Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:20, шпаргалка

Описание

1. Сущность и содержание понятия «менеджмент».
2. Основные функции и требования к современным менеджерам.
4. Виды и функции менеджмента.
...
77. Конкурентная позиция турфирмы по модели М.Портера. SWOT-анализ конкурентной среды сервисных предприятий

Работа состоит из  1 файл

Контрольные вопросы по менеджменту СКСТответы.docx

— 351.10 Кб (Скачать документ)

Контрольные вопросы по менеджменту  СКСТ

(25 билетов по 3 вопроса)

  1. Сущность и содержание понятия «менеджмент».

Современная торговля представляет собой одну из наиболее динамично  развивающихся отраслей российской экономики. Постепенное вхождение  хозяйственного механизма в цивилизованное русло, растущая конкуренция со стороны  зарубежных торговых сетей требуют  пересмотра традиционных подходов к  управлению, в большей степени  основанных на здравом смысле и накопленном  практическом опыте. Единственным источником прибыли становится удовлетворение потребностей рынка и подчинение им всех торговых функций, связанных  с закупкой, хранением и реализацией  товаров.

Деятельность в сфере  торговли строится на специфических  знаниях, умениях и навыках, успешная реализация которых требует координации  труда отдельных работников. Ключевая роль в решении этой задачи принадлежит  менеджменту организации, который  претерпевает в последние годы существенные изменения, обусловленные революционными преобразованиями в области информационных технологий. Нежелание признать этот факт практически не оставляет предприятию  шансов на успех. Профессиональный менеджмент позволяет оптимальным образом  объединить разноаспектную деятельность организации в единое целое и  направить ее на достижение общих  целей. Эффективный менеджмент обеспечивает получение прибыли — главной  движущей силы бизнеса. «В каком направлении  развивать свое дело?», «Как это делать»? — вот два ключевых вопроса, ответы на которые следует искать в теории менеджмента. Менеджмент торговли представляет собой молодую, во многом формирующуюся отрасль знаний. Поэтому прежде чем перейти к изложению современных управленческих технологий, следует уделить внимание вопросам, связанным с методологией, понятийным аппаратом, механизмами становления и развития менеджмента как научной дисциплины.

В нашей стране термин «менеджмент» получил широкое распространение  в процессе реформирования отечественной  экономики. В дореформенный период он использовался для того, чтобы  подчеркнуть противоположность  подходов к управлению предприятием при капитализме и при социализме. Менеджмент считался атрибутом капиталистического общества и противопоставлялся управлению социалистическим предприятием. Как  соотносятся понятия «управление» и «менеджмент» в настоящее время? Какое место занимает каждое из них  в современном экономическом  словаре? Несмотря на лексическую близость, термин менеджмент не следует рассматривать  как синоним термина управление. В широком смысле слова под управлением понимается процесс воздействия на ту или иную систему для достижения определенных целей. Таким образом, в качестве объекта управления выступает любая система — как техническая (управление автомобилем, станком), так и социальная (управление обществом группой людей). Применительно к социальным системам наука управления занимается отношениями, которые возникают между людьми по поводу управления различными сторонами человеческой деятельности. В качестве социальной системы могут выступать государство, отдельные регионы, коммерческие и некоммерческие организации, их подразделения и отдельные группы людей. Первоначально термин «менеджмент» использовался применительно к управлению коммерческой организацией. В последние десятилетия этот термин широко применяется также для обозначения процессов управления бюджетными и общественными организациями.

Термин «менеджмент» заимствован  из английского языка. Оксфордский  словарь приводит следующие его  значения:

  • управление коммерческим предприятием;
  • умение управлять, административные навыки;
  • орган управления, администрация, дирекция организации;
  • «управленцы» как социально-профессиональная группа, противостоящая рабочим;
  • специфические методы управления, например, management by objectives — управление по целям, management by exception — управление по отклонениям и т. д.

Оксфордский словарь  дает также ряд других, более общих  его значений:

  • способ, манера или навыки руководства кем-либо или чем-либо;
  • изобретательность, находчивость, изворотливость, проявленные при достижении каких-либо целей (часто с негативным оттенком, подразумевающим использование обмана, различных уловок, хитрости).

В английском языке  слово management обозначает также умение обращаться, владеть чем-либо (инструментом, оружием и т. п.), а глагол manage — еще и «усмирять, выезжать лошадей».

Слово management, в свою очередь, восходит к латинскому manus (рука, власть). Первоначально одно из значений глагола, происходящего от данного корня, означало «укрощать, делать ручным». В научный оборот слово management было введено сравнительно недавно — с момента формирования менеджмента как научной дисциплины. Однако до сих пор используется несколько определений, одинаково справедливых для понимания сущности этого явления. Достаточно распространенным является определение, основанное на перечислении основных функций менеджмента. Согласно этому подходу, менеджмент представляет собой процесс планирования, организации, воздействия на персонал и контроля за деятельностью организации, направленный на обеспечение ее эффективного функционирования. Нередко менеджмент трактуют как совокупность рациональных методов и организационных рычагов управленческого воздействия. Крупнейший американский специалист в области управления Питер Друкер рассматривает менеджмент как особый вид деятельности, позволяющий упорядочить деятельность группы людей и направить ее на достижение поставленных целей. Однако если попытаться обобщить имеющиеся определения, суть менеджмента сводиться к одному — умению делать работу чужими руками.

В настоящее время менеджмент рассматривается как самостоятельная  область знаний, научная дисциплина, имеющая специфический предмет  изучения, понятийный аппарат, свою теоретическую  и методологическую основу, изучение которых необходимо в рамках овладения  квалификацией профессионального  менеджера. Одновременно о менеджменте  говорят как об искусстве управления. Искусство управления предполагает наличие у менеджера наряду со знанием техники управления особого  рода дарования, без которого невозможно эффективное использование накопленных  теоретических и практических знаний в конкретной ситуации (так же как  высокий уровень исполнительского искусства предполагает не только грамотную  технику исполнения, но и наличие  таланта). Это обусловлено тем, что  организация, являющаяся объектом управления, представляет собой сложную систему. Особенности ее функционирования складываются под воздействием большого числа  факторов, учет которых требует ситуационного  управленческого мышления. В этих условиях дополнительным фактором эффективности  принимаемых менеджером решений  является наличие у него определенных характеристик, индивидуальных особенностей (черт характера, творческих способностей, интуиции и пр.).

Руководитель, менеджер —  это работник, осуществляющий управленческую деятельность и отвечающий за процесс  формирования доходности организации. Основная его задача — решение  проблемы достижения наилучшего результата исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он должен заставить эффективно работать сложный механизм функционирования современного предприятия.

В торговле роль менеджеров в процессе функционирования организации  дифференцирована и определяется уровнем, который занимает данный менеджер в  иерархической структуре организации. Топ-менеджеры (высшее управленческое звено) играют ключевую роль. Они определяют стратегию развития организации, политику, правила и процедуры ее реализации, отвечают за общее процветание организации, за эффективное функционирование отдельных направлений деятельности — закупку и реализацию товаров, финансы, персонал. Менеджеры среднего звена обеспечивают решение специализированных задач торговой организации, оказывают поддержку в реализации ее основной функции, образуют вершину операционного ядра. Им предоставляются ресурсы организации, эффективное использование которых они должны обеспечить. Нижний уровень управления — менеджеры, осуществляющие непосредственное руководство торгово-оперативным персоналом, образующим базовую структурную единицу организации.

Управленческий труд предъявляет  особые требования к профессиональным и личностным характеристикам менеджера. В современных условиях менеджер должен обладать:

  • профессиональными знаниями и опытом в области менеджмента;
  • квалификацией — специализированными знаниями и опытом работы в том направлении, в котором реализуется его бизнес, знаниями ассортимента, принципов его формирования, основ организации торгово-технологических процессов, торгово-технологического оборудования и пр.;
  • знаниями в области экономики и управления на макро и микро уровне;
  • способностью обеспечить быструю реакцию предприятия на изменения конъюнктуры рынка;
  • навыками предпринимательства, чувством нового, нестандартностью мышления, способностью принимать решения в новых ситуациях;
  • работоспособностью и упорством в достижении целей;
  • организаторскими способностями и навыками.

Профессиональный  менеджмент предполагает владение методами и приемами управления, использование  современных информационных технологий, владение навыками делового общения, основами психологии, социологии, самоменеджмента. Ужесточение условий конкурентной борьбы выдвигает особые требования к подготовке и повышению квалификации в области менеджмента. В экономически развитых странах затрачиваются огромные средства на обучение специалистов в области управления. В США наибольшую известность приобрели Гарвардская и Колумбийская школы бизнеса. В развитых странах Западной Европы (например, в Англии 90%) большинство менеджеров высшего звена имеют специальное образование в области менеджмента. По окончании учебных заведений молодым специалистам присваивается степень магистра делового администрирования. Предприятия затрачивают значительные средства на повышение квалификации менеджеров. Управленческая квалификация ценится дорого — ежегодные доходы от профессиональной деятельности наиболее известных менеджеров достигают десятков миллионов долларов.

В России профессиональная подготовка менеджеров является достаточно острой проблемой. Исследования, проводимые на предприятиях торговли, показывают, что, как правило, именно отсутствие элементарных знаний в области менеджмента  является причиной возникающих проблем. При этом руководство предприятий  нередко старается «экономить»  на обучении своего персонала, относя эту задачу к числу второстепенных. Значительная доля менеджеров среднего звена нуждается в повышении  управленческой квалификации. Ее недостаточный  уровень вызывает недовольство рядовых  работников, препятствует наиболее полному  использованию кадрового потенциала, приводит к высокой текучести  кадров.

Актуальной является проблема реформирования программ обучения. Многочисленные курсы, привлекающие недостаточно квалифицированных  преподавателей, в лучшем случае знакомят своих слушателей с западными  наработками, не задаваясь вопросом о целесообразности применения этих знаний в условиях нашей страны. Тем самым дискредитируется роль менеджмента как важнейшего фактора  повышения доходности организации. Между тем обучение должно строиться  с учетом организационно-технических  и социально-экономических особенностей функционирования отрасли. Проектируя отечественные модели управления, следует  иметь в виду специфические особенности  современной отечественной экономики, социокультурное своеобразие российского  общества.

Специфика торгового менеджмента  обусловливается отраслевыми особенностями. Процесс продажи, даже с появлением виртуальных магазинов, всегда предполагает непосредственный контакт с покупателем, вследствие чего операционные технологии с трудом поддаются стандартизации. Работа с людьми ограничивает возможности  механизации и автоматизации, что  увеличивает долю живого труда. Работа продавца требует творческого подхода, а ее результативность во многом определяется его личными качествами, знаниями в области психологии продаж. Трудности, связанные с идентификацией качества услуги как таковой при продаже  товара, усложняют измерение количества и качества труда торговых работников.

Магазин является конечным звеном товародвижения, обладающим наибольшим объемом информации о предпочтениях  потребителя. Это определяет возникновение  новых организационных форм, обеспечивающих жесткий контроль и координацию  работы всех звеньев товаропроводящей цепи. Такой подход способствует формированию товарного предложения, привлекательного для покупателя. В последнее время  в торговле отмечается интенсивный  рост объема дополнительных услуг. Их спектр направлен на решение проблем  покупателя, связанных с приобретением  товара. Таким образом, диверсификация деятельности ставит перед менеджментом торговли ряд новых задач, от успешности решения которых зависит конкурентоспособность торговой организации.

 

  1. Основные функции и требования к современным менеджерам.

Функции менеджмента

  • Производство результатов — обеспечивает результативность организации в краткосрочном аспекте.
  • Администрирование — поддержание порядка в организационных процессах.
  • Предпринимательство — определение направления, которого должна придерживаться организация.
  • Интеграция — создание системы ценностей, стимулирующих людей действовать сообща, обеспечение жизнеспособности и эффективности организации в долгосрочной перспективе[7].
  • меть должен: 
     
    организовывать и планировать производство и реализацию продукции и услуг; принимать правильные управленческие решения; руководить коллективом на уровне современных требований, то есть должен быть реальным лидером в коллективе; общаться и контактировать с людьми; побуждать работников к творческой активности и рационализации изобретений, оценивать достижения подчиненного сообразно достигнутым результатам; находить оптимальные решения в конфликтных ситуациях; быть предельно объективным к подчиненным независимо от своих симпатий; отбирать и обучать работников;уметь подчиняться самому в случае необходимости и соблюдать субординацию. 
     
    Знать должен: 
     
    цены и ценообразование; формирование спроса на продукцию фирмы и стимулирование сбыта; исследование рынков; технику и концепции прогнозирования; бюджет (разработка способов рационального использования денег); маркетинговое планирование; каналы товародвижения; товары фирмы; технологию производства и ее роль в производстве; рынок покупателей (характеристика потребителей); трудовое законодательство; использование компьютеров и информатики; устройство фирмы, ее политику и структуру; бухучет; макро- и микро-экономику; финансы; международную торговлю; социальную ответственность за рыночную деятельность фирмы; материально-техническое снабжение (источники ресурсов, транспорт, обеспечение).
  •  
     
    В американских школах бизнеса существует свой собственный подход к проблеме подготовки менеджеров. Ниже приводится список тематических областей, в которых кандидат на получение сертификата менеджера должен продемонстрировать компетентность: понимание природы управленческих процессов; знание основных организационно-правовых форм предприятий; знание функциональных обязанностей и стиля работы менеджера;четкое представление об ответственности менеджера и распределении ответственности по уровням управления; способы повышения эффективности управления; знание информационных технологий и средств коммуникаций; умение письменно и устно излагать свои мысли; компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов; способност
  • ь к лидерству и нормализации рабочих и личных отношений между подчиненными; знание особенностей взаимоотношения между фирмами и клиентами;способность управлять ресурсами

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"