Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:03, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Работа состоит из  1 файл

шпора по истории упр. мысли.docx

— 126.64 Кб (Скачать документ)

1.Зарождение управленческой мысли. Периоды развития управленческой мысли.Мен.-т как особая категория и сам область исследования сложилась в ХХ в., являясь в настоящее время сам областью научного знания.Как и любая наука, мен.-т обладает собственными особенностями зарождения,развития,предметом,объектом и методами исследования. Управленческая мысль развивалась одновременно с эволюцией человеческого общества и изменением экономических,общественно-политических и производственных отношений.Как отдельная область знаний мен-т появился среди собственников-управленцев,т.е. ее возникновение было обусловлено необходимостью в разработке методов и принципов управления конкретными предприятиями.Менеджмент получил настоящее развитие и становление в крупнейших корпорациях(напр.,американских «General Motors»,«General Electric»).Бурное развитие менеджмента как науки в индустриальный ХХ в. опиралось на решение практических задач, стоящих перед собственниками и управленцами, а именно—повышения эффективности деятельности организаций и производительности труда персонала.Современный менеджмент как наука носит явно выраженный междисциплинарный характер: в нем присутствуют элементы социологии,психологии,общей теории систем, математики, макро- и микроэкономики, экономики предприятия, теории организации и т.д.Объектом менеджмента является любая социально-экономическая система, поддающаяся управляющему воздействию, вне зависимости от форм собственности, размеров и сферы деятельности. Предметная область менеджмента -это процесс управления предпринимательскими структурами как социально-экономическими системами.Отличительными чертами мен-та как науки являются:• преемственность, т.е. основные модели опираются на опыт и прошлые научные достижения; • наличие собственных методов исследования: – общенаучные: математическое и экономическое моделирование, эмпирические методы, методы системного и системно-синергетического подхода, ситуационный подход, методы социологических исследований и др. – специфические: методы реализации основных функций менеджмента, управления подсистемами предпринимательских структур и др.) • научная обоснованность и объективность знания,т.е. полученные в ходе исследований знания могут быть воспроизведены при создании соответствующих условий любым субъектом. Изменение общественной организации и производственных отношений в обществе обусловило изменение и в управленческой мысли, т.е. в основных взглядах и методах организации производства материального продукта и услуг, реализации, товарообмена, товарно-денежных отношениях на рынке.В целом можно выделить шесть основных периодов развития управленческой мысли:1.Первый-ревний мир. 2.Второй-Средневековье(V-срXIIвв.) и Эпоха Возрождения(XIV–XVIвв.).3.Третий-доиндустриальная эпоха ср XVI-середина XVIII вв.).4.Четвертый-начало индустриальной эпохи(XVIII–XIXвв.).5.Пятый период развития управленческой мысли:индустриальная эпоха( конец XIX-80-егг. XXв.).6.Шестой- постиндустриальная (информационная,сетевая) эпоха(80-е годы ХХ в.- настоящее время).Изменения в управленческой мысли Древнего мира,Средневековья,Эпохи Возрождения определяются изменением экономической ситуации, развитием тов-ден отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие и сущность управления с позиций современных наук.Управление как самостоятельная система претерпела ряд изменений, связанных с развитием общества. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в, как минимум, трех сферах человеческой дея-сти:1) оборонительная ;2)политическая ;3)экономическая. На первом этапе, когда группы были незначительные,управление осуществлялось одним человеком.По мере разрастания и усложнения функций,появилась необходимость разделения труда и дифференциация функций.Менеджмент –специфический вид деятельности,кот. занимается управлением .Управление–осознанная целенаправленная деятельность человека,с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды:общества,живой и неживой природы.Сущность мен-та–управлять всем:производством,финансами,кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации–к улучшению результатов.Элементы, на которые направлена управленческая деятельность,образуют объект управления,направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, им может быть отдельный человек или группа людей.Менеджмент–управление в условиях рыночной экономики,совокупность принципов, методов,средств и форм управления производства,разработанных в условиях рыночной экономики и применяемых в странах с развитой рыночной экономикой с целью повышения эффективности производства,увеличения прибыли и прибавочной стоимости.

3.Классическая (административная) школа управления (1920-1950). Представители Файоль и Вебер. Файоль считал, что эффективность производства может быть повышена за счет правильной работы целого предприятия. При этом важнейшую роль отводил администрации. Основная задача – разработка универсальных принципов.Выделил 14 принципов управления:  разделение труда-выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству, при тех же условиях за счет сокращения числа циклов;неотъемленность власти и ответственности –право отдавать приказ и отвечать за результат его исполнения; дисциплина – обязательно для работников всех уровней. Справедливое применение всех санкций; единоначалие-т е единство распоряжения; единство направления – каждая группа должна быть объединена едиными целями и планами; подчиненность; вознаграждение персонала по справедливости; централизация, уравновешенная децентрализация; иерархия; все должно быть на своих местах; справедливость; стабильность; инициативность; корпоративный дух. Его взгляды развил Вебер. Он разработал серию рациональных идей о структуре организации, которую назвал бюрократией. Цель бюрократии: четкое определение должностных обязанностей и видение формальной отчетности.Характеристики организации по Веберу: разделение труда, отбор и продвижение сотрудников, менеджеры работают в соответствии с правилами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Модель «самообучающейся организации».Сам орг - это группа людей, которая постоянно стремится развивать свои способности, чтобы самим сформировать свое будущее.В сам орг должны присутствовать 5 важнейших компонентов. Первый - это совершенствование личности. Чтобы орг могла расти, выживать, добиваться успеха и обучаться, необходимы известные нам компетенции, навыки управления, но это еще не все. Для истинного обучения необходимо так же расти духовно, то есть быть открытым постоянно меняющемся миру - и жить, стремясь творить, а не выполнять работу механически. Здесь два основных момента: постоянно учится ясному видению окружающей реальности и учится делать выводы из разницы между реальностью и своим видением. Этот разрыв делает возможным творческое напряжение, которое делает возможным обучение. Второй компонент - интеллектуальные модели - тесно связан с совершенствованием личности. Это основные ценности и принципы, которые определяют деятельность организации. Третий компонент - это общее видение.  Общее и личное видение должно перекрываться. Общее видение должно быть создано только на основе личного в результате общей работы сотрудников организации. Общее видение появляется тогда, когда задачи, определяемые этим видением, больше не рассматриваются членами организации как нечто отдельное для себя. Четвертый - групповое обучение. Эта дисциплина включает в себя навыки ведения диалога и дискуссии. Эти два вида навыков взаимно дополняют друг друга, но извлечь выгоду из комбинации можно извлечь лишь в том случае, если они будут разделены. Большинству коллективов не хватает умения различать их и осознанно переходить от одного к другому. Пятый - это системное мышление - то есть осознание того, что все взаимосвязано. Организации - это сложные системы с различными моделями, связями и взаимозависимостью. Руководители, которые хорошо понимают характер систем, имеют больше шансов заметить повторяющиеся тенденции, такие, как сохранение определенных проблем или то, что системы имеют свои собственные внутренние ограничители роста. 
Для традиционной организации превращение в самообучающуюся организацию представляет собой огромную проблему. В самообучающихся организациях руководители - это не контролеры и надсмотрщики, а скорее исследователи и конструкторы. Руководители обязаны поощрять служащих к тому, чтобы они были открыты новым идеям, откровенно общались друг с другом, хорошо понимали, как функционируют их компании, создавали коллективные ценности и вместе работали для достижения цели. Этого сложно добиться и этому не учились большинство менеджеров.

6.Предшественники научной управленческой мысли 18-9вв.Центром упр мысли в период 18-19в становиться Англия Наибольшее влияние оказали А.Смит, Маршалл, Вебер, Маркс В сфере их интересов лежали общ устройство,образование гос-ва, формы разделения труда, основы рыночных отношений. Теории предшеств науч менед обусловлены специфическими современными им эк условиями(рост и развитие пром пр-ва, формирование тов-денеж отношений) Круг их исследований – поиск факторов эффективности, разработка эк теорий, анализ социального общества, повышение производительности труда. Рост пром производства требовал все большего числа рабочей силы, население перебиралось в города, росло число крупных городов. Все это явилось причиной ухудшения условий жизни и труда рабочих. В этот период проводилось много экспериментов, исследований на заводах с целью повышения производительности труда, эффективности производства; развивались различные общ теории.  На предпр разрабатывался контроль за операциями, исследования затрат времени и движений на операцию, упр финансами и техникой, планирование и эффективность произ

 

 

 

5.Школа эмпирического анализа П.Друкера, Н. Акоффа.В процессе развития управленческой мысли произошел поворот к практике управления.Среди наиболее видных представителей эмпирической школы можно назвать П. Друкера, Р. Дэвиса Главным направлением исследований в эмпирической школе является изучение содержания труда и функций руководителей. Представители этой школы утверждают, что труд управляющего характеризуется двумя особенностями: 1)менеджер должен создать из имеющихся разнородных ресурсов подлинно целое единство; 2) каждое решение и действие он должен ориентировать на долгосрочные перспективы развития организации.У представителей эмпирической школы сложились и свои взгляды на выполнение функций менеджерами. Они утверждают, что независимо от занимаемой должности каждый менеджер выполняет следующие главные функции: определение целей предприятия, возможных путей их достижения и в зависимости от этого доведение конкретных задач до работников предприятия; классификация работ, их распределение, создание оптимальной структуры, подбор и расстановка кадров; использование меры поощрения и принуждения для стимулирования и координации деятельности работников, установление контроля на основе постоянных связей между руководителями и подчиненными; установление норм выработки, оценка деятельности предприятия и отдельных работников на основе анализа; мотивация работников в зависимости от результатов их деятельности. Учитывая, что деятельность менеджера носит комплексный характер, представители эмпирической школы считают, что помимо узкой специализации в области технических или гуманитарных наук он должен владеть научно обоснованными и проверенными на практике методами и приемами управления. Рекомендуя практические приемы управляющим, эмпирики особое внимание уделяют умению налаживать взаимосвязи, устанавливать линии коммуникаций. Управляющему рекомендуется придерживаться следующих принципов: стремитесь к ясности своих идей и мыслей, прежде чем приступить к коммуникации; проанализируйте подлинную цель каждого сообщения; принимайте во внимание человеческие факторы всякий раз, когда вы передаете сообщение; планируя сообщение, консультируйтесь при необходимости с другими лицами; обращайте внимание как на основное содержание сообщения, так и на его форму;используйте всякую возможность сообщить соответствующим лицам все то, что может иметь определенную ценность для них; следуйте за своим сообщением, поддерживайте обратную связь, позволяющую своевременно принять соответствующие корректирующие меры; устанавливайте коммуникации не только для достижения ближайших целей, но и перспективных; убедитесь в том, что ваши действия подкрепляют ваши сообщения; стремитесь к тому, чтобы не только вас поняли, но и старайтесь понять сами. Будьте хорошим слушателем. Теоретики эмпирической школы не обошли своим вниманием и такие важные вопросы, как степень централизации и децентрализации в управлении, а также делегирование полномочий. Широкое распространение получила одна из рекомендаций школы - целевое управление, на необходимость внедрения которого указывал П. Друкер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Теория «человеческих отношений» Э.Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А.Маслоу, Д.Макгрегора, Ф. Герцберга. Движение за человеческие отношения зародились в ответ на неспособность школы научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.      Элтона Мэйо можно назвать самыми крупным авторитететом в развитии школы человеческих отношений в управлении. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей, предполагает Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. эксперименты Э. Мейо продемонстрировали значимость мотивации. Он сделал два больших открытия: во-первых, что групповая динамика больше влияет на продуктивность труда, чем физические условия работы; во-вторых, что группа подчиняется неписаным правилам, ею же установленным, даже в очень регламентированной трудовой среде. В результате был сделан вывод, что отношение к персоналу намного важнее физических условий, в которых он работает. Э. Мейо утверждал, что социальный мир взрослых людей очень сложен и ориентирован, в основном, на работу. Он говорил, что жалоба — это не реакция на конкретный факт, а симптом общего недовольства. Неформальные группы на рабочих местах обычно становятся решающей силой. Сотрудничество в команде не возникает само по себе, его следует планировать и развивать. А. Маслоу — самый оригинальный теоретик мотивации XX века. Его знаменитую иерархию потребностей можно представить так: Потребности в самоактуализации; Потребности в самоуважении; Потребности в аффилиации; Потребности в безопасности; Физиологические потребности. Д. Мак-Грегор (1906-1964): теория лидерства и стиля управления. Теория Х и У. Двухфакторная теория Гер. На удовлетворенность работой влияют: трудовые успехи; признание заслуг сослуживцами и руководством;

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"