Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 47 вопросов по дисциплине "Менеджмент".

Работа состоит из  1 файл

ekzamen_org_poved_1-2-1.docx

— 83.09 Кб (Скачать документ)

1. Орг. Поведение  и его место в сист. Менеджмента. Уровни рассмотрения ОП. Является междисциплинарной наукой, использует теорию, методы и принципы различных дисциплин, объединяя поведенческие дисциплины (психологию, социологию, антропологию культуры) с менеджментом, экономической теорией, экономико-математическими методами. Задачи изучения организационного поведения-обеспечивать кон-курентное преимущество организации;-улучшать, расширять или изменять типы поведения сотрудников; -управлять разнородным составом участников, учитывать индивидуальные особенности -отыскивать способы мотивации сотрудников -полнее раскрывать потенциал организации -управлять с учетом национально-культурных особенностей. Предмет изучения  - основные закономерности и движущие силы поведение людей в условиях совме-стного труда в организации и межличностного общения;  - индивидуальные представления, представления и ценности людей;  - их действия при работе в группах и в рамках целой организации; - воздействие внешней среды на организацию и ее людские ресурсы, миссии, цели и стратегии;  - взаимодействие организации как целого с внешней средой. Цели изучения организационного поведения: описание поведения людей и объяснение причин поступков индивидов в различных ситуациях,прогнозирование поведения работника,овладение навыками управления поведением людей в процессе труда. Уровни рассмотрения:Организационное поведение рассматривается на трех уровнях:•на уровне индивида  как индивидуальные психологические особенности людей влияют на выполнение или работы, отношения к коллегам и организации, степень их удовлетворенности;на уровне группы – как групповые характеристики и процессы влияют на результативность работы, каким образом группа может влиять на поведение отдельного человека, как создавать группы с высокими показателями функционирования, что такое эффективное руководство, как управлять организационными коммуникациями, межличностным и межгрупповым взаимодействием и конфликтами;на уровне организации в целом – какими отличительными особенностями обладает организация как целое, в какой степени эти особенности содействуют ее успешной деятельности, как организация строит свое взаимодействие с внешней средой.

2.Развитие представлений  о поведении человека в организации. Школа научного управления 1885 – 1920 Ф. Тейлор, Ф.и Л. Гилберт, Г. Эмерсон, Г. Форд, Г. Грант, О. А. Ерманский  -Создание научного фундамента взамен старых сугубо практических ме-тодов работы. Научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи. Выделение планирования. Утвержде-ние менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки. Формирование функ-ций менеджмента Рациональное управление предприятием «снизу» Административная (классичес-кая) школа 1920 – 1950  А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни, А. Рейбли, А. Слоун, А.Гинсбург, И.Бутаков, В.Добрынин, А.Гостев. Рациональное управление пред-приятием «сверху». Рассмотрение управления как универсального процесса, состаящего из не-скольких взаимосвязанных операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учет-ные, административные. Изложение основных принципов управления. Формулировка системати-зированной теории управления всей организации, выделяя управление как особый вид деятельно-сти. Разработка вопросов общего управления. Формулирование систематизированной теории управления всей организацией с выделением управления в особый вид деятельности. Выделение волевого момента в постановке и развертывании производства. Школа человеческих отношений и поведенческих наук 1930 - наст. Время А. Маслоу, П. Фоллет, Э. Мейо, М. Паркер, Р.Лайкерт, Д.Грегор, Ф.Герцберг, С.Стрель-бицкий, Разработка и применение методов управления межличностными отношениями для повышения производитель-ности труда и удовлетворенности трудом. Разработка теории потребностей. Использование наук о человеческом поведении в управлении и формировании организации с тем, чтобы работник мог быть использован в соотвествии с его потенциалом в полной мере. Использование в управлении методов, ориентированных на особенности межличностных отношений, его потенциалом в полной мере. Использование в управлении методов, ориентированных на особенности межличностных отношений.

3.Базистные концепции  и основные теор. Подходы ОП.Организационное поведение основывается на теоретических подходах к поведению человека. Ориентация на человеческие ресурсы (поддерживающий подход). Подход предполагает анализ личностного роста и развития индивидов, достижение ими высоких уровней компетенции, творческой активности и исполнительности. Задача менеджмента состоит в:-обеспечении возможностей совершенствования навыков работников;-повышении чувства ответственности работников;-создании атмосферы, благоприятствующей увеличению вклада работников в достижение целей организации.  ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ подход предполагает переключение основного внимания менеджера с контроля над работниками на активную поддержку их роста и показателей работы.СИТУАЦИОННЫЙ подход, тщательный анализ ситуации позволяет идентифицировать ее значимые факторы и определить наиболее эффективные в данных обстоятельствах методы организационного поведения. Использование ситуационного подхода предполагает обращение к расширенному кругу научных дисциплин, системность и ориентацию на исследования. ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ. Каждая организация срамится к достижению определенных результатов. Потенциал человеческих показателей должен быть объединен с ресурсами, и работнику необходимо предоставить возможность принять участие в достижении результатов организации.Системный подход. Системный подход к организации предполагает, что организация рассматривается как комплекс взаимодействующих элементов. Целостное организационное поведение трактует взаимоотношения “индивиды – организация” на уровне личности в целом, группы в целом, организации в целом и социальной системы в целом. Теории поведения человека в организации.Доктрина человеческих отношений Э. Мейо, Группа работников рассматривается как социальная система; эффективность организации м.б. повышена за счет повышения эффективности использования человеческих ресурсов. Внимание к личности вызывает у работников «эффект сопричастности», способствует росту уверенности в том, что они являются партнерами руководителя. Теория потребностей А. Маслоу:

  1. Мотивами поступков людей являются их потребности, которые лишь частично или косвенно могут быть удовлетворены при помощи денег
  2. Человеческие потребности имеют иерархическую структуру.
  3. Чем выше уровень мотива, тем меньшее значение имеют материальные потребности.
  4. Пока не удовлетворены в определенной степени потребности низших уровней, более высокие потребности остаются неактуальными.
  5. С ростом потребностей повышается активность человека по их удовлетворению.

Теория Х

Теория У

-Типичный индивид негативно  относится к труду и старается  избежать участия в работе

-Не склонен принимать  на себя ответственность, неамбициозен и нуждается прежде всего в безопасности

-Участвует в процессе  труда только под принуждением  и контролем менеджмента

-Труд естественен для  человека-Человек не является прирожденным лентяем, а может стать им под влиянием среды. Работники могут самостоятельно регулировать свой трудовой процесс при решении поставленных задач-Человек способен (и склонен) принимать на себя ответственность-Человек обладает творческими способностями, которые могут быть использованы в трудовом процессе

Основная роль менеджмента состоит  в принуждении к труду и  контроле действий работников

Основная роль менеджмента  – в развитии потенциальных способностей работников и оказании им помощи в  их применении для решения поставленных задач


Принцип «поддерживающих  взаимоотношений» Р. Лайкерта, Менеджер может добиться больших успехов, если создаст такую обстановку, в которой работники видят его заинтересованность в них и чувствуют себя значимыми. Задача менеджера – помогать работнику справляться с его задачами, стараться создавать высокоэффективные группы, перед которыми ставились бы достаточно высокие цели. В таких условиях работники могут удовлетворить свои потребности в самоуважении, а возможно и в самореализации в случае отождествления своих целей с целями группы.Концепция неформальной организации (организации как социальной системы) Дж. Марча и Х. Саймона. Организация рассматривается как коллектив, сформировавшийся по принципу разделения труда. На производительность предприятия влияет система поддержания человеческих отношений внутри организации. Важнейшим фактором организационного поведения являются коммуникации и стиль управления.

4.Индивидуально-психологические  особенности. Установки личности  и их влияние на организационное  поведение Наиболее значимые для управления установки сотрудников связаны с отношением:к труду, к себе как работнику, к работе (удовлетворенность работой, увлеченность работой),к организации, ее целям и руководству. Социальные установки: альтруизм или эгоизм; эмпатия (сочувствие или сопереживание другим людям); аффилиация (стремление принадлежать к группе и быть признанным ей) или индивидуализм; чувствительность к отвержению (к критике, неодобрению) или независимость, самодостаточность и др. В отношении трудовой деятельности:установка достижения успеха,установка избегания неудачи. При анализе поведения человека в сложных ситуациях обращают внимание на установки личности, повышающие или снижающие уверенность в себе. «Приверженность» организации – состояние, в котором, служащий идентифицирует себя со специфическими целями организации и желает сохранить свое членство в ней:-член организации разделяет и делает своими цели организации и ее ценности;-он стремится оставаться в организации и сохраняет это стремление даже тогда, когда это может быть для него не выгодно-член организации готов не только работать на ее благо, но и принести в жертву интересам организации свои личные.Для измерения некоторых из перечисленных установок существуют стандартные тестовые методики, а также разработаны специальные программы для коррекции тех установок, которые снижают адаптивные возможности человека. Работа с этими установками требует индивидуального подхода и более глубокой психологической подготовки, поэтому чаще проводится приглашенными внешними консультантами по заказу руководства для решения определенных проблем в поведении сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Психологические  характеристики личности, значимые  для организации. А)Типологический подход. Выделяют характерные черты людей управляющие их поведением1.Типы индивидуального темпераметра(Сангвиник,Холерик,Флегматик)2.Тип личности по отношению к источнику контроля. Человек с внешними источникам контроля –считает, что все его действия управляються другими людьми.,с внутренними источниками контроля –пологает ,что сам контролирует свои действия.3Типы личности по характеру мотивации:Человек с преобладанием мотивации достижения успеха. Человек с преобладанием мотивации избегания неудачи.4Типы исполнителей:Творческий тип исполнителя, самостоятельный,компетентные усилий;сверзхнормативные-цеденапрваленный,Б)Подход на основе выделения линости черт:1)5 важных параметров личностиЭкстроверсия-общительность,открытость.Эмоцианальная устойчивость-система система озабоченности депрессивности.Уживчивость-доверие.Склонность к сотрудничеству. Открытость к совершенствованию.2)16-ти факторный профиль личности по Р.Кэттелу.С)Бихевиоризм.Механизм поведение(по скинеру)(теория оперативного обучения). Эффект горндаика:с большей вероятностью будут повторяться те реакции на ситуацию, за которыми следует положительное подкрепление,а с наименьшей, те которые сопровождаються дискомфортом.(наказанием) Е)Когнетивный подход. Познание-это акт восприятия некоторой информации.Изучает познавательные процессы личности и их влияние на поведение человека  .рассматривает поведение ак результат внутренних позновательных и мыслительных процессов. Теория установки)))Установка- отношения к внешниму обьекту, готовность, предрасположать субъекта действовать определенным образом по отношению к данному обьекту в определенной ситуации.Существует связь между установками и поведением человека. Результатом установки являет-ся намерение, которое в данных обстоятельствах может осуществиться, а может и нет.

7)Взаимодействие  индивида и орг.Осн ожидания их.Организационное окружение-эта та часть людй с которой сотрудник сталкиваеться в период своей работы.Взаимодейсвие индивида и орг. Определяеться установками:Социальные установки:-эгоизм-эмпатия-индивидуализм-самодостаточность.Установки в отношение трудовой деятельности:-установка достижения успеха-Усьановка узбегания неудач.Приверженность орг.-человек хочет в ней остаться.Ожидания индивиа-Смысл работы-Творчески характер работы-Интенсивность работы-Степень ответсвености и риска-Безопансость и конформность условий работы-З.П. и премии-Гарантия роста и развития-отношения межде членами орг.-Ожидания организации:-Специалист в опр. Области.-Способствует её функционированию-Хорошие отнощения с коллегами.-Человек предан орг. И отсатаивает её интересеы-хорошо работает-Не боиться ответственности-Подчиняеться начальству.

8)Вхождение нового  сотрудника в организацию. Вхождение человека в организацию.-Зависит от характеристик организационного окружения-Зависит от самого человека,имеющего свои личные особенности.Процесс вхождения в организацию:Адаптация человека к новому окружениюКоррекция или изменение поведения человекаИзменение в орг.Завершение процесса адаптации:Должно быть обозначено руководством.:-Присвоение звания-наделение орпедел.полномочиями.допуск к закрытой инф.-привлечение к выробатке решений.Сотруднику становиться ясно ,что он стал полноправным членом организации.УСЛОВИЯ ДЛЯ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОРГ.:Основные цели организации-Допустимы е и предпочтительные средства достижения цели.Имидж организации,поддерживать его.-принципы ,правила,нормы.Поведенческие стандарты, которым должен будет следовать человек, выполняя свою роль: Нормы общения с коллегами и руководством, организация рабочего времени, внешний вид. Для успешного вхождения в организацию сам человек долженПолучить необходимую информацию->быть готовым изменить свое представление о ценностях.Для успешного вхождения нового сотрудника в орг руководоство должно:-расширять старые поведенческие нормы.-заинтересовать его в работе-прививать ему новые нормы поведения.

9.Особенности поведения  сотрудников в условиях авторитарной, опекающей, поддерживающей и коллегиальной  моделей организационного поведенияСистема организационного поведения в управлении предприятием.Основная задача систем ОП состоит в определении важнейших человеческих и организационных факторов, влияющих на достижение целей организации и повышения эффективности деятельности организации за счет управления этими факторами.МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ.

 

Авторитарная

Опеки

Поддерживающая

Коллегиальная

Базис модели

Власть 

Экономические ресурсы

Руководство

Партнерство

Ориентация менеджмента

Полномочия 

Деньги 

Поддержка

Работа в команде

Ориентация работников

Подчинение

Безопасность и льготы

Выполнение рабочих заданий

Ответственное поведение

Психологический результат  для работников

Зависимость от непосредственного  начальника

Зависимость от организации

Участие в управлении

Самодисциплина 

Удовлетворение потребностей работника

В существовании

В безопасности

В статусе и признании 

В самореализации

Участие работников в процессе труда

Минимальное

Пассивное сотрудничество

Внутренние побуждения, активизированные управленческим воздействием

Энтузиазм

Теории Макгрегора

Теория Х

Теория Х

Теория У

Теория У

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"