Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:47, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Менеджмент"

Работа состоит из  1 файл

Вопросы к экзамену по стратегическому менеджменту.docx

— 105.29 Кб (Скачать документ)

1. Миссия организации:  определение, назначение, факторы  формирования, принципы формулирования

Миссия - стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл существования, общепризнанное предназначение организации. Это роль, которую предприятие хочет играть в обществе.

Миссия (предназначение) организации - ответ на вопрос, в чем заключается  деятельность компании, и чем она  намерена заниматься.

Генеральная цель, смысл  существования, предназначение, роль, философия, предвиденье, кредо - можно  продолжить список понятий, с которыми связывают Миссию компании.

Таким образом, можно сказать, что Миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его  основную цель. В отличие от видения  миссия характеризует только «настоящее»  организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без  внимания перспективы развития бизнеса.

Кому нужна миссия?

 Во-первых, миссия нужна сотрудникам фирмы - для осознания ощущения причастности и важности выполняемой ими работы, потому что миссия определяет смысл деятельности компании.

Во-вторых, миссия необходима руководителям всех уровней - для облегчения управления персоналом.

В-третьих, миссия разрабатывается для клиентов с целью восприятия и осознания того, что компания не просто зарабатывает деньги, а учитывает и прилагает усилия по удовлетворению потребностей своих потребителей, заботится о них.

Основные компоненты миссии:

  • Продукты или услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей.
  • Категории целевых групп потребителей.
  • Применяемые управленческие технологии и функции, т.е. способ удовлетворения нужд потребителей.
  • Конкурентные преимущества.
  • Философия бизнеса.

Существует два подхода  к пониманию миссии:

широкий;

узкий.

В широком понимании  миссия - это философия и предназначение организации. При таком подходе  миссия определяется в общих терминах без жесткой привязки к номенклатуре производимой продукции, группе потребителей и т.п.

Содержание миссии раскрывается через ценности, верования, принципы, которые положены в основу деятельности организации, а также те действия, которые она намерена осуществлять.

Пример: Миссия опытно-конструкторского бюро:

«Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых  рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду».

Широкий подход к формированию миссии ориентирует предприятие  на достижение стратегических преимуществ  за счет создания возможностей производства широкой номенклатуры продукции (услуг); одновременный охват многих сегментов  рынка и групп потребителей; гибкость маневрирования в управлении организацией.

При узком подходе Миссия рассматривается как утверждение, раскрывающее смысл существования  организации, в котором проявляется  отличие данной организации от ей подобных.

 

2. Видение: определение,  назначение и функции, принципы  формулирования.

Видение - это идеальная картина будущего организации, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Видение определяет уровень притязаний в процессе стратегического управления и планирования.                                                                    Концепция видения завоевывает все большую популярность в мире бизнеса.

Назначение. Оно мотивирует коллектив сотрудников на достижение желаемого образа организации.

 Компании без СВ. не  уверенны в том, какие позиции они пытаются завоевать. Существует 3 аспекта в формировании:

1) Понимание, в каких  сферах бизнеса работает компания.

2) Объяснение СВ. и миссии  компании ясно, доходчиво и вдохновенно.

3) Своевременное решение,  когда изменит стратегический  курс и миссию компании.

При разработке видения  менеджеры компании должны определить: 
1. как они видят будущее своей компании;  
2. в каком направлении она должна развиваться;  
3. какими станут в будущем используемые технологии, товар, клиенты;  
4. какое положение в отрасли компания должна занять в долгосрочной перспективе.

Одна из важнейших  функций стратегического видения – 1. обеспечение перспективной мотивации руководителей и сотрудников организации. 

2. функцией стратегического  видения является возможность  определения стратегических целей  и стратегий развития организации  исходя из понимания общего  вектора развития. 

3. функция стратегического  видения связана с возможностью  осознания корпоративных ценностей  организации. 

Формулирование стратегического  видения - рассмотрение стратегического  видения как инструмента достижения собственных профессиональных и  личных целей. Ведение диалога по поводу разъяснения основных вопросов стратегического развития

3. Стратегия: определение,  назначение. Критерии определения  стратегических целей. Технологии  стратегирования: последовательность стратегических действия и инструменты стратегического менеджера.

Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели - это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива.

Чтобы эффективно работать, менеджеры ставят перед организацией конкретные, измеримые, уместные, стимулирующие, заметные цели на определенный период времени. Выработка эффективных  целей усиливает побудительные  мотивы, устанавливает четкие ориентиры  деятельности и создает ясную  картину ожидаемых результатов.

К типичным относятся цели, связанные с достижением доли данного предприятия на рынках сбыта, ростом объема бизнеса, его прибыльностью, рентабельностью и другими характеристиками.

Значение выработки стратегии, позволяющей фирме выжить в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико. В условиях жесткой  конкуренции и быстроменяющейся ситуации на рынке очень важно  не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию. В прошлом многие фирмы могли  успешно функционировать, ежедневно  решая внутренние проблемы, связанные  с повышением эффективности использования  ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время исключительно  важна стратегия, обеспечивающая адаптацию  фирмы к быстроменяющейся окружающей среде.

.

Упрощенно можно представить следующий алгоритм процесса стратегического управления: 

 

4. Корректировка  стратегии

Стратегия - генеральная программа действий компании, установление приоритета проблем, ресурсов и последовательности шагов для достижения стратегических целей. 

Корректировка - Частичное изменение, исправление, поправка, вносимые в прогнозы, планы, проекты, программы, расчеты.

реализация  стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Решающая роль принадлежит высшему руководству. Его деятельность на стадии реализации стратегии может быть представлена в виде пяти последовательных этапов.

 Первый этап: углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий.

 Второй этап: разработка комплекса решений по эффективному использованию имеющихся у предприятия ресурсов. На этом этапе проводится оценка ресурсов, их распределение и приведение в соответствие с реализуемыми стратегиями. Для этого составляются специальные программы, выполнение которых должно способствовать развитию ресурсов.

 На третьем этапе высшее руководство принимает решения о внесении изменений в действующую организационную структуру.

 Четвертый этап состоит в проведении тех необходимых изменений на предприятии, без которых невозможно приступить к реализации стратегии.

: корректировка стратегического  плана в том случае, если этого  настоятельно требуют вновь возникшие  обстоятельства.                                                                  Результаты реализации стратегии  оцениваются, и с помощью системы  обратной связи осуществляется  контроль деятельности организации,  в ходе которого может происходить  корректировка предыдущих этапов. Разработка (корректировка) стратегии организации

5. Общее и особенное  в управлении идеальным: миссия, видение, стратегия.

МИССИЯ  ОРГАНИЗАЦИИ  — экономическое предназначение, призвание, цель существования организации. Миссия компании - это как раз то, что наделяет ее работу смыслом и делает сотрудников более целеустремленными. Главным образом, миссия отвечает на вопрос: "Что, как и для кого делает компания?" и в доходчивой форме объясняет то, ради чего существует организация.

Видение - это идеальная картина будущего организации, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.

Стратегия - генеральная программа действий компании, установление приоритета проблем, ресурсов и последовательности шагов для достижения стратегических целей. Стратегия дает понимание происходящего, преемственность (возможность долгосрочного планирования).

Стратегия исходит из миссии, видения и ценностей компании.

Общее разрабатываются на перспективу.

6. Организация  и внешняя среда. Структура  внешней среды. Зависимость влияния  внешней среды на организацию.  Методы изучения внешней среды

Любая организация находится и функционирует во внешней среде, которая является источником ресурсов для организации. В свою очередь сама организация направляет результаты своей деятельности во внешнюю среду. Организация и внешняя среда находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Внешняя среда подразделяется на две среды воздействия на организацию:

-Среда прямого воздействия  включает факторы, которые непосредственно  влияют на деятельность организации.  К ним относят поставщиков,  акционеров, трудовые ресурсы, законы  и учреждения государственного  регулирования, профсоюзы, потребителей  и конкурентов.

-Среда косвенного воздействия  под ней понимаются факторы,  которые могут не оказывать  прямого немедленного воздействия  на организацию, но сказывается  на ее функционировании. Речь  идет о таких факторах, как  состояние экономики, научно-технический  прогресс, социокультурные и политические  изменения, влияние групповых  интересов и существенные для  организации события в других  странах.

Анализ внешней среды  представляет собой оценку состояния  и перспектив развития важнейших, с  точки зрения организации, субъектов  и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может  оказывать непосредственное влияние. Существует большое количество методов анализа  внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:

1 SWOT- анализ. Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. SWOT-анализ -- это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения.

2 SNW – анализ. SNW - анализ - это усовершенствованный SWOT-анализ.

Strength (сильная сторона),

Neutral (нейтральная сторона),

Weakness (слабая сторона).

В отличие от анализа  слабых и сильных сторон по матрице SWOT-анализ, SNW - анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной  стороны является, то что «зачастую  для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным  состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих  конкурентов по всем кроме одной  ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S.

3 PEST – анализ. Таким образом, PEST - анализ - это инструмент, предназначенный для выявления:

§ политических (Policy),

§ экономических (Economy),

§ социальных (Society),

§ технологических (Technology)

Важным при проведении PEST - анализа является требование системности  стратегического анализ каждой из четырех  указанных компонент, так как  все эти компоненты тесным и сложным  образом взаимосвязаны.

4. Методика анализа угроз и возможностей макросреды ETOM.

Другим вариантом анализа  внешней среды через составление  перечня внешних опасностей и  возможностей организации является метод взвешивания каждого фактора (для измерения значимости каждого  фактора для конкретной организации) ETOM. 

7. Среда опосредованного  окружения: состав и факторы для организации. Субъекты анализа. Методы изучения внешней среды

Основные факторы внешней  среды, воздействующие на поведение  организации, представляют собой части  комплексного анализа среды (PEST-анализ), и могут быть разделены на четыре крупные группы:

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"