их основных управленческих функций, т. е. контроль как деятельность;
  2. контроль как завершающая стадия процесса управления, основой которой является механизм обратной связи;
  3. контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения.

Наряду с внутренним контролем, внутрихозяйственным расчетом, созданием  мер по ограничению риска и  безопасности хозяйственной деятельности фирмы большое значение в финансовой и налоговой сфере в современной  обстановке имеет ревизия – как  инструмент контроля. Неплатежи, задержки заработной платы, налоговое бремя, инфляция и нестабильность экономики  в стране требуют со стороны государства  радикальных мер, соответствующих  международным стандартам: проверок финансовых результатов, правил документооборота и контроля учетной политики. Государство  контролирует предприятия всех форм собственности с помощью эффективных  форм финансового контроля. Объектом финансового контроля выступает как бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, так и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим определяется большая роль и значение финансового контроля как основного элемента государственного контроля и управления. Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры предприятия с государственным участием, организации полностью или частично финансируемые из бюджета, организации и предприниматели в части уплаты налогов в бюджет.  

Страницы:12345следующая →
Описание
Цель работы – исследовать контроль как управленческую функцию.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность, виды и методы контроля;
Определить взаимосвязь контроля с другими управленческими функциями;
Проанализировать этапы процесса управленческого контроля и подходы к его организации;
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ КАК ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1. Понятие и сущность контроля 5
1.2.Виды и методы контроля 10
1.3. Значение функции контроля и его взаимосвязь с другими
функциями менеджмента 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 19
2.1.Характеристики эффективного контроля 19
2.2.Этапы процесса контроля и выбор варианта форм контроля 23
2.3.Различные подходы к организации управленческого контроля…………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…41